Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

    Романенко Наталья Борисовна

    Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

         Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашем крае, да и в нашем городе живет много представителей народов Приамурья. Это – нивхи, нанаи, орочи, эвенки, удегеи, русские и т.д.

          Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький нивх, и маленький нанаец, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов.

         Национальная культура малочисленных народов  может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
    Так и родилась идея создания проекта «Знакомые незнакомцы: народы Приамурья» в детском саду  № 2 «Белочка».

        Изучение традиций, быта коренных народов Приамурья позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов мы начали со сбора и изучения краеведческого материала.

         Мы создали в  группе экспозицию  мини-музея  «Знакомые незнакомцы: народы Приамурья», в которой подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

    Мы  разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

          На занятиях мы рассказываем детям о нивхах, нанаях , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют.

    Весь цикл занятий строился  интерированно по областям:

    1. Коммуникация:
    • Окружающий мир: экскурсии в центр культуры народов Севера, краеведческий музей им.Розова, занятия по познавательному развитию о культуре, быте, обычаях, обрядах, праздниках  нивхов и нанайцев.
    • Ознакомление с художественной литературой народов Приамурья (сказки и стихи)
    • Развитие речи: составление описательных рассказов по картинкам, из личного опыта

    ( актуализация знаний после экскурсий), подбор эпитетов к существительным, проведение бесед, рассказов.

    1. Художественно-творческая деятельность:
    • Музыкальная (прослушивание песен в грамзаписи);
    • Театральная: (драматизация небольщих сказок, фрагментов)
    • Изодеятельность ( рисование, аппликация, лепка по мотивам экскурсий, повторение декоративного элементов орнамента)

     

    1. Физкультура (разучивание нивхских и нанайских народных игр, забав и упражнений)

    При реализации данного проекта мы использовали  следующие методические приемы:
    • беседа,
    • чтение художественных произведений,
    • экскурсии, прогулки,
    • творческая деятельность детей (лепка, рисование, аппликация, конструирования, театрализация, игры, инсценировка сказок, разучивание потешек, танцы, музыка) и др.
         Приобщая детей к культуре  народов и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
    Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих наш родной край, их обычаях, традициях, фольклоре;  учить уважительному, толерантному к ним отношению; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    zanyatie_kmns2.docx30.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель:

    Романенко Н.Б.

    2012

    г.Николаевск-на-Амуре

    Цель:  Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей  – нивхов и нанайцев.

    Задачи: 

    1. Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Нижнеамурья:  жилище, одежда, труд.
    2. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
    3. Развивать любознательность и интерес.

    Предварительная работа:

    Чтение произведений Д.Нагишкина «Амурские сазки», сборников нивхских, нанайских народных сказок, Э.Вальдю «Сказка о смелой девочке Носке», Э.Кириченко «Сказки дремучей тайги».

    Разучивание игр – «Собачьи упряжки», «Прыжки через нарты», «Тройной прыжок»

    Цикл бесед на тему «Моя родина - Дальний восток».

    Рассматривание иллюстраций ,сюжетных картинок по теме «Народы нижнего Амура», организация и проведение экскурсий в краеведческий музей им.Розова, в центр культуры народов КМНС.

    Наглядный материал:

    Экспозиции мини-музея,  развивающая игра “Сложи картинку” (два вида жилищ: летнее и зимнее), «Одень куклу» (4 вида национальных одежд), «Предметы-помощники труда» (карточки), слайды, мяч, презентация.

    Ход занятия:

    (слайд №1)

    Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех наших гостей и взрослых и детей  у нас в гостях. Сегодня мы с вами покажем, чему мы научились, Но вначале ответьте на вопросы:

    (слайд№2)

    -  В какой стране мы с вами живем?

    -  Как вы думаете, какая Россия по величине?

    -  Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна.  Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане  этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.

    -  Что такое Родина.

    -  Правильно! Там, где вы родились.  Наша Большая Родина – это наша Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее.

    (слайд№3)

    -  Правильно это Николаевск-на-Амуре. Это большой город? Где он располагается? Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.

    (слайд№4)

    Сегодня у нас не просто занятие, а презентация проекта, над которым мы с ребятишками в последнее время трудились. Он называется «Знакомые незнакомцы» Расскажите, почему мы с вами его так назвали (встречаем в жизни их каждый день, но ничего о их жизни, обычаях  не знали)

         А поможет в этом  телевизионая передача «Непутевые заметки», участниками которой мы все с вами сегодня будем.

    Ну что ж в путь, наша передача началась  (музыкальная заставка и клип).

    Первая рубрика нашей передачи  «Путешествие в прошлое….» (Слайд)

    Первый ведущий : Послушайте, что я вам расскажу: “Рассказывали будто в краях  северных, на великой реке Амур  с давних времен  живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам Амура… И бывали у них селения летние и зимние…

    О ком  рассказал наш экскурсовод? (нивхи, нанайцы,….) (слайд№ 6-7-8)

    Ну что ж в течение работы на проектом, мы с вами откуда узнали о том, как коренные жители Амура (нивхи и нанайцы жили? (ходили в музей, в центр культуры народов Севера), а наши гости, наверное никогда не видели, как были устроены селения нивхов, давайте с вами выстроим  макеты и расскажем, почему мы так сделали (Д/и «Построй стойбище»),команда должна рассказать об особенностях строения в связи с сезоном(летние: дома на сваях, чтобы не поднималась вода и не заходили мелкие животные, с отверстием на крыше для выхода дыма, строились возле Амура для рыбалки ; и зимнее жилища: строились ближе к лесу: зимой теплее , похожи на русские избы, на крыше труба…,).

    (слайд№ 9)

    2.Ну что ж, мы с вами теперь знаем как были устроены дома народов Приамурья, а сейчас  следующая рубрика нашей программы  «Одежда нивхов и нанайцев» .И наш следующий ведущий  …(слайд№ 10-11-12)

    Второй  ведущий:«Нивхи и нанайцы носили летом – халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их солнца, дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху одевали специальную зимнюю юбку и  шапку, чтобы не замерзать.  

    Вос-ль: Давайте же оденем кукол в традиционные одежды нивхов.

    (деление детей на 4 команды. Проведение игры «Одень куклу» ( 4 куклы: две в легких одеждах мальчик и девочка; две в зимних, команды должны обосновать свой выбор) (слайд№ 13)

    Присядьте на коврик и давайте сыграем в игру «Четвёртый лишний». Назовите предметы одежды лишние на ваш взгляд и почему?

      Следующая рубрика « Занятия жителей нижнего Амура» (слайд№ 14)

    Наш ведущий…

    Третий ведущий: «Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду,  шили одежду, убирались, воспитывали детей.» (слайд№ 15-16-17)

    Воспитатель: Нивхам и нанайцам приходилось много трудиться, чтобы выжить в суровых условиях нашего края, а теперь вам, ребята,  тоже придется потрудиться, у нас  на картинках нарисованы предметы помощники взрослым в труде, надо взять девочкам предметы-помощники женские, мальчикам – мужские и рассказать полным предложением для чего этот предмет, что с ним делали. И тогда мы увидим  на  нашем экране картины с изображением занятий   взрослых.

    (проводится игра «Помощники в труде»: дети берут по предметной карточке, составляют сложное  предложение о том, что это и  зачем необходим этот предмет…Н-р, это лук, он был необходим для охоты, это чумашка, нужна, чтобы носить воду, Это рыбья кожа, из нее шили летнюю одежду, и т.д..)

    (слайд№ 16)Молодцы. А расскажите как они воспитывали своих детей? (их с малых лет приучали к труду и дарили им маленькие орудия труда, н-р маленький лук, чумашку, предметы для шитья… и т.д.)

    Воспитатель: Одним из занятий взрослых была охота. Какими чертами характера должен был обладать охотник? (сильным, смелым, храбрым, зорким) Давайте же, чтобы и наши глазки были зоркими проведем гимнастику для глаз, надо проследить за объектами на слайде, не отрываясь (слайд17)

    Воспитатель:. Вот сколько много  нового мы уже узнали. Но нивхи и нанайцы не только трудились, они еще умели здорово веселиться.  И следующая рубрика нашей передачи «Традиционные развлечения нивхов» Какие национальные праздники мы знаем? (кормление воды, медвежий праздник) На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и подвижные игры. Одним из таких состязаний был тройной прыжок.

    Давайте и мы с вами посоревнуемся.( эстафета дети в парах выполняют тройной прыжок, чья команда быстрее.

         А теперь давайте отдохнем. ( релаксационная пауза: под слова воспитателя дети лежат на полу по кругу  выполняют движения) «Уставшие нерпочки устроились на берегу, вдыхают морозный воздух, северное солнце пригревает их пухленькие животики. Нерпочки вытянули свои ласты, потянулись, повернулись на животики и стали играть: игра «Нерпы на берегу» с мячом: дети на животе, руки и ноги приподняты, раскачиваются (Движения «лодочки») и перекатывают мяч друг другу через круг.

         Отдохнули? А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам сказки

    Драматизация  нивхской народной сказки «Медведь и лиса».

    5.Вот сколько много нового мы узнали за время работы над нашим  проектом. (слайд№ 18)

    А давайте теперь спросим наших гостей, что же они узнали ? ( детей из соседней группы)  (дети спрашивают, н-р:

    1. Какие жилища были у нивхов?
    2. Из чего шили они свою одежду?
    3. Какие главные занятия были у них?
    4. Как любили развлекаться?

    Молодцы!!! Теперь, когда мы так много узнаем мы будем жить с нашими ближайшими соседями коренными жителями нижнего Амура дружно.

    (слайд№ 19-21)

    Дети  читают стихи:

    1. Он могуч, богат не хмур

    Древний батюшка Амур.

    Здесь красиво. Также тут

    Люди разные живут.

          2.Нивх, нанаец, русский тоже

             Но в одном мы все похожи.

        3.Это Родина и нужно

           Жить нам весело и дружно.

    Все: И традиции хранить

            Родину свою любить.

    Нивхская народная песня   «Тронг тори»