«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Митряхина Галина Михайловна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotich_vospit.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Воспитатель ДОУ №25  Митряхина Г.М.

г. Липецк

Содержание проекта:

1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Диагностика

9. Предполагаемые результаты

 

Общие положения

Название проекта: «Ознакомление с родным городом   как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Законодательная часть:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;

- Положение о Совете музея;

Региональный компонент:

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

 Актуальность темы

 

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного города и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому   с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

-дети посещали мини- краеведческий музей;

-участвовали в театрализованной деятельности,

-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом

-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе

-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)  

 -ходили на экскурсии в музеи города, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.

 

Цель проекта:

 

-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю  

Задачи проекта:

-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  

культурном облике родного края;

-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе;

-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей,    учить свободно мыслить, фантазировать;

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное

отношение к краю.

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный 

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей , подобран материал о Липецком крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностямиЛипецка.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОЕКТА

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

 

 Анализ работы:

- выявление затруднений педагогов при работе по данной теме;


1. Недостаточно методического материала.

2. Нет перспективного плана по работе с книгой

3.  Не создана предметно-развивающая среда по   теме

4. Нет диагностики для выявления

уровня знаний у детей

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Изучение теоретических вопросов проблемы:

- самообразование;

- разработка форм работы с детьми, родителями, воспитателями

- педагогические советы, семинары;

- консультации, открытые просмотры;

- работа творческой группы;

- индивидуальная работа с педагогами;





Накопление

материала

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА


- разработка перспективного плана работы  

- разработка конспектов занятий;

- изготовление практического материала (дидактических игр, макетов);

- создание, оснащение и оформление краеведческого мини-музея  

  в детском саду;

- разработка анкет для воспитателей и родителей;

- пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами

- сбор и оформление наглядного материала;

- установление взаимосвязи с учреждениями города

-  разработка диагностического материала по теме

- посещение учреждений города (библиотек, музеев и т.д.)        

1.Разработаны конспекты     для старших дошкольников.

2.В краеведческом мини – музее детского сада оформлены

тематические экспозиции  

3.Разработана диагностика

4.Изготовлены дидактические игры, макеты

5. Театрализация   исторических событий

6. Проведение анкетирования, обработка данных анкетирования

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ



- Открытие краеведческого мини- музея в ДОУ «Люблю тебя, мой Липецкого край»

- выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;

- оформление материалов

- диагностика детей


 


-Обобщение и оформление материалов по проекту

- мультимедийная презентация: «Музей в ДОУ»

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

- Уголки по краеведению в группах

- Макеты

- Картины

- Альбомы, иллюстрации

- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)

- Карты

- Исторические документы, фотографии

- Аудио, видео версии сказок

- Методическая, краеведческая, художественная литература

- Буклеты, наборы открыток

ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности  знаний о  родном городе

  у детей 6-7 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе   родного города.  

Материалы:   Герб и флаг города Липецка.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба и флага города Липецка.

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Клинского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Липецкий край». Д\игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

 Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Клинского края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки.

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Липецке?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

 

 

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

Фамилия имя ребёнка

Контрольные задания

Родной

город

Символика

родного

 города

История

народной

культуры и

традиций

Историко-

географический

 и природный

компоненты

родного края

Личностное

отношение к родному городу

  у детей 6-7 лет.

 

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Липецка ,может объяснить символику Клинского герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес; флаг, герб города Клин; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

 

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности   в театрализованной деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края

- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности  

Старший воспитатель:

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет для родителей

- Составление перспективного плана работы  

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

- Разработка конспектов занятий   досугов и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий мини- музей в ДОУ «Люблю тебя, мой Липецкий край»

- Уголки по краеведению в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В настоящее время, в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей, именно от решения вопроса патриотического воспитания зависит будущее каждого человека, живущего в России. Цель ...

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

ПРОЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ ГОРОДОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Любимый город мой, Осинники – ты часть России»

Данный проект адресован работникам  дошкольных образовательных учреждений с целью   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,  формирования у детей любви к Ро...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

"Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

В настоящее время стало все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицит...