Проект "Маленьким детям - большие права!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жолоб Наталья Юрьевна

Проектный материал для работы по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx39.21 КБ
Файл prazdnik_po_pravam.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Имеем право»

                                                                 «Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак)

Обоснование актуальности проекта:

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации. Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
 Как изменить такое положение?

Для решения данной проблемы был разработан проект.


Проблема – недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах; недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.


Цель проекта – познакомить дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.


Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и  личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

Объект: правовое воспитание, система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой  грамотности  у детей старшего дошкольного возраста.


Участники проекта – дети, педагоги, родители.


Тип проекта – социально-педагогический, долгосрочный

Продолжительность -2 года

Виды деятельности:

1. Консультирование родителей по интересующих их вопросам

2. Обновление развивающей среды

3. Выступления на родительских собраниях

4. Создание информационного уголка для родителей

5. Оформление буклетов, брошюр

6. Открытые мероприятия


Формы реализации:
1. Занятия по познавательной деятельности.
2. Беседы с детьми и родителями.
3. Игровая деятельность.
4. Продуктивная деятельность.
5. Театрализованная деятельность. Организация совместных с родителями развлечений.
6. Организация экскурсий, целевых прогулок.
7. Чтение специально подобранной литературы.

Основные средства:
· Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
· Оформление наглядного материала для родителей.
· Обогащение предметно-развивающей среды.
· Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.

Ожидаемый результат:
· Ознакомление и закрепление знаний детей и родителей  о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка».
· Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.
· Укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.    

Функции участников проекта:
· Заведующий детским садом – создание условий для организации и проведения мероприятий.
· Старший воспитатель – обеспечение необходимой документацией, литературой участников проекта, оказание помощи в проведении занятий и развлечений.
· Дети, воспитатели и родители – реализация проекта.


Принципы.
* Принцип познавательной активности. Данный принцип является одним из важнейших принципов ознакомления детей с их правами и документами, в которых говорится о данных правах.
* Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Заключается он в том, чтобы строить работу в рамках проекта, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей; зная зоны их ближайшего развития и опираться на них при организации воспитательных и обучающих отношений; подбирать материал для работы таким образом, чтобы у детей была возможность для опережающего развития.
* Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей. Без выполнения данного принципа невозможно строить какие-либо взаимоотношения с детьми. Он очень важен для результативной работы по воспитанию и обучению.
* Уважение к личности каждого ребёнка. Подразумевает обязательное тактичное, спокойное отношение к любым проявлениям со стороны ребёнка. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение, реализацию собственной индивидуальности.

Программно - методические ресурсы:

* Имеется необходимая методическая литература

* Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению  детей  в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
* Разработана картотека игр по формированию  нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

* Пополнение библиотеки для родителей консультациями :  «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для всех (Владимир Леви)»

* Разработаны выступления на групповых родительских собраниях

Материально – технические ресурсы:

* Обновление развивающей среды

* Приобретение материалов, необходимых для занятий

      Этапы работы над проектом:

        1 этап – подготовительный

* Создание условий для проведения проекта

* Подбор методической литературы

* Составления плана

* Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

2 этап – основной

При реализации проекта были использованы такие формы работы, как занятия, беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения.

Методы:

*этические беседы,

*чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки)

*рассматривание иллюстраций,

*составление рассказов,

*организация нравственно-правовых, педагогических, игровых ситуаций.

*организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драматизаций,

*проблемное обучение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков,

* индивидуальная работа.

Интеграция темы

по образовательным областям

Коммуникация
Познание

Социализация

Познавательные беседы 

               «Я люблю свою мамочку»,

               «Беседы об ответственности и правах ребенка»

              «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка»

               «Беседы о правах ребенка»

              «Знакомим дошкольника с конвенцией о правах ребенка »

Игра – инсценировка

               «Мамины помощники»

Интервьюирование детей

Дидактические игры

               «Кто кому кем приходится»

               «Что такое хорошо, что такое плохо»

               «Назови ласково»

               «Назови имя, отчество»

               «Передай настроение»

               «Кому что нужно»

               «Помоги кому трудно»

               «Секреты вежливости»

              «В гостях хорошо, а дома лучше»

    Сюжетно – ролевые игры

               «Дом»

              «Семья»

              «Магазин»

              «Больница»

             «Парикмахерская»

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии («эмпатия» от греч. «empatheia» — сопереживание) — категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства.

Художественная литература

*Чтение: З.Воскресенская «Мама», «Мамины руки», С.Михалков «А что у вас?», Ш.Перро «Золушка»,  Е.Благинина «Посидим в тишине», Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок» , А. Барто «Одиночество»,  С. Маршак "Двенадцать месяцев" , А.Толстой "Золотой ключик, или приключение Буратино"и др.

*Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек.

*Знакомство с пословицами, поговорками о маме.

Здоровье

*Знакомство с «правилами чистюли»

*Полезная и вредная еда

*Альбом « Любимое блюдо моей семьи»

*Беседа «Чтобы не огорчать мамочку» ( как заботиться о своём здоровье)

Безопасность

*Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (о бытовых приборах)

*Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.

Художественное творчество

Рисование

        «Цветочки для любимой мамочки»,

        «Подснежники зимой ( по сказке « Двенадцать  месяцев»)»

Лепка

        «Красивый букет милой маме»  «Герда» ( по сказке «Снежная Королева»)

Аппликация

         «Гадкий утенок», «Азбука для Буратино»

Ручной труд

        «Открытка к празднику»

Музыка

*Разучивание песен, танцев

*Прослушивание аудиозаписей по теме

Взаимодействие
с  родителями

         * оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право! »

*Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

* Беседы, консультации «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье». «Какой вы родитель? », «Мое отношение к наказаниям» , родительское собрание, анкетирование.

*Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей  по данной теме: изготовление «Генеологического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).

            *Участие родителей  в празднике .

3 этап

Праздник «Мы на свет родились , чтобы счастливо жить»

Пояснительная записка

Воспитание, как один из важнейших видов человеческой деятельности, осуществляется самыми разнообразными средствами. Это слово, с которым воспитатель обращается к воспитаннику, организация уклада жизни воспитанников, и труд, которым они занимаются.

Особая роль в воспитании принадлежит праву. Согласно словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе. В энциклопедическом словаре право - это совокупность общеобязательных правил поведения (норм) установленных или санкционированных государством.[15, С.770]

Права Человека – права на жизнь, свободу слова, неприкосновенность частной жизни, справедливую оплату труда, нормальное жилье, труд в здоровых производственных условиях, свободу совести и др.

Право – форма общественного сознания, суть которой состоит в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие прав от морали. Право понимается как совокупность социальных норм, признанных в данном обществе и имеющих официальную защиту, которые регулируют взаимодействие обладающих волей субъектов.[4, С.11]

Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Выделенные критерии (знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности), показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Правовое воспитание старших дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Правовое воспитание старших дошкольников, предусматривает широкое использование разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок), рассматривание иллюстраций, репродукций, литографий русских художников, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности (сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, игр-драматизаций); проблемное обучение, наблюдение и самонаблюдение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа с детьми.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.

Проанализировав литературу по теме работы, мы определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.

     Таким образом, обобщая все вышесказанное отмечаем, что проблема изучения прав ребенка    остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Теоретический анализ литературы и проведенная на его основе эмпирическая работа позволили выполнить цель нашей работы.

Список литературы

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С./ Издательство: Мозаика-Синтез, 2011

Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012 г

Владимирова, О. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О.Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С.20-22

Вопнярская, И. Современный Семейный Журнал/ Ирина Вопнярская. [Электронный ресурс]. –

Всеобщая декларация прав человека [Текст]// Принята и провозглашена резолюцией 217(III) Генеральной Ассамблеи (10.12.1948г.). – М.: Просвещение, 2002.

Голицына, Н.С., Огнева, Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст]/Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Давыдова, О. И., Вялкова, С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О.И. Давыдова, С.М. Вялкова – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. Сада [Текст]: пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

Закон РФ "Об образовании" [Текст]// текст с изм. и доп. На 2010 год. – М.: Эксмо, 2010.

Приложения

Тематический план

по ознакомлению детей старшего возраста с основами правового сознания


1. Сентябрь

«Знакомство с Декларацией прав человека» «Калейдоскоп сказок» «Право на жизнь, свободу, семью»
Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека, и с Конвенцией о правах ребенка. Закрепить представление детей о семье. Дать представление о праве каждого человека на жизнь, свободу, семью. Формировать интерес к своей родословной, вместе с ребенком изображать генеологическое древо.

2. Октябрь

«Право на жилье, пищу, личное имущество»
Деть детям представление о том, что для жизни и здоровья каждого ребенка необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.

3. Ноябрь
«Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь»
Дать представления о том, что со стороны родителей и взрослых должна чувствоваться любовь, внимание, забота и помощь. Учить детей быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Продолжать расширять представление о Российской армии, о почетной обязанности защищать Родину.

4. Декабрь
«Если что у вас болит, вам поможет Айболит» «Здравствуй доктор Айболит» (развлечение)
Дать детям представление о том, что они имеют право на медицинский уход и медицинскую помощь; ввести в активный словарь детей понятия «достаточное питание» и «чистая вода». Формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

5. Январь
«Непосильное задание» Дискуссия «Тяжелый труд или просто помощь?»
Формировать представление о том, что тяжелый, непосильный труд может нанести вред здоровью. Ввести в активный словарь детей понятия: «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Формировать представление о предметах. облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт (пылесос. бра и т.п.)

6. Февраль
«Цветик-семицветик»
Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям-инвалидам. Познакомить с правом детей-инвалидов на особую заботу и обучение.

7. Март
«Радиоэфир»
Познакомить с правом на дружбу, и правом выражать свое мнение. Привлекать детей к созданию сообщества друзей. Совершенствовать навыки речевого общения, умения выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников.

8. Апрель

«Сделал дело – гуляй смело» «Папа, мама, я – спортивная семья» (развлечение)
Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. Ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых», «пассивный отдых». «предпочтение». закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья путем обеспечения условий для отдыха.

9. Май
«Дети планеты земля»
Дать четкое понятие о необходимости предоставление равных возможностей детям разных национальностей. Воспитывать у детей гордость за неповторимость своей национальной культуры. Знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна.

10. Июнь
«В стране детства» (развлечение)
Создать у детей чувство радости, защищенности.

Тематический план

по ознакомлению детей подготовительной  группы с основами правового сознания

1. Сентябрь
1. «Калейдоскоп сказок»
Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним. Закрепить знание детей о «Всеобщей декларации прав ребенка» и о «Конвенции о правах ребенка».

2. Октябрь
1. Дискуссия «Мое право» 2. Отношение к больному человеку
Дать определение понятия «право», объяснить, какими правовыми документами оно закреплено. Научить понимать ценность своей личности. Учить замечать боль других, сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям – инвалидам. Формировать у детей представления о значимости образования в жизни каждого. Закрепить статью о праве ребенка – инвалида на особую заботу и обучение. Расширять опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт. Воспитывать уважение к правам человека.

3. Ноябрь
1. «Детству солнце подарите»2. «7+Я =Семья»3. «Я уважаю твое право»
Познакомить родителей с «Конвенцией о правах ребенка». Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи. Показать различные типы семей. Познакомить с правом ребенка на семью. Дать элементарные представление о механизме защиты прав ребенка в РФ. Закрепить знания детей о правах ребенка. Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

4. Декабрь
1. «Права ребенка» (развлечение с родителями)2. «Три символа на фоне истории»3. «Машина времени» (вечер-развлечение)
Формировать у ребенка представление о гербе, флаге, дать представление об истории флага Родины. Закрепить знания детей о правах ребенка. Познакомить родителей с правами ребенка.

5. Январь
1. «Это мое право»2. Символы нашей страны
Раскрыть суть десятого принципа Декларации. Научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность, доброжелательность. терпимость, а также определять жестокое обращение и уметь находить защиту от него. Развивать у детей познавательные способности. Закрепление знаний символов нашей страны.

6. Февраль
1. Три цвета российского флага2. Узоры чувашского флага3. Воспитание у детей любви к Родине4. Дети разных национальностей
Раскрыть сущность расположения полос на российском и чувашском флагах. Раскрыть суть 10-го принципа Декларации. Воспитывать чувство патриотизма. Приобщение к культуре родного края. Выявить у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей.

7. Март
1. «С чего начинается Родина?»2. «Вместе жить веселее»3. «Я имею права»
Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи. Закрепление статьи №16 «Право на создание семьи». Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, представление о значимости образования в жизни каждого и дать понятие «право на безопасные условия жизни», «право не подвергаться жестокому обращению». Воспитание чувства долга и любви к близким.

8. Апрель
1. «Мы тоже имеем права» (вечер-развлечение)2. «Знамя победы»3. «Космический полет» (игра-инсценировка)
Формировать у ребенка чувство долга и личной ответственности за судьбу Родины. Закрепление знаний о Всеобщей декларации прав человека. Закрепление знаний прав ребенка. Воспитывать гражданина своей страны.

9. Май
1. Олимпийские игры2. Турнир знатоков по правам ребенка3. «Моя семья» (вечер-развлечение)
Формировать представление детей об Олимпийских играх как соревнованиях в целях физического совершенствования. Выявить уровень правовой культуры родителей, подчеркнуть значение знаний прав ребенка.

10. Июнь
1. «В стране детства» (развлечение)
Создать у детей чувство радости, защищенности.



Предварительный просмотр:


«Город счастья»

(праздник по правам ребёнка с участием родителей)

 

Цель:

Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивать умение рассуждать и делать выводы.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Ход праздника

Родители сидят в зале полукругом. Дети выбегают под музыку «Мы на свет родились», выполняют перестроения.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые, родители и гости! Сегодня у нас необычная встреча. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка» Сегодня мы с вами поговорим на эту очень важную тему. И тема эта – права ребёнка. Сейчас я приглашаю вас в замечательный город с необычным названием «ГОРОД СЧАСТЬЯ».

Здравствуй, город счастья, ты один на свете,

Где всем управляют маленькие дети.

Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло,

Тому, кто живёт здесь – очень повезло!

И очень рада детвора, что здесь защищают

Детские права!

1 ребенок

Пусть, наконец, узнает каждый

И расскажет всем, всем, всем.

Что ребёнок - тоже человек,

Только маленький совсем.

2 ребенок

Никто не может меня оскорблять

И к плохому направлять.

Могу учить всё, что меня интересует,

И имею право сам выбирать

С кем мне играть.

3 ребенок

Никто не может меня бить, обзывать,

И каждого могу к ответу призвать.

Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда,

А если отличаюсь от других, то это не беда.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Признайтесь, ребята: вам часто приходится слышать от взрослых фразы «вы должны!», «вы обязаны!». И вы к своим шести годам уже хорошо знаете, как нужно себя вести, чтобы не огорчать взрослых. Но знаете ли вы, что, кроме обязанностей, у вас и много прав? А записаны они в важной книге, которая называется «Права ребенка». Полистав ее, мы лучше узнаем эти права – а понять их нам помогут сказки, которые мы сами и разыграем. Согласны?

Дети: Да!

Ведущий: Итак, открываем первую страницу.

(Поворачивается лист, там изображена мама с ребенком).

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

Главное слово любого ребенка - … (мама)

У каждого ребенка есть мамочка своя,

А у козляток мамочка – рогатая коза!

А вот и она!

(Ребенок в костюме козы поет песню и подходит к домику).

Коза: (родитель)                                    

Вы, козлятушки, вы, ребятушки,

Ваша мамочка пришла,

Молочка вам принесла!

Отопритеся, отворитеся,

Ваша матушка пришла,

Молочка вам принесла!

(Стучит, никто не открывает. Коза заглядывает за дом, поворачивается).

Ой, ребятушки, куда сгинули,

На кого ж вы меня покинули!

Видно, волк проник в помещение!

Помогите кто-нибудь

Мне козлятушек вернуть!

Ведущий: Не плачь, коза, мы тебе поможем.

Козлятушки-ребятушки,

Ваша мама пришла, молока принесла.

(Козлята выбегают и окружают маму).

Коза: Где вы были, ребятушки?

Козлята:

Мама, мама, Волк опять

Пришел в двери к нам стучать.

Ну а мы не открывали,

Мы ведь маму свою ждали.

Мама ведь у нас одна,

Лучше всех у нас она…

Как прекрасно жить на свете,

Когда рядом с мамой дети!

Козлята с козой поют песню «Мама»:

Коза с козлятами садятся.

Ведущий: У каждого ребенка есть главное право – право на жизнь, и дарит нам жизнь мама.

Коль ребенку жизнь дана,

Протекать она должна

С папою и с мамой,

Милой, доброй самою.

Пусть знакомо каждому

Будет слово «дом»,

А отец и матушка

Нас встречают в нем!

У каждого из вас есть право на заботу со стороны родителей.

Ведущий: Пришло время перевернуть следующую страничку нашей книги. На помощь нам спешат герои другой сказки – вот они!

Заходит Незнайка.

Незнайка :

Здравствуйте! Вы меня узнали? Я так рад вас видеть ! я вас приглашаю в свой город. У меня есть улица «Красивых имен»  улица «Кнопочка» , «Лилия»

Ведущий : Незнайка , а у наших ребят тоже красивые имена . Вот послушай .

 Вот как славно наших девочек зовут.

Вот Аделечка – звучит, как шёлковый лоскут,

И Машенька – листва лесная,

И Катенька – как звёздочка ночная...

Как славно наших мальчиков зовут:

Вот Никитушка – как пушечный салют,

Максим – как парус средь простора,

И Ярослав - как ровный рёв мотора.

Ведущий: Ребята, а вам интересно, почему родители дали вам такие красивые имена? И мне интересно... Давайте их об этом спросим.

(Родители представляют свои проекты на тему «Имя ребенка».

Незнайка : Какие красивые у вас имена! А можно я назову вашими именами новые улицы моего Солнечного города?

Ведущий: Конечно Незнайка.

(Незнайка уходит)

Ведущий Ребята , скажите пожалуйста, какое право детей  соблюдается в этой сказке? (право на имя).

Ведущий:

Ромочки  и Верочки, Гриши  и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

Ведущий: Страничку открываем , в сказку попадаем.

Заходят Здравик И Фырка. (здороваются)

Ведущий: Здравствуйте .

Здравик:

Быть здоровыми хотят и взрослые и дети.

А что для этого нам нужно?

Я могу ответить.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Чтобы здоровье сохранить,

Долго не лежи в кроватке,

Утро начинай с зарядки.

И питайся только полезными продуктами.

Игра «Вредная и полезная еда»

Ведущий : Ребята , какое право ребенка нам подсказали Здравик и Фырка? Правильно – право на медицинский уход и физическое развитие. Изучая программу «Здравствуй» , мы становимся крепкими и здоровыми .

Фырка: А если ребенок  уже болеет? Если ребенок –инвалид?

Ведущий:  Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность .

Здравик:

На прощание, ребята, я хочу вам всем сказать:

Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы,

Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело.

Чтобы громче пелись песни, жить, чтоб было интересно

Физкультурой занимайтесь, спортом все вы увлекайтесь.

(прощается и уходит)

Ведущий: Дорогие друзья, а какое право реализуется на этой улице? (право на медицинское обслуживание и физическое развитие детей)

Ведущий: Страничку открываем в сказку попадаем.

Загадка:

 Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник

Любимец взрослых и детей

Смельчак и выдумщик затей

Проказник весельчак и плут

Скажите как его зовут?

Заходит Буратино.

Буратино:

Ведущий: Ребята можно ли разговаривать с незнакомыми людьми? А какое право нарушают Лиса Алиса и Кот  Базилио не пуская Буратино в школу? (Право на образование)

А ты Буратино иди домой , к своему папе Карло .  Что же такое семья?  Семья объединяет родных: родителей детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Всё это – наши родные, родственники, родня.

Ребёнок:

В семейном кругу мы с вами растём.

Основ основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Ведущий: А у нас на улице семьи выросли деревья...Чей это сад? Кто посадил эти замечательные деревья? Я смотрю, это не простые деревья, а генеалогические.

(Родители представляют проекты на тему «Генеалогическое древо семьи»)

Ведущий:

Помните, взрослые, счастливы дети тогда,

Когда у каждого ребёнка – дружная семья!

Танец «Барбарики»

Ведущий: Какое право соблюдается? (право на семью.)

Ведущий: Как быстро пролетел наш праздник... Вам понравилось ? Чтобы надолго запомнить этот день, я предлагаю изобразить его символ – улыбающееся ласковое солнышко. Во все времена люди всё самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва -

У него уже с пеленок

Появляются права!

Мы  имеем  право жить, радоваться и дружить.

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать.

Обучаться, отдыхать.

Быть веселым и здоровым.

Восхищаться чем-то новым.

И любить, и быть любим.

(воспитатель выкладывает на стене солнце)

Ведущий: Ребята, в каждом человеке живёт солнце – это то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы ещё маленькие, солнце в вас может быть самое большое... Мамы и папы, пусть ваша любовь к детям будет такой же тёплой, большой и светлой как это солнце. Семья, в которой любим ребёнок - это маленький город счастья, наполненный взаимопониманием, добром, уверенностью в завтрашнем дне.

 Ребята, мы  приготовили для вас раскраски на тему «Я и моя семья». А родителям вручаются буклеты о правах детей и благодарственные письма за участие в празднике.

Дети под музыку «Большой хоровод» уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленьким детям – большие права" Театрализованное развлечение по правам ребенка

Цель:— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.— Развивать умение рассуждать и делать выводы....

Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста

Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...

Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему: «Маленьким детям - большие права» для детей старшей группы

Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств. Задачи Создать условия для: • Ознакомления детей в соответствующей возрасту...

"Маленьким детям-большие права" (развлечение по правам ребёнка для старшей группы)

quot;Маленьким детям-большие права" ( развлечение по правам ребёнка для старшей группы)...

Сценарий развлечения по правам ребенка «Маленьким детям - большие права»

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.Задачи:- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;- обобщить знания детей об их гражданских правах и обяза...

Театрализованное развлечение по правам ребенка в старших и подготовительных группах Тема: "Маленьким детям – большие права"

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Задачи: - закрепить знания по Конвенции о правах ребенка; - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанн...