Обобщение опыта работы по проблеме «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ»
статья по окружающему миру по теме

Яковлева Елена Николаевна

обобщени опыты работы по экологическому воспитанию на творческом отчете ДОУ по экоглогии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_na_tvorcheskom_otchete.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района

Творческий отчет по теме:

«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

на базе МБДОУ № 30

Обобщение опыта работы по проблеме

«Современные подходы в экологическом

воспитании в ДОУ»

Воспитатель  

МБДОУ № 30

«Снегурочка»

Яковлева Е.Н.

 

г. Альметьевск, РТ

Выбирая приоритетное направление в работе с детьми,  я решила  остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен.  Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд,  обуславливается  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.  

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Из всего выше сказанного, главной  целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности  через воспитание любви к природе,  понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания:

воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе;

формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;

развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

Поставленные цель и задачи, которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе, мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М.М. Камшилова: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».

Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.

Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего,  понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

Над  проблемой экологического воспитания я работаю с 1999 года. В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления: 1)занятия; 2)совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе); 3) самостоятельная деятельность детей.

На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.  

Уже в раннем возрасте,  дети получают первые элементарные представления о мире природы.  В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно- обоснованную систему  представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком.   Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения занятий, отдавая предпочтение игровым приемам. Стараюсь чаще организовывать экскурсии, наблюдение за живыми объектами,  элементарные опыты и многое другое).   С детьми старшего возраста посещали «Зеленую гостиную» ЦДЮТ, с которой нас познакомила сотрудница ЦДЮТ Г.Ю. Старовойтова. Во время экскурсии дети могли познакомиться с многообразием представленных растений, с их необычными интересными особенностями, родиной их произрастания и т. д. Могли понаблюдать за многочисленными обитателями живого уголка, услышать интересный рассказ  об их повадках и вкусовых пристрастиях, поучаствовать в кормлении и просто пообщаться с животными.

Но надо заметить, что интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям,  и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий не достаточно для реализации стоящих задач. Наиболее всего  познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности в природе.  

Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии,  в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе.    Как пример, можно привести наблюдения  за погодными явлениями, которые  впоследствие  дети с удовольствием отражают в календаре погоды.

Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие,  различать строение тела (есть  лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.

В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту: дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.

Всегда стараюсь увлечь детей чем-то интересным, принести в группу все, что удастся раздобыть: например, в нашем аквариуме гостил речной рак, потом в нем поселилась конская пиявка. После наблюдений возвращали животных в родную среду обитания.  

Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом, очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

В живой природе проводили опыт по определению потребности в воде различных растений: толстянки и бальзамина. Выясняли на примере зеленых черенков бальзамина,  как протекает процесс корнеобразования в разные времена года, чтобы дать понятие «периода покоя» в жизни комнатных растений.

Проводили опыт, чтобы выяснить -  как влияет на рост растений внесение удобрений на примере плюща.

Проводили опыты с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид растений изменения светового режима, например, как изменяется вид отростка бальзамина, если его поместить в темное место (он вытягивается, листья становятся мелкими). Или что произойдет с сеткрезией, если с окна ее перенести в дальний угол комнаты (листья теряют красную окраску, становятся зелеными).

Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.  

Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе.   В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того  формируются  практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе,  у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе,  дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма.  

У своих детей   мы с самого раннего возраста стараемся поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).  

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращивали из семян укроп, щавель, высаживали в горшок корешки петрушки, комнатные томаты,  выращиваем всю зиму  на подоконнике зеленый лук.

В группе у нас всегда есть живые обитатели: черепаха, волнистый попугайчик, канарейки, хомячки, аквариум с рыбками. И  поэтому,  дежурство  в уголке природы – это то, что дети всегда выполняют с удовольствием, стараются принести своим любимцам гостинцы из дома. Убраться в клетках, покормить животных - наши дети здесь всегда активные помощники

В процессе всей практической деятельности  стараюсь не только привить детям любовь к природе, но и овладеть многими трудовыми навыками.  Занимались созданием компостной грядки. Сажали, вместе с детьми, кусты сирени на участке.

С  каждым набором детей, в средней или старшей группе,  к празднику 8 Марта в подарок мамам выращиваем  в горшках бальзамин: с осени рассаживаем в горшки черенки растения, ребята всю зиму ухаживают за ними, и к празднику бальзамин расцветает.

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляю папки-передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья-целители», «Комнатные растения и экология жилища» и др. Провожу родительские собрания (темы: «Учите детей чувствовать природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников», «Ребенок и природа». Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.

Все свободное время стремлюсь отдавать игре.  Сохраняя обучающие и развивающие задачи, стараюсь дидактические игры перевести в разряд полвижных,

Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все таки, решающим фактором в формировании практических навыков   экологически осознанного поведения    является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.   Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание  должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

Обобщение опыты работы Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников

Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.В дошкольном возрасте происх...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»

Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...

обобщение опыта работы по теме "Наставничество" как творческий подход, позволяющий добиваться психологического комфорта начинающему педагогу"

Настоящий информационный материал обобщает практику работы детского сада и призван помочь работодателям выстроить систему наставничества. Данная форма работы с начинающими специалистами оказывает...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Обобщение опыта работы

В описании педагогического опыта, инструктор представил задачи, методы и формы работы по формированию полоролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического р...