Химия или магия?
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Голуб Анна Юрьевна

 

 Цель: познакомить детей с наукой химией.

Задачи:

   Развивающие задачи: пробудить интерес, активизировать мыслительную деятельность. Продолжать учить вступать в диалог с взрослым. Отвечать на вопросы развернутыми предложениями, аргументировать свои ответы. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Обучающие задачи: помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах различных предметов, через наблюдение.  Выявлять агрегатное состояние веществ. Закрепить умение записывать результаты опытов специальными символами.

Воспитывающие задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. Вызывать у детей положительные эмоции, закреплять интерес к теме.

Оборудование:

Иллюстрированные книги, иллюстрации химиков разных эпох, химических лабораторий. Фартуки, индивидуальные формочки с содой, пластиковые палочки, уксус в закрытой емкости. Мнемотаблица.

Ход:

Воспитатель предлагает назвать книги книжного уголка (Гарри Поттер, Мэри Поппинс, Василиса Премудрая)

 -Какие чудеса, волшебства, превращения могли творить эти замечательные персонажи?

 -Что им помогало? Назовите волшебные предметы – помощники.

 -Какими еще словами можно назвать волшебство? (колдовство, магия, сказка..)

 -Сегодня я расскажу вам об удивительной науке, которая называется химия.

Химики – ученые, они могут  глину превратить в самолет, из полена сшить платье. Из нефти, которая находиться в глубинах земли научились делать бензин, красивые ткани, лекарства

Самыми первыми учеными были алхимики, они сделали много полезного: открыли кислоты, щелочи, соли(рассмотреть иллюстрации о работе алхимиков и современных ученых).

Химия наука о веществах и их превращениях.  Вещества – это то, из чего состоит все на свете. Дерево, цветок, камень, облако, мы с вами – все состоит из веществ.

 -Какие вещества вы  можете назвать?

Иногда одно вещество превращается в другое, а то и в несколько разных.

 -Кто может рассказать о превращениях воды?  (жидкость, снег, лед, пар)

д\игра « жидкое, твердое, газообразное»

«Облачко» выполняется под музыкальное сопровождение.

Дети изображают воду в лужице, речке, ручейке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх (руки вверх, очень пластичные движения) высоко в небе встречаются, объединяются в облачко.  Морозный воздух охлаждает человечков пара, они твердеют, кристаллизируются, падают на землю.

Физминутка

Все за мной вы повторяйте:

Дружно руки поднимайте.

Вот попрыгаем на месте,

И потянемся все вместе.

Мы покружимся немножко

Поглядим теперь в окошко.

Улыбнемся мы немножко.

Отдохнули, и теперь

 Заниматься поскорей!

Химики проводят  опыты в химических лабораториях (рассмотреть иллюстрации), мы тоже будем оснащать, и пополнять свою лабораторию Но вначале вы должны ознакомиться с правилами работы.

Правила работы в детской лаборатории для детей.

Опыты и эксперименты проводить на специальном столе покрытым клеенкой в светлом месте.

Необходимо надеть клеенчатый фартук, чтобы сохранить свою одежду в чистоте. В некоторых случаях необходимо использовать резиновые перчатки.

Для проведения опытов необходимо использовать специальную посуду или формочки.

Никогда не нюхай незнакомое вещество, не пробуй его на вкус.

Никогда не смешивай незнакомые вещества – это опасно.

Прежде, чем начать опыт внимательно изучи инструкцию и приготовь все, что понадобиться.

Не оставляй в баночке вещество, получившееся в результате опыта, сразу вылей его, а баночку помой и убери.

Все опыты с огнем делай вместе со взрослым. Огонь – это действительно опасно!

Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки.

На столах детей в формочках находится сода.

Предложить описать соду (белая, сыпучая, не имеет запаха, состоит из мелких крупинок – частиц). Зарисовать в мнемотаблице, используя символы.

Пищевая сода уникальный продукт. Ее используют в хлебопечении, в медицине применяют в лечебных целях. В нашем опыте сода будет просто необходима, ведь мы будем проводить самую настоящую химическую реакцию.  Из одного вещества «соды», мы будем получать несколько других.

Итак, химическая реакция – это превращение веществ.

 -Наш опыт называется «Огнетушитель».

 -Для чего нужен огнетушитель? (показ иллюстраций)

Висит – молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.

Если есть огнетушитель

 Будет найден нарушитель.

Не уйти огню от нас

Все потушит пенный газ

 

 -Как появляется пена из него? На эти вопросы мы сможем ответить после проведения опыта.

Воспитатель показывает в отдельной емкости уксус, объясняет, что с уксусом может работать только взрослый.

Уксус – это кислота очень кислая и едкая на запах.

Воспитатель добавляет уксус в формочки с содой, дети наблюдают реакцию.

 -Кислота умеет «отщипывать» от других веществ малюсенькие частички – атомы. И получается другое вещество. Так в результате реакции у нас получились новые вещества – соль, вода и углекислый газ. Газ выделился в виде пузырьков и забурлил.  Так же происходит реакция и в настоящих огнетушителях.

Воспитатель показывает, как правильно зарисовать результаты опыта в мнемотаблицу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа"Занимательная химия для дошкольников

Темы способствуют расширению познавательной сферы ребёнка,развитию наблюдательности и может быть рекомендована для исследовательской деятельности....

Презентации к урокам химии в 9 классе

Эта презентация была сделана мной для урока по теме "Алкены". Хочу поделиться. Может кому то пригодиться. Мне очень нравилось работать с презентацией, детям тоже. Главное не переусердствовать, не "при...

"Занимательная наука. Химия вместе с Чевостиком".

Проект совместной деятельности воспитателя и ребенка....

Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьми

Изучаем химию - ставим опыты вместе с детьмиНа улице идет дождь и прогулку приходится отложить...Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутр...

Непосредственно образовательная деятельность Социально коммуникативное развитие: Безопасность <<Осторожно! Бытовая химия>> Подготовительная группа

Непосредственно образовательная деятельностьСоциально коммуникативное развитие: Безопасность<<Осторожно! Бытовая химия>>Подготовительная группа...

Учебная программа «Занимательная химия для дошкольников.

Расширять позновательно-исследовательскую деятельность дошкольника;Развивать познавательный интерес, способствовать развитии. Любознательности, активности....

НОД с детьми старшего дошкольного возраста "МИР ХИМИИ"

Дети открывают окружающий мир с научной точки зрения. Легко и доступно ребёнок становится исследователем - проводит опыт, исследует и обощает собственный опыт. Воспитатель- источник знания, которыми о...