Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Пантелеева Светлана Евгеньевна

В данном материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Здоровые зубы - залог здоровья". Здесь показано как в форме игры   можно познакомить детей с правилами ухода за зубами; сформировать привычку постоянно заботиться, ухаживать за своими зубками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_2.doc90.5 КБ
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhanie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 24 «Берёзка» комбинированного вида

Истринского муниципального района

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по направлению «Физическое развитие»

образовательная область «Здоровье»

Тема: «Здоровые зубы – залог здоровья»

Воспитатель: Пантелеева Светлана Евгеньевна

Истра  2011

«Здоровые зубы – здоровый организм»

Программное содержание: познакомить детей с правилами ухода за зубами; дать представление о факторах, способствующих возникновению и развитию кариеса; объяснить необходимость постоянного ухода за ними; научить детей технике правильной чистки зубов; расширить представления детей о профессии – стоматолог. Развивать  связную речь, внимание, память, общую и мелкую моторику. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

Предварительная работа: познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные и двигательные упражнения, дидактические игры,  знакомство с внешним и внутренним строением тела человека, с возможностями его организма, чтение художественной литературы.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: эмаль, кариес, стоматолог, зубная щётка.

Методы и приёмы: беседа, рассказ воспитателя, чтение, поощрение, загадки, воспитание навыков ухода за собственным телом, использование наглядности, показ действий.

Оборудование:  схема стадии разрушения зубов, макет зубов, зеркала и теннисные шарики на каждого ребёнка, предметные картинки для дидактической игры, средства ТСО, ополаскиватель для дёсен, детская зубная щётка, зубная паста, стаканчик, алгоритм чистки зубов на каждого ребёнка.

Интеграция областей: ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Здоровье», ОО «Социализация», ОО «Безопасность».

 

Дети заходят в группу за воспитателем и встают произвольно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:  Ребята, а давайте ещё раз скажем это чудесное слово «Здравствуйте!» (дети ещё раз здороваются с гостями). Вы почувствовали, как поднялось настроение  у всех  нас. Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное, когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. Ребята, я хочу вам загадать загадки, послушайте:

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес.  (ЧЕЛОВЕК).

Горшочек учён,

Семь дырочек в нём.          (ГОЛОВА).

Красные двери в моей пещере,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

Как вы думаете, о чём эта загадка? (ответы детей). 

Умницы! Правильно! Вот сегодня мы с вами и поговорим о зубах. А сейчас давайте присядем на ковёр и я вам расскажу одну сказку, а потом вы мне расскажите, о чём же эта сказка. Слушаем внимательно.

Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень недолго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
           - Мы слышали, - сказали передние зубы, - что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
           - Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
           И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
           - Бабуля, - спросил Ванечка, - а, правда, что зубки могут обидеться и уйти?
            - Конечно правда, - сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.
            - Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
            - А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.            

Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
           - Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
            - Тогда тебе надо с ними помириться.
            - Да, - закричали зубки, - давай мириться, давай. Почисти нас, и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим, мыться утром и вечером.
            - Хорошо, - обрадовался Ванечка.
             С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.

Так о чём же, эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель показывает гипсовые  челюсти или картинку зубов.

Так выглядят здоровые зубы. Давайте рассмотрим свои зубки в зеркало (воспитатель приглашает пройти детям к столам, рассматривают).

Воспитатель:  Сколько зубов у человека? (ответы детей). 

 У взрослого человека 32 зуба. Сначала у маленьких вырастают молочные зубы. У них нет корней, и поэтому они легко выпадают. Но на их месте вырастают постоянные зубы. Для чего зубы нужны? (ответы детей).  Замечательно! Зубы выполняют очень важную работу, они пережёвывают пищу.

А теперь давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Наши детки рано встали,                   (рот приоткрыт в улыбке,

Чистить зубки побежали                   «почистить» языком за нижними

Вправо – влево, вправо – влево                 и верхними зубами  4 – 5 раз)

Чистим зубки мы умело.  

Пополощем с вами ротик.                  (имитация полоскание рта)

Как чистюля котик.

Котик наш расчёску взял                   (слегка закусить язык зубами)

И причёсываться стал.                     (движения языком вперёд-назад)

Мы за ним не отстаём                          

Все покажем язычок.                              

Дальше дружно по порядку             (открыть рот. Язык за нижние зубы)

Вместе делаем зарядку           (выгнуть «спинку» и удержать под счёт до 5).

Молодцы! Возьмите салфетку и вытрите рот, отложите зеркало в сторону. А теперь поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Плывёт зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход,
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда - обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели.

Посмотрите, у вас на подносе лежат теннисные шарики, возьмите по одному шарику в руки. Попробуйте его на прочность: сожмите его, постучите им по столу. Вот такие же прочные у нас и зубы. Зубы покрыты эмалью. Она очень твёрдая. Но если за зубами плохо ухаживать, они начинают болеть. Больными они становятся, если ими грызть семечки и твёрдые орехи, перекусывать нитки, ковырять вилочкой в зубах, есть много конфет и шоколада, долго жевать жевательную резинку. А если долго не чистить зубы, на них появляется налёт. Из-за налёта меняется белый цвет зубов, они становятся жёлтыми. А это выглядит некрасиво. Потом может образоваться чёрный камень, который делает зубы хрупкими и больными. Налёт и чёрный камень – друзья кариеса. В зубе появляется трещинки, туда попадают микробы, зубик станет чернеть и разрушаться. (Воспитатель показывает детям плакат «Стадии разрушения зубов»).

Такие зубы лечит специальный врач – стоматолог. Как называют врача, который лечит зубы? (ответы детей). Повтори, Вероника. Замечательно! Повтори, Катя. Умница! Повтори, Саша. Молодец!  Он ставит на повреждённые зубы пломбу, это специальная смесь, которой он замажет отверстие в зубике, чтобы он больше не болел.

Ребята, а у  нас никто не болен? (ответы детей). Расскажите мне, что вы делаете, чтобы не заболеть? (ответы детей). Какие вы молодцы, сколько всего делаете, чтобы не заболеть. А у меня есть друг и он заболел, а когда болеешь, то у тебя плохое настроение и нет сил.

А вы хотите быть весёлыми, бодрыми и сильными? Тогда давайте вместе сделаем зарядку. Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается.

Физкультминутка.

Рано утром на полянку друг за другом мы идём (ходьба с высоко поднятыми коленями)

И все дружно по порядку упражнения начнём (принять исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища).

У меня есть голова                         повороты головы

Направо-налево,                        направо-налево,

                раз-два.                        наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее,                круговые повороты шеей.

Повертели-повертели.

Затем туловище идёт,                        руки на поясе,

Наклон назад,                                наклоны,

Наклон вперёд,                        

Поворот-поворот.                        повороты.

Умелые ручки есть у всех,                рывки руками

Вверх-вниз, вверх-вниз,                вверх-вниз

Ноги нам нужны,                        бег на месте,

чтоб бегать,                

Прыгать, приседать,                        подскоки, приседания.

стоять…                        

Вот какое наше тело!

С ним всё сделаешь на «пять»!

Добавилось силы у вас после зарядки? «В здоровом теле – здоровый дух!».

Слышится чей-то плач.

Воспитатель:  Я слышу чей-то плач. Присаживайтесь на стульчики, а я пойду, посмотрю кто там. Ой, а вот и сам Дракоша к нам в гости пришёл. Здравствуй, что с тобой случилось? Зубы болят? Разреши посмотреть? Всё понятно, у тебя кариес. Ты, наверное, не заботился о своих зубах?

Дракоша: Заботился. Я их конфетами и шоколадом кормил каждый день, семечками угощал, орехи щёлкал зубами. Нитки перегрызал зубами: раз – и готово! А если что-нибудь застряло в зубах, так я вилочкой поковыряю и всё в порядке. А ещё  карандаши  и чупа - чупс грызу и жвачку по 2 часа жую. Ой – ой – ой! Как зуб болит!

Воспитатель:  Но ведь это вредно для зубов. А зубы ты чистишь?

Дракоша:  Зубки чистить не люблю,

Витамины я не пью,

Ем одни конфеты.

Очень вкусно это.

Я не умею чистить зубы.

Воспитатель: Ну, хорошо, сейчас тебя  отведу к врачу, а когда вернешься, ребята тебе расскажут, как надо следить за своими зубами.      Дракоша уходит.

Воспитатель: А чтобы зубки не болели, мы будем дружить с зубной щёткой и зубной пастой. Длина головки щётки равняется ширине двух - трёх ваших зубов. Она должна иметь мягкую щетину и хранить её надо в специальном стаканчике или в футляре . Щётку меняют каждые 2 - 3 месяца.

И  сейчас я вам покажу, как правильно чистить зубы.

(Показ с объяснением производится  на макете).

Практическая часть.

Кто покажет на макете, как правильно надо чистить зубы? (показ ребёнком)

 Отлично!  Сейчас  послушайте совет от «Здоровых зубиков»:

Есть сладкое один раз в день. После того, как вы поели сладкое, прополощите рот, или пожуйте 10 минут жевательную резинку.

Поласкайте рот после еды тёплой водой.

Полезно после завтрака, обеда и ужина съедать яблоко или морковь. Они помогают очистить зубы от мелких остатков пищи (зубного налёта).

Вредно для зубов есть горячую или очень холодную пищу. Эмаль зубов разрушается сильнее.

Нельзя грызть твёрдые предметы, ковырять в зубах острыми предметами.

Нельзя грызть зубами орехи, открывать крышки бутылок.

Полезно для зубов есть творог, молоко, овсяную кашу, есть овощи и фрукты.

Обязательно ходить к стоматологу 2 раза в год (даже если не болят зубы)

Зубы чистить утром и вечером. Менять щётку каждые 2-3 месяца, и никому не давать пользоваться ею.

Хранить щётку в специальном стаканчике, щетинкой вверх. Тогда щетка быстро подсохнет, а это очень важно, так как микробы долго сохраняются на влажной щетке.

(можно выставить мнемотаблички)

Воспитатель:  Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза – вред». 

На полу размещены предметные картинки. Участники делятся на две команды и распределяют картинки на две группы: в одну – что полезно для сохранения зубов здоровыми, а в другую – что вредит зубам. Потом каждая команда обосновывает свой выбор.

Итог занятия. Появляется Дракоша.

Дракоша: Вот здорово! Зуб совсем не болит. Этот доктор просто волшебник.

Воспитатель: Знаю, знаю, он снял налёт и чёрный камень с твоего зуба и положил пломбу. А чтобы такого больше не случилось, ты должен выполнять правила. Тогда тебе никакой кариес буде не страшен.

Дракоша: А какие это правила?

Воспитатель: Сейчас тебе  дети расскажут. (Дети с помощью мнемотаблиц рассказывают правила ухода за зубами).

Дракоша: Это совсем не трудные правила, их легко запомнить и выполнять.

Воспитатель: А чтобы ты и другие дети не забывали, что надо заботиться о своих зубах, послушайте стихотворение:

Дети читают стихи.

Поспеши себя избавить
От налёта на зубах.
Это так легко исправить,
Если щетка есть в руках.

Три минуты ровным счётом
Чисти сверху и с боков,
Изнутри борись с налётом,
Со злым врагом твоих зубов.

А закончена работа -
Полощи водой ты тёплой, и тогда
От противного налёта
Не останется следа.

Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб!

Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием

И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!  
(все вместе)

Дракоша: Спасибо, вам друзья. Мне пора возвращаться к себе домой.  (Прощается, уходит)

Воспитатель:  Молодцы, дети, теперь мы будем с вами здоровыми и крепкими. Ведь если зубы будут всегда здоровыми, то и настроение будет хорошим. Вы всегда будете весёлыми и радостными. Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно, то и боли при лечении не будете совсем чувствовать. Вылечить зуб необходимо, а то можно совсем потерять его. А без зубов скверно: пищу пережёвывать плохо, и разговаривать трудно, да и улыбка малопривлекательная.   И я хочу вам подарить схему «Как правильно чистить зубы».

Но сначала, давайте скажем нашим гостям «До свидания!».



Предварительный просмотр:

Программное содержание: «Знакомство со свойствами воздуха»

Программные задачи: уточнить и расширить знания детей о воздухе; дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; пополнить знания детей о воздухе – невидимый, бесцветный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков.

Закрепить правила безопасности при экспериментировании;  развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширить представления о движении воздуха, активизировать речь и обогащать словарь; создать доброжелательный настрой.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её. 

Материал: на каждого ребёнка – камень, стакан с водой и трубочка, «массажный шарик – Су-Джок»;

 лист бумаги, вертушка – Ветерок, воздушный шарик, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце;  средства ТСО. 

Демонстрационный материал: мяч, игрушка – Ветерок, стакан с водой и стакан с минеральной водой, виноград; ёмкость с водой, стакан, салфетка, пластилин, иллюстрации с изображением использованием ветра, опорные схемы.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание ск. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,  чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,

Словарная работа: учёные, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся. (дети здороваются). А теперь покажите, как нужно правильно сидеть за столом во время занятия.

- Сегодня, я шла в детский сад и думала: какое интересное занятие приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то откроется, то закроется… .

- Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (это движение воздуха).

- Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух?(Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.  

Дети превращаются в учёных.

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

 - А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

- А можно жить без воздуха? (ответы детей)

 - Почему? (ответы детей)

Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Не токай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь осторожен!

Опыт № 1

- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса) опорная схема с выводом.

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый) камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух  и сжать его? (ответы детей – нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не  твердое тело.

опорная схема с выводом.

- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не  жидкость.

опорная схема с выводом.

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
            Значит, какой вывод?  (
Чистый воздух запаха не имеет).

опорная схема с выводом.

Вывод, используя схемы

- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный  и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

Но как же тогда его обнаружить?      

   - Продолжим наши исследования.

Опыт №2

- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей).  А хотите увидеть воздух? (Да).              

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите  конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

опорная схема с выводом.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

- А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч) 

- Какой удивительный предмет, он и в  речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.

 Пальчиковая гимнастика «Мячик-ёжик»

Я мячом круги катаю                        (мяч между ладонями)

Взад-вперёд его гоняю.

Я сожму его немножко                (сжать в руке)

Как сжимает лапы кошка.

А теперь – последний трюк:         (перебрасываем из руки в руку)

Мяч летает между рук.

 - А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали? (ответы детей).

- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

опорная схема с выводом.

- Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но, он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете? (ураганы, торнадо, тайфуны – воспитатель показывает иллюстрации)

- Расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры? (ответы детей) - показ иллюстраций. Много бед приносят ветры, но  человек воспользовался силой воздуха. Ветер приводит в движение ветреные двигатели, которые вращают жернова мельниц, вырабатывают электричество. А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).

Воспитатель сопровождает свой рассказ показам иллюстраций.

- Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы ещё жарче. Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы.

Вот какую помощь оказывает  ветер.

Слышится шум ветра.

- Что это такое?

Воспитатель выходит, надевает на руку игрушку – Ветерок, у которого  сбоку прикреплён мешочек, а в мешочке вертушки и воздушные шарики. Заходит и загадывает загадку:

Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

- Вы, догадались кто я? (ответы детей - ветерок). Правильно. Здравствуйте, ребята! Да, я - шалунишка-Ветерок! И хочу с вами поиграть. Выходите все, становитесь-ка в кружок.

(во время  игры младший воспитатель убирает со столов материал)

игра с элементами дыхательной гимнастики

Под музыку Ветерок раздаёт детям вертушки и предлагает ребятам вытянуть губки  вперёд, и плавно подуть – дуем тихо-тихо, а теперь сильнее.

Ветерок: Молодцы! А теперь давайте надуем воздушный шарик и зажмём его у хвостика. А теперь отпустите его в противоположную сторону и посмотрите, чей шарик дальше улетит.

           Дети надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность  его полета.

 Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, его надо больше надувать:  воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. 

Ветерок: а чем это вы тут занимались, когда я к вам прилетел? (ответы детей – мы исследовали воздух). Ух, ты! А я тоже хочу. Возьмите меня с собой, пожалуйста.

Воспитатель: Ну что, ребята, возьмём Ветерок с собой? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию №2. Дети подходят к столам, расставленным полукругом. На столах стоят ёмкости с водой, стаканы с прикреплённой на дне салфеткой; полотенца. Воспитатель усаживает Ветерок на подставку и предлагает посмотреть, что сейчас будет происходить.

Опыт №3

- Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите  сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите,  на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно  погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

- Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в  стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

- Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

- Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

- А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Значит, хотя воздух и  невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – прозрачный, невидимый и он занимает место.

Воспитатель предлагает детям  повторить этот опыт самостоятельно. Ветерок хвалит детей.

        - Наши  исследования продолжаются.

Опыт №4

Посмотрите у меня на столе 2 стакана воды. Один стакан с простой водой, а второй стакан с минеральной газированной водой. На подносе лежит виноград. Я опускаю одну виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит? (она тонет). А теперь я  опускаю виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".  Этот принцип людьми используется в спасательных жилетах.

Далее воспитатель предлагает ученым вернуться в лабораторию №1 и занять свои места за столами.

/ Ветерок предлагает сыграть в д/и «Дышит, не дышит», называется предмет или живое существо, дети отвечают: хлопок руками – дышит, ногами топаем – не дышит) "/.

Физкультминутка «Воздух»

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Тихо-тихо сев за парту.

Отлично!

Подошла к концу игра.

Расставаться нам пора.

Только помните, ребята,

Птицы, люди и зверята,

Солнце, воздух и вода –

Ваши лучшие друзья!

Ветерок  благодарит детей, прощается и под музыку «Шум ветра» улетает.

Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня? Давайте сделаем вывод с помощью наших знаков. (дети подходят и прикрепляют знаки на ватман – делая выводы - воздух необходим для всех живых организмов. Воздух не имеет ни вкуса, ни запаха. Он прозрачен, бесцветен, но его можно почувствовать и услышать; в воде виден в виде пузырьков).

- Молодцы, юные  учёные, спасибо вам за работу. Сегодня мы смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу, что воздух - это смесь газов,  он невидимый, бесцветный, прозрачный, заставляет предметы двигаться и занимает место.  На следующих занятиях мы с вами узнаем другие свойства воздуха.

Звучит музыка «Воздушная»

Открывается дверь, влетает воздушный шарик.

Воспитатель: Посмотрите, да это, наверно,  сюрприз от Ветерка?! Он  нам прислал воздушный шарик. А что это за конверт? (смотрит).  Ребята, это же  грамоты. Вот они, за вашу хорошую работы вам вручаю грамоту «Юный исследователь воздуха».

Под музыку воспитатель вручает грамоты «Юный исследователь воздуха».

        

Используемая литература:

«Программа воспитания в детском саду» М.А.Васильевой,

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.Николаева,

«Из чего сделаны предметы» О.В. Дыбина,

«Воспитатель ДОУ» N2, 9,12 -  2008 года,

«Дошкольное воспитание» N5, 7,11 – 2005 года,

«Ребенок в детском саду» N3,4,6,8,9 – 2004год, N6 – 2006 год,

«Обруч» N6 – 2009год,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровьяЗадачи:v  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;v  воспитание культурно-гигиенических навыков;v...

Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...

Конспект непосредственно обрзовательной деятельности с детьми младшей группы образовательная область «Физическая культура»

Конспектнепосредственно  обрзовательной деятельности с детьми младшей группы образовательная область «Физическая культура»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по направлению "физическое развитие" "Путешествие в Простоквашино"

Возраст: старший дошкольный, дети 5-6 лет Формы работы: спортивные игры и упражнения, дыхательные, пальчиковые, релаксационные упражнения, беседа, проблемная ситуация, отгадывание загадок. И...

Перспективный план направление Физическое развитие образовательная область Здоровье (первая младшая группа)

Перспективный план направление Физическое развитие образовательная область Здоровье (первая младшая группа)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности для детей младшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности для детей младшей группы...