Конспект НОД по разделу "Развитие экологических представлений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Остроглазова Ирина Геннадьевна

Конспект по разделу "Развитие экологических представлений"   программы Л.А. Венгера "Развитие" для воспитателей, сдающих на соответствие занимаемой должности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу  «Развитие экологических представлений» по программе  Л.А.Венгера «Развитие»

Тема: «Живое и неживое»

Возраст: старшая группа

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Организационный момент, включающий:


 • постановку цели, которая должна

 быть достигнута учащимися на данном

 этапе урока (что должно быть сделано

 учащимися, чтобы их дальнейшая

 работа на уроке была эффективной)

 • определение целей и задач, которых

 учитель хочет достичь на данном этапе

 урока;

 • описание методов организации

 работы учащихся на начальном этапе

 урока, настроя учеников на учебную

 деятельность, предмет и тему урока (с

 учетом реальных особенностей класса,

 с которым работает педагог)



Цель непосредственной образовательной  деятельности: организовать познавательную деятельность воспитанников.


 Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:


 Образовательные: формировать у детей представление о живых и неживых объектах природы; закрепить знания детей о уже известных  отличительных особенностях живой и неживой природы.


 Развивающие: развивать у детей внимание, ассоциативное и логическое  мышление, образную память и воображение; развивать речевую активность; развивать умения устанавливать причинно следственные связи.


 Воспитательные: формировать навыки общения внутри группы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.


Данную непосредственно образовательную деятельность я начну с ритуала приветствия «Здравствуй, друг!», использование этого приема позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность. Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога. Итогом проведения ритуала приветствия является создание замкнутого круга, что символизирует готовность к совместному выполнению предстоящей работы.

С целью формирования позитивной мотивации на предстоящую учебную деятельность задам детям вопрос: «Вы любите путешествовать?» Затем предложу отправиться в «путешествие». Так как в группе есть малообщительные, стеснительные дети спрошу у них: «А на чем можно отправиться в путешествие?». Затем предложу детям всей группы подумать и назвать различные виды транспорта, цель данного приема – активизация умственной деятельности детей.

Сопровождаю «путешествие» показом слайдов разных ландшафтов (горных, лесных, песчаных и т.д. презентация Power Point «Живое и неживое в природе»)

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний:

 • определение целей, которые учитель

 ставит перед учениками на данном

 этапе урока (какой результат должен

 быть достигнут учащимися);

 • определение целей и задач, которых

 учитель хочет достичь на данном этапе

 урока;

 • описание методов, способствующих

 решению поставленных целей и задач;

 • описание критериев достижения

 целей и задач данного этапа урока;

 • определение возможных действий

 педагога в случае, если ему или

 учащимся не удается достичь

 поставленных целей;

 • описание методов организации

 совместной деятельности учащихся с

 учетом особенностей класса, с которым

 работает педагог;

 • описание методов мотивирования

 (стимулирования) учебной активности

 учащихся в ходе опроса;

 • описание методов и критериев

 оценивания ответов учащихся в ходе

 опроса.

Для наращивания темпа деятельности детей, а так же для поддержания их интереса я вторую часть непосредственно образовательной деятельности  начну с проведения дидактической  игры «Назови лишнее». Так как данная игра предполагает работу в парах, то перед началом выполнения задания, я уточню, что если у какой-либо пары возникнут трудности при назывании лишнего слова, то они могут обратиться за помощью к друзьям. Данный прием позволит мне снять тревожность у некоторых детей, которые боятся ответить неправильно, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели задания общими усилиями. В группе двое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания я создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа».

Для подготовки детей к третьему этапу работы, а именно изучению нового учебного материала проведу игру «Пантомимы». Цель игры выяснение знаний детей о живых  и неживых объектах природы, основанных на личном опыте детей; закрепление знаний об отличительных особенностей объектов природы,, основанных на личном чувственном опыте самого ребенка.

Для перехода к освоению нового последними ситуациями игры «Пантомима» будет изображение объектов живой и неживой природы

После выполнения задания, для профилактики утомляемости детей проведу динамическую паузу

Изучение нового учебного материала.

 Данный этап предполагает:

 • постановку конкретной учебной цели

 перед учащимися (какой результат

 должен быть достигнут учащимися на

 данном этапе урока);

 • определение целей и задач, которые

 ставит перед собой учитель на данном

 этапе урока;

 • изложение основных положений

 нового учебного материала, который

 должен быть освоен учащимися;

 • описание форм и методов изложения

 (представления) нового учебного

 материала;

 • описание основных форм и методов

 организации индивидуальной и

 групповой деятельности учащихся с

 учетом особенностей класса, в котором

 работает педагог;

 • описание критериев определения

 уровня внимания и интереса учащихся к

 излагаемому педагогом учебному

 материалу;

 • описание методов мотивирования

 (стимулирования) учебной активности

 учащихся в ходе освоения нового

 учебного материала        

Продолжаю развивать игровую ситуацию, предлагаю детям представить, что они оказались на лесной поляне, а там все объекты природы перемешаны.

 И поэтому третью часть непосредственно образовательной деятельности я начну с использования метода «создание проблемной ситуации». Разложу на полу в произвольном порядке картинки с изображением объектов живой и  неживой природы. Рядом на фланелеграфе находятся два листа со схематическим  изображением домов; на одном помещен значок «живой природы», а на другом – «неживой природы». Рассказываю о том, что картинки заблудились и прошу детей помочь им найти свой дом. При этом обращаю внимание на подсказку (значок с изображением дома). Если дети не справляются с  заданием, рассказываю, что картинки нужно разделить на «живое» и «неживое». После правильного  выполнения задания выясняю вместе с детьми различия между двумя группами картинок, вычленяю отличительные признаки живой природы (питание, дыхание, размножение, рост и развитие)



С целью формирования у детей представлений об объектах живой и неживой природы я использую ИКТ (презентация Power Point «Живое и неживое в природе») показ слайдов изображающих  природу с разным ландшафтом (горным, лесным, равнинным, пустынным) и уточняю какие объекты преобладают и почему, что  позволит мне наглядно показать детям  отличительные признаки живой природы. Для активизации познавательной активности детей при изучении нового материала я буду задавать детям вопросы и дополнять ответы детей.

Закрепление учебного материала,

 предполагающее:

 • постановку конкретной учебной цели

 перед учащимися (какой результат

 должен быть достигнут учащимися на

 данном этапе урока);

 • определение целей и задач, которые

 ставит перед собой учитель на данном

 этапе урока;

 • описание форм и методов достижения

 поставленных целей в ходе закрепления

 нового учебного материала с учетом

 индивидуальных особенностей

 учащихся, с которыми работает педагог.

 • описание критериев, позволяющих

 определить степень усвоения

 учащимися нового учебного материала;

 • описание возможных путей и методов

 реагирования на ситуации, когда

 учитель определяет, что часть учащихся

 не освоила новый учебный материал.        

Для закрепления полученных на третьем этапе занятия знаний я проведу игру «Найди отличия». Цель которой – обобщение знаний детей о объектах живой и неживой природы. Для лучшего результата, я разделю группу детей - на подгруппы исходя из индивидуальных особенностей присутствующих на занятии детей.

Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми нового материала проведу мини-тренинг «Обсуждение в кругу» в ходе, которого предложу детям рассказать о том, где они были летом и что окружало их из объектов живой и неживой природы; попрошу каждого ребенка высказать свое мнение о том, что он узнал нового, а что уже знали, что понравилось, что вызывало затруднение.

Подводя итог данной непосредственной образовательной даю вербальную оценку работе детей в этой деятельности.

Затем на нашем транспорте возвращаемся из «путешествия» в детский сад (возвращение соправаждается показом слайдов под музыку), тем самым завершу выполнение игровой ситуации «Путешествие», показывая многообразие объектов живой и неживой природы, воспитывая любовь к прекрасному, бережному к нему отношению.

Задание на дом, включающее:

 • постановку целей самостоятельной

 работы для учащихся (что должны

 сделать учащиеся в ходе выполнения

 домашнего задания);

 • определение целей, которые хочет

 достичь учитель, задавая задание на

 дом;

 • определение и разъяснение учащимся

 критериев успешного выполнения

 домашнего задания.        


Программа обучения в детском саду не предполагает выполнение домашнего задания.

Но для закрепления полученных в ходе непосредственной образовательной деятельности  знаний я предложу детям, совместно с родителями составить мини-рассказ на тему «Заметка в энциклопедию» (одном из объектов живой или неживой природы).

А так при организации свободной художественной деятельности детей, предложу нарисовать объект живой или неживой природы и рассказать о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе на тему: "Чудесные листья" (ОО "Познание)

В этом конспекте осуществляется интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Художественное творчество", "Коммуникация". Вначале занятия беседуем о времени года,дается понятие что...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект занятия по развитию экологических представлений: "Разнообразие растительного мира земли".

Содержание : Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук,...

Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...