" Жостовская декоративная роспись"
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Антонова Наталья Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zhostovo.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственной образовательной деятельности

для старшей группы

На тему: « Жостовская декоративная роспись».

Образовательная область: Познание

                                                     Выполнила: Антонова Наталья  Александровна

                                                             воспитатель МБДОУ № 59 « Колокольчик»

                                            г. Мытищи Московской области.

Москва   2012г.

Программное содержании: Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых.  Развивать интерес к историческому промыслу родного края, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно- прикладного искусства. Укрепление физического и психического здоровья детей.

 Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, папье- маше, табакерка, спичечница, мазок, шлифовка, полировка, подмалёвок, тенёжка, привязка, бликовка, орнамент.

Предварительная работа: Рассказ детям о папье – маше. Изготовление поделок методом папье – маше. Рассматривание ширм, открыток с изображением жостовских подносов. Беседа о произведениях декоративно - прикладного искусства. Внесение в уголок по ИЗО деятельности новых предметов - Жостовских подносов.

Материал к занятию: Фотографии и иллюстрации с видами родного города Мытищи. Жостовские подносы с разными рисунками ( цветы, фрукты, птицы и т.д). Слайды с изображением: Жостовской фабрики, художников — живописцев за работой, готовых изделий. Для показа слайдов: телевизор, ноутбук. Подносы из папье – маше. Подносы из чёрной бархатной бумаги, отдельно нарисованные изображения различных цветов, листьев, ягод для самостоятельного составления композиций на подносах.

Используемая литература:

Алла Уралова « Мытищинские мастера».

И. Богуславская, Б. Графов « Искусство Жостова».

О. А. Соломенникова « Радость творчества».

А. А. Грибовская « Детям о народном искусстве».

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены фотографии и иллюстрации изделий Жостовской фабрики.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с историей нашего края и я хочу рассказать Вам об удивительном народном промысле, зародившимся на мытищинской земле -  Жостовской декоративной росписи.

Деревня Жостово находится в нескольких километрах от нашего города Мытищи недалеко от Клязьминского водохранилища.

( Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстрации с изображением деревни).

В этих местах давным-давно зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.

    В тиши родного края
           Под сенью
 сосен древних
 Живет одна простая
 Российская деревня.
      Проснется спозаранку

                                                                   В любую непогоду
                                                                  И стелет самобранку
                                                                  Для праздника природы.
                                                                  Черный фон сияет лаком
                                                                  А на ней цветов краса.
                                                                  Алых, желтых, с красным маком -
                                                                   Это просто чудеса!

 История этого промысла началась с того, что один крестьянин Филипп Никитич Вишняков, открыл в деревне Жостово маленькую мастерскую, а потом передал её своему племяннику Осипу Вишнякову, который стал  изготавливать на ней изделия из папье - маше.

Вопросы к детям: 

1. Кто из вас вспомнит, что такое папье - маше? Из чего его делают?

( Папье- маше в переводе  с французского означает - жеваная бумага. Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и

клея или крахмала. Она очень пластичная, ей можно придать любую форму).

Воспитатель:  Посмотрите на выставку изделий из папье- маше.

Вопросы к детям:

Что можно сделать из папье – маше?

Изделия из папь- маше легкие или тяжелые?

Они прочные или нет? Почему?

Рассказ воспитателя: Сначала в жостовской  мастерской  изготавливали табакерки — коробочки для хранения курительного табака, спичечницы — в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью.

Вопрос к детям:

 - Как Вы думаете, для чего нужны подносы?

Воспитатель: Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе. Очень популярны подносы и в наше время. Помимо их прямого назначения в современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно.

Вопрос к детям:

- Какие инструменты и предметы нужны для изготовления подносов?

Воспитатель: Всё оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками.

Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.

Вопросы к детям:

Как вы думаете, почему?

( Они были прочнее чем его подносы из папье – маше)

Воспитатель: Прошло время и все Жостовские мастерские объединились вместе и образовали фабрику, которая стала называться «Жостовский металлоподнос».

(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные перед ними Жостовские подносы) .

- Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда они удивительные? (великолепные).

Вопросы к детям:

Какие чувства они у вас вызывают? ( ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами внимательно их  рассмотрим.

Рассказ воспитателя: Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на красном, зелёном, синем  и чёрном фоне(свой рассказ воспитатель сопровождает конкретным показом) . Художник рисует ( пишет) свой сюжет не с натуры ( не срисовывает), а придумывает его сам, ориентируясь на своё воображение.

Посмотрите внимательно на эти подносы. ( воспитатель показывает детям 2- 3 подноса с изображенными на них цветочными композициями, но по- разному расположенными).

Вопросы к детям:

1. Что изображено на всех представленных подносах?

2. Как  расположены цветы на подносах?

 3. Какая форма у подносов?

Воспитатель: Форма подносов может быть овальная, круглая, прямоугольная, гитарная и даже треугольная ( для угловых столиков).

Цветы на подносах тоже могут располагаться по- разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из 3- 5 цветов, венками; изображаться в корзинах и т. д. так как этого захочет художник. Нередко цветы сопровождают изображением фруктов, ягод и птиц. Цветы и фрукты на подносах выглядят очень натурально. Они как настоящие. Их даже хочется понюхать, потрогать и съесть.

( воспитатель показывает фотографии).

- А сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.

Физкультминутка

На лугу растут цветы                          Потягивание, руки в стороны

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы                      Потягивание, руки вверх

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда                               Дети машут руками, изображая ветер

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,                       Наклоны вперёд

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                          Выпрямились

И по – прежнему цветут.

Вопрос к детям:

- Вы хотите узнать, как изготавливаются такие красивые подносы?

Дети рассаживаются перед экраном.

Рассказ воспитателя:  Всё дело в том, что такой результат достигается в несколько этапов. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.(слайды № 1)

 Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом. После этого на него наносят несколько слоёв цветного лака с полировкой каждого слоя ( воспитатель объясняет). Только после этого поднос попадает к художнику - живописцу, который начинает превращать его в настоящее произведение искусства. При росписи Жостовских подносов используются обыкновенные масляные краски, которые наносят  беличьими кисточками. Роспись выполняется в несколько этапов, каждый  из которых требует длительной просушки. (т.е. прежде чем наложить один цвет краски на другой, ей дают хорошенько высохнуть)

-  Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать).

Затем  наносит « тенёжку» - наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объём, после чего осуществляет « бликовку»- выполняет белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.

Завершают работу « прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается « привязка». Борта (края) подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.

 - Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы. А сейчас я хочу предложить вам создать свой неповторимый поднос из заранее нарисованных цветов и листьев.

( Дети походят к столам и составляют композиции на черных бумажных подносах из бархатной бумаги  из заранее нарисованных элементов)

Воспитатель: Посмотрите, какая красота у вас получилась. Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам полюбоваться изделиями художников – живописцев.

 (слайды № 2)

Красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь (быт людей) и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.

Валентина Борисова

Жостовский поднос

Жостово непросто вам

Под Москвой деревня.

Мастерством умельцы там

Славятся издревле.

Свежесть утра, жемчуг рос

И цветенье лета

Выливают на поднос

Красками букета.

Очарована стою

Я в музейном зале,

Восхищенья не таю:

Ведь в самом Версале

Не найдётся красоты,

Тем узорам равной.

И величье простоты –

Тайны самой главной –

Душу трогает до слёз,

Покоряет сердце

Чудо – жостовский поднос –

В мир прекрасный дверца!

( Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: На этом я хочу закончить свой рассказ о  истории Жостовского подноса. Мы с вами должны гордиться, что живём на земле, богатой удивительным прошлым.

Вопросы к детям:

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Что нового вы узнали?

Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?

Что изготавливали на фабрике?

.Кто основал эту фабрику?

В заключении воспитатель предлагает детям узнать у своих родителей, чем ещё знаменит наш родной город Мытищи.

Эту тему можно продолжить и закрепить на занятии по рисованию.

Тема занятия: « Жостовский поднос».

Продолжительность занятия 20-25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты Декоративная роспись

Буклеты Декоративная роспись...

НАШИ ДРУЗЬЯ – ПЕРНАТЫЕ, ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ ШАБЛОНОВ ПОСУДЫ

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности....

Декоративная роспись в старшей группе

Тема занятия: Петушок-золотой гребешок. Продолжение знакомства  детей с изделиями народных промыслов, углубление  знания о дымковской, филимоновской игрушке и их росписи, развитие ритмики в ...

Конспект творческой мастерской для родителей "Декоративная роспись в технике "точечное рисование"

Данный конспект творческой мастерской  может использовать любой воспитатель с целью повышения педагогической компетентности родителей в  области развития художественно-творческих способносте...

Семинар-практикум для родителей и педагогов "Декоративная роспись в детском саду"

методика обучения детей декоративному рисованию в детском саду...

Дидактическая игра «Такая разная декоративная роспись!» на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству.

Дидактическую игру «Такая разная декоративная роспись!» можно применять в индивидуальной и групповой работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике.Детали игры яркие и безопас...

Конспект занятия "Жостовские декоративные подносы"

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.ЗАДАЧИ:- Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы).- Учить составлять цветок из оторванных кусо...