Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в старшей группе "Эксперименты и опыты с водой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кливиткина Вера Николаевна

Организация экспериментально-поисковой  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_s_vodoy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Светлячок»

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе

по образовательной деятельности «Познание»

«Эксперименты и опыты с водой».

( Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».)

Цель:

     Обобщать, уточнять и расширять знания о воде. Развивать мышление, познавательную деятельность. Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.

Демонстрационный материал:

- две стеклянные ёмкости – узкая и широкая,

- два стакана – с водой и молоком,

 - зеленая акварельная краска,

- кисточка,

- ложка,

- комочки земли,

- воронка,

- вата, салфетки.

Раздаточный материал:

 экспериментальный лист, пробка от бутылки, пуговица, спичка (без головки), деревянный брусок,  камешек, стеклянная бусина, болт, монета, емкость с водой, карандаш – на каждого ребенка.

Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдений, рисования, чтения рассказов, бесед.

Ход.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами снова в экспериментальной лаборатории. И будем ставить опыты. Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. Скажите, для чего вода необходима? ( для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т.д.). И сейчас с помощью опытов мы узнаем побольше о свойствах воды.

Опыт 1.

Воспитатель: Сейчас я продемонстрирую первый опыт. Я налила воду в узкую банку, а потом переливаю в широкую  банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта?

( вода - жидкость, она может принимать  форму той ёмкости, в которую её наливают)

Опыт 2.

Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком.  Я опускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан  с водой. Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке нет) В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Следовательно, вода – прозрачная жидкость.

Посмотрите дальше: добавляю в воду  краску, вода стала зеленой. Какой вывод: краска растворяется в воде,  вода принимает цвет красителя.

Опыт 3.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В один  стакан я положила комочек земли, перемешала. Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку,  перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой.

Какие выводы можно сделать из проведенных опытов. ( Ответы детей)

Вода – прозрачная жидкость,  она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать. А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.

(Дети переходят в другую половину помещения  группой комнаты.  Дети попадают сначала в «лето»  (стоят деревья с листьями, лужи, солнышко, туча), затем – в «зиму»

( заснеженные деревья, сугробы, снежинки).

Воспитатель: Сейчас мы с вами попали в теплое время года – лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но что случается с лужами летом? Почему они  исчезают? (Ответы детей) Правильно. Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем я в холодное время года – зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег – это тоже вода. Лед – тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в тёплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трёх состояниях – в жидком состоянии, в твёрдом состоянии (лёд, снег), в парообразном состоянии.

А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.

Вопросы:

- Для чего нужна вода? (пить, поливать, тушить пожары, для приготовления пищи и др.)

- Где можно встретить воду? (в кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и др.)

- Где можно нагреть воду? (в чайнике, на костре, на солнце и др.)

Воспитатель: Молодцы! Много знаете о воде. И теперь вы готовы к самостоятельным  экспериментам.

Сейчас мы снова возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов – узнать, какие предметы в воде плавают, а какие – тонут. Каждому из вас предлагаются следующие предметы:  деревянный брусочек, стеклянная бусина, спичка, камешек, монета, пуговица, болт, пробка.  Вы получаете экспериментальный лист, на котором изображены такие же предметы. Ваша задача определить:  тонет ли предмет или плавает в воде.  Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду затем  отмечать в экспериментальной таблице результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения вы ставите стрелку вверх, если предмет тонет  в  воде – стрелку вниз.

(Дети самостоятельно проводят  опыты, заполняют экспериментальный лист).

Воспитатель: Давайте подведём итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде? (монета, болт, камень, стеклянная бусина) Какие предметы плавают на поверхности воды? (деревянный брусок, спичка, пробка, пуговица). Значит предметы из стекла, камня, металла тонут в воде. А предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде.

Вам понравилось быть учеными и делать опыты ? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.


 )

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей группы "Что мы знаем о воде?"

Конспекторганизованно образовательной деятельности   для детей старшей группы"Что мы знаем о воде?"...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» «Путешествие в Царство воды»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» «Путешествие в Царство воды»Цель: социально-коммуникати...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков на тему:«Водичка, водичка умой моё личико» для детей второй группы раннего возраста.

В ходе организованной образовательной деятельности  у детей закрепляется привычка к чистоте и опрятности.                         ...

Конспект организованной образовательной деятельности тема: «Очищение воды» (старшая группа)

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, законом...

Конспект организованной образовательной деятельности по легоконструировнию в старшей группе на тему: «Животные, обитающие на суше и в воде»

Конспект организованной образовательной деятельности по легоконструировнию в старшей группе на тему: «Животные, обитающие на суше и в воде»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»: основы науки и естествознания на тему «Опыты и эксперименты с водой» для детей средней группы в рамках работы «Родительского клуба»

  В методической разработке представлено описание работы по ознакомлению детей средней группы с некоторыми свойствами воды посредством опытно – экспериментальной деятельности (может ...