Организация совместной деятельности и создание условий по развитию представлений старших дошкольников о России как государстве.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Питерскова  Марина  Николаевна

 

Развитие  представлений  дошкольников  о  России  как  государстве.

Проблема  воспитания  гражданственности  в  последние  десятилетия  стала  одной  из  наиболее  актуальных  проблем  российского  образования.  Работая  с  детьми  с  системным  нарушением  речи,  у  которых  снижена  субъективная  активность  в  познавательной  и  речевой  деятельности,  я  создаю  положительную  мотивацию  в  различных  видах  деятельности  по  развитию  представлений  дошкольников  о  России  как  государстве,  варьирование  методов  и  приёмов  обучения  с  учётом  индивидуальных  особенностей  дошкольников,  что  в  дальнейшем  обеспечит  успешность  формирования   речевой  и  познавательной  активности  у  детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  совместной  деятельности  и  создание  условий  по  развитию  представлений  старших  дошкольников  о  России  как  государстве.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания гражданственности уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами. При организации работы по формированию у дошкольников знаний о России следует учитывать, что главное заключается не в том, что6ы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы у них возникли определённые чувства и отношения к явлениям российской действительности. Для воспитания патриотических чувств дошкольников важно, чтобы дети в своей жизненной практике больше сталкивались с образцами и примерами высокой нравственности воспитателей и родителей, видели доказательства любви к России.

Гражданственность является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

- содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни российского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.  Содержание  представлений  старших  дошкольников об  особенностях  родной  страны  можно  условно  объединить  в  следующие  тематические  блоки:  1).  Россия  как  государство;  2).  Прошлое  родной  страны;  3).  Природные  особенности  России;  4).  Культурные  традиции  России.

Содержание блока Россия как государство включает доступные для дошкольников сведения о государственном устройстве России. В интересной для дошкольников форме педагог рассказывает, что Россия - независимое государство, во главе которого стоит президент и правительство, она имеет свою символику-флаг герб, гимн, которые обозначают принадлежность к нашей стране на международных встречах, соревнованиях, конкурсах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что главный город России–Москва, это столица России. В нашей стране много других больших и маленьких городов, сел, поселков, где по-разному работают и отдыхают люди. Вместе с детьми педагог выясняет, что Россия граничит со многими другими странами, это можно увидеть на карте, глобусе. Эти страны можно назвать «странами-соседями» России, каждая из них имеет свои интересные особенности, традиции, культуру. В разговорах, беседах с детьми воспитатель подчеркивает, что гости из других стран часто приезжают в Россию, а россияне путешествуют по разным странам мира. Они узнают много нового из жизни народов других стран и с радостью возвращаются на Родину.

Своё  своеобразие  для  детей  дошкольного  возраста  имеет  и  содержание  тематического  блока  о  прошлом  России.  Рассказывая  детям  об  исторических  событиях,  нужно  подчеркнуть,  что  наша  страна  имеет  интересную  историю,  каждому  её  жителю  важно   знать  прошлое  своего  народа,  жизнь  своих  предков.

В  увлекательной  для  дошкольников  форме, педагог  рассказывает  им,  что  в  разное   время  люди  жили  по-разному:  по-разному  одевались,  работали,  проводили  своё  свободное  время.  Нашими  первыми  предками  (первыми  жителями  страны  которые  населяли  её  давным-давно),  мы  считаем  славян.  Из  разных  документов,  которые  сохранились  до   наших  дней,  мы  можем  узнать,  как  они  выглядели,  чем  занимались,  как  жили.

Опираясь  на  детские  впечатления,  педагог  поясняет,  что  такой,  какая  оно  есть  сейчас  наша  страна  стала  за  долгие  столетия,  благодаря  труду  её  жителей,  которые  строили  города,  обрабатывали  поля,  выращивали  сады,  защищали  нашу  Родину  от  врагов.  В  ходе  бесед  с  детьми,  игр  и  занятий,  и  чтения  художественной  литературы  нужно  знакомить  дошкольников  с  наиболее  яркими  событиями  прошлого,  которые  связаны  с  жизнью  родного  для  дошкольников  края,  города, семьи.

В  соответствии  с  развивающимися  интересами  детей,  педагог  помогает  им  понять,  что  постепенно,  люди  изобрели  электричество,  различные  машины  и  механизмы,  научились  строить  корабли  и  самолёты,  сделали  множество  открытий,  обращает  внимание  на  то,  что  россияне  гордятся  тем,  что  российские  учёные  и  изобретатели  часто  придумывали  свои  изобретения  первыми  в  мире.

Обращаясь  к  событиям  войн  и  сражений  воспитатель  обсуждает  с  дошкольниками,  что  даже  когда  разные  страны  стали  богатыми  и  развитыми,  они  не  перестали  воевать  друг  с  другом.  Одной  из  самых  страшных  войн,  которая  произошла  на  земле,  стала  Вторая  мировая  война,  в  нашей  стране  её  называли  Великой  Отечественной,  т.к.  все  её  жители  тогда  защищали  своё  Отечество,  свою  Родину.  Эта  война  коснулась  каждой  семьи,  если  они  сами  не воевали,  то  самоотверженно  трудились,  помогая  фронту.  Раскрывая  это  содержание,  важно  вспомнить  наиболее  ярких  героев  войны  и  её  сражения,  близкие  для  их  города  в  котором  живут  дошкольники.  Безусловно,  с  маленькими  петербуржцами  необходимо  обсудить  события  блокады  и  обороны  Ленинграда,  героизма  её  жителей.  Все  эти  впечатления  дадут  возможность  дошкольникам  понять  значимость  победы,  праздника  9  мая,  который  и  сейчас  отмечается  «со  слезами  на  глазах».

Вместе  с  детьми  педагог  рассуждает  о  том,  что  война  принесла  нашей  стране  много  бед  и  разрушений,  но  после  неё  благодаря  труду  её  жителей,  она  быстро  восстановилась.  Строились  дома,  фабрики,  заводы,  возрождались  сады  и  парки,  музеи  и  памятники.  Но  люди  не  только  восстанавливали  прежнее,  много  новых  парков,  садов,  памятников  было  заложено  в  честь  Победы.

Опираясь  на  детские  впечатления,  нужно  обратить  их  внимание  на  то,  что  Россия  как  и  другие  страны,  продолжает  изменяться  и  сегодня:   меняется  облик  зданий,  машин,  улиц,  внешний  вид  людей,  их  привычки  и  способ  жизни.  Появляются  новые  изобретения,  которые  делают  жизнь  людей  легче  и  интереснее  (мобильная  связь,  Интернет),  новые  занятия  и  профессии  людей.

Но  Россия  может  становиться  более  богатой  и  развитой  только  благодаря  усилиям  людей,  которые  в  ней  живут,  её  граждан.

При  решении  задач  и  выборе  форм  и  методов  ознакомления  старших  дошкольников  с  прошлым  родной  страны  важно  помнить  особенности  восприятия  времени  дошкольниками.  Для  детей  дошкольного  возраста  история  предстаёт  не  как  цепочка  последовательно  сменяющихся  событий  (как  её  преподают  на  уроках  истории  в  школе),  а  как  тонкая  грань  между  прошлым  и  настоящим,  тем,  что  уже  было  и  прошло.  Поэтому  дошкольникам  одинаково  далёкими  кажутся  и  основание  города  Петром  Первым,  и  события  Великой  Отечественной  войны,  и  жизнь  их  бабушек  и  дедушек.  Исходя  из  этих  особенностей,  предлагая  детям  сведения  о  прошлом  родной  страны,  нужно  не  стремиться  к  тому,  чтобы  дошкольники  запомнили  последовательность  исторических  событий,  имена  исторических  деятелей  и  даты.  Необходимо  показать  дошкольникам  разнообразие  событий  прошлого  нашей  Родины,  наиболее  яркие  события  её  истории.  При  ознакомлении  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  прошлым  родной  страны  важно  полнее  затронуть  их  чувства,  пробуждать  гордость  за  героев,  защитников  страны,  достижения  учёных,  изобретателей,  труд  жителей  страны  по  возведению  новых  городов,  заводов  и  восстановлению  разрушенного  после  войны.

В  содержании  тематического  блока  «Природные  особенности  России»   педагог  рассматривает  с  дошкольниками  особенности  живой  и  неживой  природы,  показывает  разнообразие  и  богатство  природы  России,  развивает  понимание  ими  важности  заботы  о  природе,  интерес  к  животным,  растениям  разных  регионов  России.

Раскрывая  содержание  этого  блока,  в  увлекательной  для  детей  форме  педагог  знакомит  дошкольников  с  тем,  что  природа  России  богата  и  разнообразна,  в  разных  частях  России – разный  климат,  разные  животные  и  растения.  Рассматривая  иллюстрации,  рассказывает  как  растения  и  животные  приспосабливаются  к  жизни  в  разных  условиях – на  Крайнем  Севере,  в  тайге,  в  степи,  в  пустыне,  учит  понимать,  что  особенности  природы  разных  мест  России  тесно  связаны  с  бытом,  культурой,   традициями  людей,  живущих  в  этих  местах.  

В  беседах,  разговорах  с  детьми  нужно  пробуждать  гордость  за  разнообразие  и  богатство  природы  нашей  страны,  желание  узнать  о  ней  больше  и,  вместе  с  тем,  чувство  ответственности  за  сохранение  природы  родного  края.

Развитие  интереса  к  разнообразию  природных  особенностей  России  начинается  с  развития  наблюдательности,  интереса  к  природе  ближайшего  окружения.  Нужно  побуждать  детей  рассказывать,  что  интересного  они  видели  в  поле,  в  лесу,  на  речке,  описать  любимый  уголок.  Проявлять  желание  нарисовать  понравившееся,  растение,  животное,  уголок  парка.  Воспитывая  бережное  отношение  к  природе  важно,  чтобы  взрослые – родители  побуждали  детей  любоваться  красотой  природы.

В  повседневной  жизни – на  прогулках,  поддерживать  желание  старших  дошкольников,   заботится  о  близком  природном  окружении,  соблюдать  правила  поведения  в парке,  в  лесу,  на  речке.  Важно,  чтобы  дети  имели  возможность  участвовать  в  совместных   со  взрослыми  делах,  направленных  на  на  заботу  о  природном  окружении – посадить  дерево  во  дворе  или  на  участке  детского  сада,  разбить  клумбу  с  цветами,  поливать,  заботиться  о  них,  устанавливать  зимой  кормушки  для  птиц.

Постепенно  в  наглядно-действенном  плане, взрослый  знакомит  дошкольников  с  тем,  что  Россия -  большая  страна,  каждая  её  часть  (край,  республика,  область)  имеет  своё  природное  своеобразие,  развивает  интерес  к  удивительным  особенностям  природы  в  разных  регионах  России.

Содержание  тематического  блока  Культурные  традиции  России  предполагает  развитие  представлений  дошкольников  о  народных  промыслах,  народных  играх.

На  основе  этого  содержания,  при  решении  задач  воспитания  начал  гражданственности  у  дошкольников  нужно  развивать  интерес  и  уважение  к  русской  культуре  и  культуре  других  народов.  Обобщая  конкретные  представления  старших  дошкольников,  взрослый  помогает  им  понять,  что  у  каждого  народа  есть  своя  культура,  которая  отражает  особенности  его  жизни  и  истории,  каждый  человек  должен  стремиться  сохранять  и  развивать  свою  национальную  культуру  и  уважать  культуру  других  народов.  В  процессе  знакомства  с  русскими  народными  играми,  сказками,  пословицами  и  поговорками,  особенностями  народных  промыслов  педагог  должен  развивать  у  детей  интерес  к  национальной  культуре  и  культуре  других  стран,  чувство  сопричастности   к  русской  культуре,  уважение  к  наследию  русской  культуре  и  культуре  других  народов.

Таким  образом,  в  содержании  представлений  детей  о  родной  стране  можно  выделить  несколько  тематических  блоков,  но  задачи  работы  по  каждому  из  них  тесно  связаны  друг  с  другом.  При  организации  образовательной  деятельности  педагог  как  правило,  должен  одновременно  решать  задачи  из  разных  тематических  блоков.  Так,  например,  обсуждая  с  детьми  жизнь  стран-соседей  на  основе  наглядных  представлений  знакомит  их  с  гербами  и  флагами  этих  стран, основными  занятиями  людей,  их  некоторыми  традициями,  природными  особенностями,  побуждает  сравнивать  русские  сказки,  игры.

Для  развития  интереса  к  родной  стране  важно  в  первую  очередь  обеспечить  накопление  конкретных  представлений  ребёнка  об  особенностях  родного  города,  края,  страны.  Этому  будет  способствовать  обогащение  предметной  среды  группы.  В  группе  можно  создать  развивающий  центр  «Моя  страна»  для  самостоятельной  и  совместной  деятельности  дошкольников.  Материалы  такого  центра  раскрывают  перед  дошкольниками  разные  стороны  жизни  страны -  её  природу  и  культуру,  события  прошлого  и  современности.  Они  могут  быть  разнообразны – книги  о  городе, изделия  народных  промыслов,  народные  игрушки,  настольно-печатные  игры,  такие  как  например:  «Народы  России»,  «Ремёсла  Киевской  Руси»,  «Геральдика  и  государственные  праздники»,  пазлы,  настольные  конструкторы  «Наш  город».  В  такой  центр  можно  включить  иллюстрированные  детские  энциклопедии  о  России,  политическую  карту  мира,  физическую  карту  России,  карту  города,  в  котором  живут  дети.  Важно,  чтобы  предлагаемые  материалы  предполагали  разное  содержание  детской  деятельности.  Рассматривая  книги  и  альбомы,  дети  знакомятся  с  особенностями  жизни  разных  народов  России,  самостоятельно  или  вместе  с  педагогом  находят  на  карте  нашу  страну,  и  те  города,  в  которых  побывали,  раскрашивают  рисунки изделий  по  мотивам  народных  промыслов,  узнают  из  книг  и  энциклопедий  об  особенностях  русской  Армии,  Флота,  сведения  об  истории  изобретений  и  открытий.

В  развивающую  среду  нужно включать  те  материалы,  которые  вызывают  интерес  у  воспитанников  группы,  предусматривать  разнообразие  и  сменяемость  материалов  центра,  как  по  форме,  так  и  по  содержанию.  Книги,  игры,  игрушки  должны  обновляться  в  зависимости  от  тех  тем,  которые  обсуждают  с  детьми  в  настоящий  момент  и  тех,  к которым  у  дошкольников  сохраняется  интерес,  но  не  реже  одного  раза  в  два  месяца.  

Но  определяющая  роль  в  развитии  у  старших  дошкольников  интереса  к  особенностям  родной  страны,  развитии  представлений  о  её  прошлом  и  настоящем,  воспитанию  начал  гражданственности  принадлежит  взрослым  - воспитателям  и  родителям.

Решая  задачи  представлений  о  родной  стране,  интереса  к  ней  у  старших  дошкольников  можно  использовать  разнообразные  формы  и  методы:  беседы,  игры-занятия,  рассказы  детей  и  взрослых,  рассматривание  фотографий  и  иллюстраций,  игры-путешествия,  дидактические  игры,  чтение  книг  и  изучение  энциклопедий,  совместную  деятельность  с  детьми  с  картами  и  схемами.  Особое  значение  для  дошкольников  имеют  те  формы  работы,  где  они могут  проявить  своё  отношение  к  родному  городу,  стране, жизни  других  народов.  Это  создание  тематической  выставки  рисунков  на  тему:  «Моя  Родина»,  музыкальные  досуги,  праздники.  Свою  работу,  направленную  на  обогащение  представлений  дошкольников  о  родной  стране  по каждой  теме  нужно  начинать  с  организации  активных  форм  накопления  старшими  дошкольниками  опыта – совместных  с родителями  посещений  краеведческого  музея,  музея  истории  города,  отдельных  экспозиций  Этнографического   музея,  прогулок  к  памятным  местам  города.  

Для  развития  детских  интересов  очень  важно  планировать  в  повседневной  жизни  разговоры  с   подгруппами  детей  о  разных  сторонах  жизни  страны,  ориентируясь  на  вопросы  самих детей.  Например:  «Как  назывался  наш  город  раньше?№,  «Был  ли  Санкт-Петербург  столицей  России?»,  «Самый  красивый  уголок  России»,  «Что  интересного  есть  в  разных  странах»,  «Чем  похожи  и  отличаются  разные  народы  России?».

В  беседах  с  детьми,  при  рассматривании  альбомов,  педагог  рассказывает,  что  Россия – большое независимое  государство,  им  управляет  правительство,  во  главе  которого  стоит  президент.  Задуматься  о  том,  как  ответственно  и  трудно  работать  в  правительстве  страны  поможет  игра-беседа  с  детьми  «Если  бы  я  был  президентом….»,  в  которой  дошкольники  по  очереди  могут  рассказать,  чтобы  они  хотели  изменить  в  России  в  настоящем  и  будущем,  обосновать  свои  предложения.  В  такой  беседе  нужно  стремиться  научить  дошкольников  отличать  «реальные»  и  «волшебные»  идеи,  рассуждать  вместе  с  детьми,  что  президент  не  волшебник  и  для  воплощения  каждого  из  его  решений  потребуется  труд  многих  тысяч  людей.  Очень  важно,  чтобы  в  ходе  беседы  дети  сами  могли  оценить  разумность  каждого  предложения,  их  последствия  для  жизни  страны.  В  результате  беседы  вместе  с  детьми  нужно  выбирать  лучшие  решения,  предложить  подумать,  как  можно  было  бы  их  осуществить  в  будущем,  нарисовать  рисунки  на  темы  самых  лучших  предложений.

Раскрывая  особенности  символики  нашей  страны,  вместе  с  детьми  можно  порассуждать  о  том,  для  чего  России  нужен  флаг  и  герб,  предложить  догадаться,  что  могут  обозначать  цвета  флага   нашей  страны,  сравнить  его  с  флагами  других  стран.  Дома  вместе  с  родителями  можно  рассмотреть  герб  России  и  узнать,  какие  символы  на  нём  присутствуют,  найти  похожие  изображения  гербов  других  стран,   рассказать,  что  можно  узнать  о  другой  стране,  рассмотрев  её  герб.  

Познакомить  старших  дошкольников  со  столицей  нашей  Родины  можно  использовать  такие  формы  работы,  как  НОД  по  формированию  целостной  картины  мира  «Экскурсия  по  Красной  площади  и  Кремлю»  (по  иллюстрациям);  чтение  стихов  о  Москве; конструирование  Московского  Кремля  или  рисование  на  тему  «Московский  Кремль»,  рассказы  о  Москве  детей,  побывавших  в столице  (или  рассказ  воспитателя);  сюжетно-дидактическая  игра  «Прогулка  по  Москве-реке  на  теплоходе».

Рассказывая  старшим дошкольникам  о  прошлом  родной  страны,  нужно  обращаться  к  картинам,  иллюстрациям,  отражающих жизнь  людей  нашей  страны  в  разное  время.  Так,  рассматривая  русскую  избу  и  предметы  крестьянского  быта,  можно  предложить  детям   догадаться,  какие  предметы  заменяли  раньше  людям  стиральную  машину,  утюг,  электрическую  лампочку,  автомобиль,  телевизор.  Почему  со  временем  они  изменились?  В  чём  значение  этих  изобретений  для  жизни  человека?  Дети  с  удовольствием  играют  в  игру  «Что  было  раньше,  а  что  сейчас?».  Нужно  побуждать  дошкольников  дома  вместе  с  родителями  посмотреть  детские  энциклопедии,   справочную  литературу  и узнать,  какие  изобретения  были  сделаны  российскими  учёными  и  исследователями.  Так  в  старшем  дошкольном  возрасте  дети  постепенно  начинают  осваивать  представления  о  родной  стране,  поэтому  основными  задачами  развития  интереса  к  родной  стране,  начал  гражданских  чувств  у  старших  дошкольников  можно  считать:

-  развитие  у  детей  конкретных  представлений  о  государственном  устройстве  и  природных  особенностях  России,  ярких  исторических   событиях,  достижениях,  открытиях,  победах  России  в  прошлом  и  настоящем;

-  воспитание  у  старших  дошкольников  интереса  к  своей  стране,  гордости  за  её  народ,  культуру,  традиции,  развитие  терпимости  к  особенностям  и  традициям  людей  разных  национальностей;

-  формирование  умений  выделять  позитивные  события  в  жизни  современной  России,  видеть  положительные  изменения,  происходящие  в  родном  городе,  стране( построили  новые  дама,  детские  площадки,  открыли  новый  бассейн,  изобрели  более  совершенный  прибор),  развивать  интерес  и  уважение  к деятельности  взрослых  на  благо  родного  края.

-  развитие  умений  выделять  отдельные  проблемы  жизни  страны  сегодня,  видеть  их  причины,  понимать  элементарную  зависимость  между  благополучием  страны   и  активной  позицией  её  граждан  в  решении  социально-экономических  проблем,  т.е.  к  формированию  у  детей  начал  активной  социальной  позиции  участника  общественной  жизни.                      



 

Комментарии

Андреева Валентина Петровна

Статья замечательная!