Планирование опытно - исследовательской деятельности по теме "Стихия огня" для детей старшего возраста.
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Новикова Наталья Александровна

Предлагаю подборку опытов, исследований и экспериментов для работы по теме "Стихия огня". Педагог сам определяет последовательность использования опытов в работе с детьми. Цели,необходимое оборудование и ход исследования темы прописаны в таблице, подобраны с усложнением. Есть также и длительные наблюдения и эксперименты, но простые в исполнении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_opytno.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста по теме «СТИХИЯ ОГНЯ»

п/п

Название

Цели,задачи

Материал,

оборудование

Ход

1

Свет вокруг нас

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру; назначение; особенности строения рукотворных источников света.

Иллюстрации с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, костёр, лампа, фонарик, свеча и пр.); несколько предметов, которые не дают свет.

Предложить детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим всё, что нас окружает). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может освещать предметы, когда в природе темно (лампа, костёр и пр.). Выбрать изображения предметов, дающих свет; разделить их на две группы: рукотворные и природные. Продемонстрировать действие свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат : что светит ярче? Рассмотреть особенности строения, обсудить назначение, использование.

2

Световой луч

Понять, что свет – это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно будет более ярким и чётким, если источник света будет ближе к стене и наоборот.

Фильмоскоп (диаскоп), лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм.; прозрачная ёмкость в водой ( банка, аквариум).

Рассмотреть иллюстрацию, где хорошо видны лучи света (сквозь тучу или толщу воды) и объяснить, что свет – лучи, которые в воздухе невидимы, их можно увидеть в воде или в тумане ( когда в воздухе много частиц воды). Демонстрация: в тёмном помещении включить фильмоскоп. Что появляется на стене? (световое пятно) Почему? (от лампы стали исходить световые лучи, отверстие круглое и пятно тоже); изображение исчезает, если фильмоскоп выключить ( нет источника света). Вставить в рамку лист бумаги с отверстием , включить фильмоскоп. Что изменилось? Почему? (изображение уменьшилось, т. к. из-за отверстия луч света стал тоньше). Направить луч света на прозрачный сосуд с водой. Выяснить, что луч света стал виден.

3

Волшебные лучи

Понять, что освещённость предмета зависит от силы источника света и удалённости от него.

Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Вместе с детьми в тёмное время суток ( вечером) осветить картинку свечой и определить изображение. Обсудить, почему плохо видно; что сделать, чтобы лучше разглядеть изображение ( приблизить свечу к картине). Осветить картину фонариками, настольной лампой с разных расстояний. Обсудить результаты, сделать выводы.

4

Далеко - близко

Познакомить детей с тем. Как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха.

Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр), схеме - модель Солнечной системы.

Дети включают настольную лампу, представляют, что это Солнце, помещают два термометра на расстоянии от лампы 10 и 100 см. определяют, где температура выше, почему? (от лампы идут лучи света (тепло) и термометр, который ближе получит больше тепла и больше нагреется). Вывод: чем ближе к источнику света, тем – теплее, чем дальше – тем холоднее.

Рассмотреть модель Солнечной системы; определить удалённость планет от Солнца; на какой из них t выше? (Меркурий). Поясняют это с помощью опыта. Делают вывод: чем ближе к Солнцу планета, тем больше солнечного тепла она получает, у удалённых планет атмосфера холоднее.

5

Наблюдение «Когда это бывает?»

(модель, круговая диаграмма частей суток)

Наблюдение за освещённостью в разные части суток.

Иллюстрации пейзажей, событий в разное время частей суток, цветная бумага, краски.

Дети в д/с и с родителями наблюдают за освещённостью в разное время суток, за луной. Опираясь на наблюдения, предложить детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет, закрасить сектора, подобрать иллюстрации по каждой части суток (пейзажи, изображения режимных моментов, событий).

6

Что нужно

растениям

для питания?

Определить необходимость света для развития и роста растений.

Комнатное растение с твёрдыми, крупными листьями (бальзамин, сансевьера), лейкопластырь.

Предложить детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет попадать свет? Проверить экспериментальным путём: часть листа заклеить пластырем, оставить растение на неделю. Через неделю пластырь снять. Дети делают вывод: заклеенная часть стала светлее, без света питание внутри листа нарушается, растению необходим свет для полноценного развития (зарисовать результаты в дневник наблюдений).

7

Наблюдение «Уличные тени»

Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения

Во время прогулок дети наблюдают образование тени на улице: днём – от Солнца, вечером – от фонарей, тени от предметов разной прозрачности. Обсудить с детьми, когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? ( это тёмное пятно, схожее с очертанием предмета). Как образуется тень? (когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет). Во время наблюдений дети выясняют, что от одного предмета может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи от каждого идут по своей «дорожке», встречают преграду и на этой «дорожке» появляется тень); чем выше источники света – тем светлее тень; по мере удаления от источника света – тень удлиняется и контур становится менее чётким.

8

Как не обжечься.

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по разному (теплопроводность материалов)

Одинаковые по размеру ёмкости из различных материалов: керамики, пластмассы, дерева, металла.

Дети рассматривают ёмкости; определяют из каких материалов они сделаны. Ёмкости наполняют горячей водой (НЕ КИПЯТКОМ!!!) Дети определяют, что вода горячая, т.к. из ёмкости идёт пар, он хорошо виден. Предполагают, какими должны быть ёмкости на ощупь (горячими, нагреться от воды). Осторожно дотрагиваясь, проверяют предположения. Отмечают, какая самая горячая (металл, керамика, пластмасса, дерево). Зарисовывают картограф, отмечая температуру цветом.

9

Свеча в банке.

Выявить, что для горения необходим кислород; что при горении изменяется состав воздуха. Познакомится со способами тушения огня.

Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя) не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, не задувая её. Провести опыт: зажечь свечу, накрыть банкой, наблюдать пока свеча не погаснет. Объяснить, почему она погасла: для горения необходим доступ кислорода, который при горении превращается в другой газ, поэтому, когда доступ кислорода затруднён, огонь гаснет. Люди используют это при тушении пожаров (при поливе огня водой, она при высокой температуре превращается в пар, который препятствует доступу кислорода). Рассказать о других способах ( засыпать землей, накрыть плотной тканью).

10

Солнечные

«зайчики»

Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом)

Зеркала.

Загадать загадку или прочитать стихотворение о солнечном «зайчике». Показать, как поучается солнечный «зайчик» (зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света). Предложить детям самостоятельно поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении. выяснить, что управлять им трудно, даже от  небольшого движения зеркалом, «зайчик» перемещается на большое расстояние. Предложить поиграть «зайчиками» в «догонялки», «прятки» (закрыв зеркало ладошкой).

11

На свету и

в темноте

Определить необходимость света для роста и развития растений.

Лук, две ёмкости с землёй, колпак из прочного картона.

Предложить детям на примере выращивания лука, доказать, что свет необходим для роста и развития растений. Посадить лук в две ёмкости, одну накрыть колпаком. 7-10 дней наблюдать за луком в открытой ёмкости. Через 7-10 дней снять колпак со второй. Отметить разницу; зарисовать результаты. через 7-10 дней вновь зарисовать изменения (лук позеленел, в нём  наладились питательные процессы)

12

Разноцветные

огоньки

(опыт)

Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.

Противень, зеркало, лист белой бумаги, схема  расположения оборудования.

В ясный солнечный день, наполненный водой противень, кладут на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет Солнца. Зеркало помещают внутри противня, положив верхней стороной на край, а нижней внутри противня, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой держат перед зеркалом лист белой бумаги, другой слегка приближают зеркало, пока на на бумаге не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрации зеркалом. Наблюдают, как на бумаге появляются разноцветные огоньки. Вода выполняет функцию призмы (призма – треугольное стекло, преломляющее свет на цвета спектра). Вспомнить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети находят цвета на бумаге; уточняют, что вода плескаясь изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.

13

В тепле

и в холоде

Выделить факторы, благоприятные для роста и развития растений.

Зимние ветки деревьев (тополя, сирени)

Зимой, ранней весной обратить внимание детей на веточки деревьев и кустарников. Почему нет листочков? (деревья «спят», потому что на улице холодно). Предложить внести веточки в тёплое помещение и понаблюдать, что с ними произойдёт. В дневнике наблюдений дети зарисовывают все изменения.

14

Лабиринт

(эксперимент)

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой, перегородками лабиринтом, отверстием в одном углу, картофельный клубень.

В коробку, в одном углу, поместить картофельный клубень, в противоположном – отверстие для света. Поставить в тёплое место, отверстием к источнику света. Открывают только после появления ростков из отверстия; отмечают их цвет и направление роста. Оставив коробку открытой, наблюдают за изменениями с ростками (позеленели, растут во все стороны). Сделать выводы.

15

Передача

солнечного

«зайчика»

Понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Зеркала, схема многократного отражения.

Предложить детям запустить солнечного»зайчика». Обсудить, как он получается (отражение света от зеркала). Выяснить, что произойдёт, если в том месте, куда попал солнечный «зайчик», на стене поместить ещё одно зеркало. Предложить детям запустить «зайчика» в ту часть комнаты, где не светит Солнце. Затем дети «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс многократного отражения светового луча в виде схемы.

16

«Разведчики»

Зеркала, схемы многократного отражения.

Рассказать детям историю о мальчике, который играя в «разведчиков», придумал, как с помощью зеркала увидеть, что происходит за углом дома, не выглядывая из-за него. Предложить детям самостоятельно  показать, что придумал мальчик, используя схему, а затем придумать окончание рассказа.

17

Изготовление

солнечных часов

Продемонстрировать через движение тени движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Стержень (палочка) с заострённым концом, картонный круг.

Обсудить с детьми, как происходит смена частей суток и времён года (вращение Земли вокруг своей оси и Солнца); как более точно можно определить время (по часам). Какие бывают часы? (механические, песочные и пр.) Рассказать, что в древности люди определяли время по Солнцу и солнечным часам. Предложить детям изготовить солнечные часы по алгоритму: начертить на бумаге круг, ровно в центре закрепить стержень и отмечать перемещение тени от него в течение дня, делать отметки и ставить время в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

18

Защитим себя от Солнца

Реализовать представления о Солнце, полученные в ходе поисковой деятельности; научить делать шапочку из бумаги по типу оригами.

Бумага, схема изготовления шапочки.

Провести беседу о роли Солнца для жизни на планете Земля, о его пользе и об опасности. Рассказать о солнечном ударе и обосновать необходимость защиты организма в жаркие, ясные дни. Создать проблемную ситуацию «Как защитить себя от Солнца?». Выслушав предположения, прийти к выводу об обязательном наличии головного убора и предложить изготовить его из бумаги. Уточнить знания о свойствах материала (бумаги). Предложить схему изготовления шапочки и приступить к выполнению шапочки. Использовать на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности в ДОУ

Перспективное планирование опытно- исследовательской деятельности в ДОУМладшая группаСредняя группаСтаршая группа...

Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение ...

Опытно-исследовательская деятельность по пожарной безопасности для старших дошкольников «Тайна волшебного пламени"

Закрепить знания детей об огне и его свойствах. Способствовать формированию правильному поведению в опасных ситуациях. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности....

Календарно- тематическое планирование опытно-исследовательской деятельности.подг.гр

№ п /пМесяцТема НОДКоличество часовДатаРежимные моментыПримечаниеСентябрь 1 неделя«День знаний, я и мои друзья»Свеча в банке Цель: Развивать познавательный интерес к опытам. Уточнить...

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» (для детей среднего возраста 4-5 лет)

Опытно-исследовательская деятельность самая благоприятная для интеграции. Именно этот вид деятельности помокает в решении многих образовательных задач....