Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению "Познавательно-речевое развитие детей" возникает потребность более углубленного исследования вопроса "Почему мир разноцветный?" и "Можно ли увидеть в радуге все цвета, их переливы и оттенки?"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proekta_v_raduzhnom_korolevstve.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                   Использование  метода  проекта  в  формировании представлений  о  человеке  в  истории   и культуре  у  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей в дошкольном возрасте называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольной практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.

Современное дошкольное образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность. Что такое проект? И что такое проектная деятельность?

Проект (в переводе с латинского) –  «брошенный вперед» или разработанный план, замысел чего-либо. Проектная деятельность – это:

Самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально-значимый результат.

Проектная деятельность всегда завершенная. Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое.

В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим

исследовательский поиск в различных направлениях.

Исследование метода проектной деятельности в дошкольном образовании осуществляется по следующим этапам:

Занятия, блоки совместной деятельности с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т.д.

Комплексные блочно-тематические  занятия.

Интеграция (частичная или полная).

Наша группа, педагоги, дети и их родители, тоже приняли участие в разработке проекта  и его реализации.

Тема проекта «В Радужном королевстве» направлена на развитие познавательно - исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вид проекта: познавательный, фронтальный, среднесрочный.

Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети, их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Задействованы образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, безопасность.

Актуальность: в связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению «Познавательно-речевое развитие детей» возникает потребность более углубленного исследования вопроса «Почему мир разноцветный?» и можно ли увидеть в радуге все цвета, все их переливы и оттенки.

Какова же цель нашей проектной деятельности

Создание условий для развития познавательно-исследовательских и

творческих способностей детей.

Формирование представлений об окружающем мире.

Формирование аналитического восприятия системам эталонов цвета у

детей с ЗПР с учетом их возрастных особенностей

Реализация знаний в практической деятельности.

Развитие умений планировать свою деятельность для достижения

определенного результата.

Активизация взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и

развития собственного ребенка.

В процессе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие задачи образовательных областей:

1. Познание

Познакомить детей с последовательностью цветов в радуге.

Закрепить знание о цветах спектра, их оттенках, тонах.

Уточнить, что окружающий мир многоцветен и разнообразен.

На основе знаний по ФЭМП развивать у детей с ЗПР приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию и обобщение, пространственное воображение.

2. Коммуникация

Учить правильной последовательной речи.

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки.

Развивать умение анализировать, делать умозаключения, обосновывать

свою точку зрения.

3. Чтений художественной литературы

Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как

средству получения новой информации.

Расширять словарный запас.

4. Художественное творчество.

Развивать эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук, фантазию,

воображение, творческое мышление.

Поддерживать инициативу в проявлении творчества при выполнении

художественного замысла.

5. Музыка

Развивать интерес к музыке, как средству познания эмоций, чувств, настроений.

Формировать представления о выразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций.

Воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи и цели данного проекта, необходимо было  спланировать основные направления реализации проекта «В Радужном королевстве»:

I. Совместная деятельность воспитателя с детьми

Чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Беседы с детьми.

Проведение опытов.

Изготовление кукол из цветных ниток.

Изготовление конечного продукта проекта «Цветика - семицветика».

Выполнение коллективных работ методом нетрадиционного рисования.

Проведение дидактических игр.

Организация сюжетно- ролевых игр.

Развитие физических качеств детей.

II. Совместная деятельность родителей и детей

Заучивание стихотворений из серии «Разноцветные стихи».

Организация выставки рисунков на тему «Мама, папа и я – рисуем чудеса».

III. Непосредственно - образовательная деятельность

Тематический день «В Радужном королевстве».

IV. Презентация проекта. Досуг на тему « Цветик – семицветик»

Разрабатывая данный проект, педагоги нашей группы предположили, каков же будет результат такой совместной работы:

Овладение детьми системой цветных эталонов.

Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Развитие способностей у дошкольников устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения.

Самостоятельное обоснование детьми результатов опытно-экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно должны раскрыть суть проблемы: действительно ли мир разноцветный.

Вся работа над проектом "В радужном королевстве" была разделена на несколько практических этапов.

I этап - подготовительный.

На этом этапе было необходимо донести до детей важность проекта данной темы.

Создать условия реализации проекта.

Выявить знания, умения и интересы детей. Это происходит через модель трех вопросов:

1) Почему мир разноцветный? Что вы об этом знаете?

2) Что вы хотели бы еще узнать о разноцветном мире?

3) Что надо сделать, чтобы это узнать?

Далее необходимо подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по теме проекта.

Подготовить материал для продуктивной деятельности.

Подобрать игровой материал, атрибуты, реквизиты (костюм художника, цветные ленточки-браслеты, разноцветные дуги радуги, ленты 7 цветов, цветные флажки, солнышко, плачущую тучу, солнышко в тучке, игрушки разного цвета).

II этап - основной

Он затрагивает следующие образовательные области.

1) Образовательная область "Социализация".

Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на темы:

«День рождения куклы  Аленушки», «В гостях у Мишутки» и др.

Организация и проведение дидактических игр:

- « Кто больше назовет предметов одного цвета»,

- «Какого цвета не стало»,

- «Найди цветок для бабочки,

- «Привяжем ленточки к шарикам»,

- «Времена года».

2) Образовательная область "Познание"

 Дидактические  игры:

- «Доска Сегена»,

- «Геометрическое лото»,

- «Найдите фигуру в предмете»,

- «Почтовый ящик»,
- «Цветные кубики»,

- «Радужный мир».

3) Образовательная область "Физическая культура".

Формирование двигательной активности и  подвижные игры:

- «Краски»,

- «Змейка»,

- «Художник»,

- «День и ночь»,

- «Цветные автомобили».

Комплексы утренней гимнастики.

4) Образовательная область "Чтение художественной литературы":

Рассказывание сказки В Катаева "Цветник- семицветик".

Стихи о спектрах цвета.

Загадывание загадок " Разноцветные загадки".

Сказка "Фея-Радуга" Петуховой А.А.

5) Образовательная область "Музыка":

Слушание музыки разного характера:

- «Болезнь куклы» П. Чайковского.

- Разучивание песни "Голубые санки" М. Лорданского.

6) Образовательная область "Художественное творчество":

Рисование нетрадиционными методами:

- «Снежная семья» (метод «тычка»),

- «Елочка» (монотопия),

- «Капельки-кляксы» (кляксография).

- Конструирование на тему: "Куколки из цветных ниток".

7) Образовательная область "Коммуникация":

- Беседа на тему "Волшебная страна красок".

8) Образовательная область "Безопасность" :

- Опытно-экспериментальная деятельность.

- Смешивание разных цветов красок.

- Опыты: "Что такое радуга?", "Цветные льдинки".

9) Образовательная область "Познание":

- БСД "Развитие представление о человеке в истории и культуре".

- БСД "Предметы быта", "Игрушки".

- БСД "Народные умельцы" (Гжель).

III этап - аналитический.

Изготовление модели "Цветика- семицветика".

Организация выставки рисунков на тему: "Мама, папа и я – рисуем чудеса".

Завершающей частью проекта является его презентация: защита проекта. Досуг "Цветик- семицветик".

Литература:

1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».

2. Пилюгина Э.Г. « Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду».

3. Венгер А.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

4. Смолцева А.А. «Математика до школы».

5. Альтхауз Д. «Цвет. Форма. Количество».

6. Ремезова А.А. «Играем с цветом».

7. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».

8. Яковлева М.О. «Педагогическое проектирование».

Презентация  проекта  «Цветик-семицветик»

(с детьми с ограниченными возможностями здоровья, III год обучения)

Программные задачи:

- закрепить последовательность 7 цветов радуги и цвета природы;

- находить и назвать цифру 7 из нескольких цифр;

- использовать правильные навыки в составлении картинок;

- совершенствовать навыки в пении, музыкально-ритмических движениях;

- развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

- выразительно читать разученные ранее стихи;

- вызвать эмоциональную реакцию у детей, поднять настроение.

Материал: цветик-семицветик, изготовленный совместно воспитателями, детьми и родителями; карточки с цифрами от 0 до 10; 20морковок; 2 корзины; кукла в зелёном платье; разрезные картинки; кукла в фиолетовом платье; куклы сделанные детьми из ниток; ленты желтого, синего, красного цвета.

Ход досуга

Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчик полукругом.

Воспитатель: – Сколько в мире разных красок:

Синий цвет и голубой;

Желтый, фиолетовый,  красный-

Знаем все цвета с тобой.

Я дарю всем цветок-

Он не мак, не василек.

Сосчитайте лепестки,

Сколько их, ну, назови!

(дети считают)

1 ребёнок: Цифра «семь»

Знакома всем!

2ребёнок : Семь у радуги цветов,

Столько ж - сколько лепестков!

3 ребёнок: Есть пословица поверь:

Раз отрежь, а семь отмерь!

4 ребёнок: И с семи часов утра

В детском саде детвора,

Воспитатель: Семь цветов, семь лепестков,

Кто цифру семь найти готов ?

( показывает цифры от «0» до «10» , любой ребёнок должен найти «7» )

5 ребёнок: Цифру семь кругом мы встретим,

Цифра семь знакома детям.

Воспитатель: Вот пред вами яркий цветик,

Он зовётся семицветик!

Итак, берём цветок,

Отрываем лепесток.

Кто из ребят пойдёт

И листок оторвёт?

(ребёнок отрывает лепесток)

Воспитатель: А теперь мои ребятки

Отгадать должны загадку:

Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла своё,

А, ну, подскажите, как звали её?

Дети: Красная Шапочка!

Игра «Собери картинку- портрет»

(Звучит музыка «Ах, в Африке горы...», дети собирают картинку-портрет Красной Шапочки)

Воспитатель: Отрываем лепесток,

Голубой, как ручеёк.

Голубые есть глаза,

Голубое небо,

Голубые облака

Побежали следом.

Вот какой лепесток-

Что похож на ручеёк.

Песня «Улыбка» (I куплет, припев)

Воспитатель: А теперь ещё листок-

Как морковка, лепесток,

Видят все, и спросу нет-

Это яркий....

Дети: - Оранжевый цвет!

(Показывает морковку)

Воспитатель: Открывайте шире глазки-

Это оранжевые краски.

Поиграем мы с морковкой,

Соберем их быстро ловко.

Игра «Кто больше соберёт морковок в корзинку»

(Дети собирают морковки под веселую музыку).

(Воспитатель предлагает сорвать лепесток зеленый; показывает куклу в зелёном наряде).

Кукла: Я пляшу с детьми в кругу

На зелёном, на лугу,

Я зову своих друзей:

«Выходите плясать живей!»

(Дети исполняют общую пляску «Современный танец»)

Воспитатель: Вот другой лепесток-

Фиолетовый листок.

(Выносит куклу в фиолетовом платье)

В этом году моден фиолетовый цвет,

Это переливов сиреневый рассвет!

Будьте всегда красивыми, опрятными,

Модными, изящными, нарядными!

Стих: Сколько ниток разноцветных!

Красных, синих, желтых, светлых...

Мы из ниток этих разных

Кукол сделали прекрасных!

Приглашаем всех на бал,

На весёлый карнавал.

Пусть поют и пляшут дружно,

Ведь и куклам праздник нужен.

(Дети демонстрируют кукол, сделанных из ниток)

Воспитатель: В синем море островок.

Дети: Это синий лепесток.

(Один из детей срывает синий лепесток)

Воспитатель: А теперь-ка, дружок,

Становись-ка в кружок!

Ленты синего цвета

Я даю этим детям.

Жёлтого- этому кругу.

Красные- остальным детям.

На цвет ленты вы смотрите,

С нами весело пляшите.

(Под музыку дети выполняют разные танцевальные движения)

Воспитатель: Последний жёлтый сорвём лепесток,

Исчезнет тогда наш красивый цветок.

Листья пестрые летят,

Осыпается наш сад,

Цвета блекнут, увядают,

Ну, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Игра «Построиться в колонну по цвету радуги» (у детей в руках лепестки цветка)

Воспитатель: Вот какие наши краски-

Вышла радуга, как в сказке.

(Показываю на лепестки цветка, расположенных по цвету радуги)

Полюбуйтесь, все цвета,

Вот какая красота!

Сколько красок на свете-

Радуются этому дети!

Дети: Каждый

Охотник

Желает

Знать,

Где

Сидит

Фазан

Воспитатель: Итак, дети, давайте ответим на главный вопрос: Почему мир разноцветный?

Дети:

– Потому что в нем много красок

– Если бы мир не был цветным, он был бы скучным, неинтересным, мрачным.