Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "В гостях у дикой пчелы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект нод познавательной направленности по ознакомлению  детей  старшей группы с дикими пчелами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_dikoy_pchely.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

Тема: «В гостях у дикой пчелы»

Е.В.Копшевая,

Старший воспитатель  МАДОУ Д/С №2

                                                                 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

Цель: дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничестве; уточнять представления детей о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде нашей природы (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют). Продолжать развивать художественные наклонности в рисовании. Развивать любознательное отношение к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.

Словарная работа: активизировать и обогатить словарь детей: бортничество, борть, или на башкирском языке соло6;  яд, хоботок, жало, дикие пчёлы, рой. Способствовать развитию правильной артикуляции во время чтения стихотворений  в физкультминутках.

Предварительная работа: чтение  башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы», беседы о пчёлах, занятие по ознакомлению дошкольников с пчелой, беседы  по ознакомлению с пчеловодством; рассматривание  иллюстраций на данную тему. Разучивание физкультминуток.

Ход:

Воспитатель. Отгадайте, кто прилетел к нам в гости:

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком и поделится медком.

Воспитатель выставляет макет улья, картинку пчелы.

-Что вы знаете о пчёлах?  Где живут пчёлы? (в ульях). В каждом улье живет большая пчелиная семья. Посмотрите на иллюстрацию и вспомните, как выглядит пчёлка (у пчелы шесть ножек, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. На ногах есть маленькие щеточки, а на задних – как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит её с цветка на цветок. У пчелы есть жало.)

- А для чего пчёлке жало? (чтобы защищаться от врагов - пчела жалит  -выпускает яд). А как нужно себя вести, чтобы пчела вас не ужалила? (Не кричать громко, не размахивать руками). Ребята, а где пчелы собирают пыльцу? (С цветочков). Давайте для нашей гостьи - пчелки вырастим цветочки.

Физкультминутка «Цветы» :

Наши нежные цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

(Вначале дети выполняют это упражнение руками – пальчиковая гимнастика: плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их. Затем встают  и выполняют руками, на последнюю строчку – присаживаются на корточки).

Коллективная творческая работа детей «Цветочная поляна» (рисование красками, гуашью, нетрадиционные техники рисования ладошками, пальцами)                          

-Сколько много красивых цветов на нашей полянке:

Пчёлка летает, пыльцу собирает,

В гости к подружкам в лес приглашает!

- А как вы думаете, есть ли в лесу пчёлы? (размышления детей ). А вот мы сейчас отправимся в лес с нашей пчёлкой и посмотрим. В путь! Сегодня мы совершим путешествие в природный мир Башкортостана, не отставайте!

- Как прекрасен животный и растительный мир Башкортостана! А кто из животных любит мёд?  (Медведь)

Динамическая пауза: Медвежата.

Медвежата в чаще жили (дети ходят вперевалочку, как медведи)

Головой они крутили:     (крутят головами)

Вот так! Вот так!

Головой они крутили,

Медвежата мёд искали,

Дружно  дерево качали,

Вперевалочку ходили (шагают вперевалочку)

И из речки воду пили:

Вот так! Вот так! (дети наклоняются)

Из речки воду пили,

А потом плясали, (выполняют танцевальные движения)

Выше лапы поднимали:

Вот так! Вот так!

- Посмотрите, куда нас привела пчёлка  (макет дерева с дуплом). Какое необычное дерево, а что это на дереве, кто знает? Это дупло. А кто там живет (Мнения детей). А пчёлка говорит, что здесь живут её подружки – дикие пчёлы.  Давайте не будем шуметь, тихо-тихо сядем в кружочек на полянку,  я вам расскажу про диких пчёл:

- Башкирский мёд славится не только в  нашей республики, но и на всю страну. Пчёл люди разводят, строят им ульи. Об этом мы с вами уже говорили. Но в наших лесах живут и дикие пчёлы. Они немного меньше домашних пчёл по величине. Круглый год семья дикой пчелы живёт в одном месте, где – нибудь в дупле; там она и зимует, питаясь запасённым мёдом. Дерево, в дупле которого селились пчёлы, называлось борью, или по-башкирски  - соло6. Повторите за мной  - борть, или по-башкирски – соло6. Летом, когда пчёлы размножаются и в одной семье им становится тесно, происходит роение. Часть пчёл – рой - отделяется, находит пустое дупло и селится в нём. Так образуется новая пчелиная семья.

- Посмотрите, на нашей полянке много летает пчёл, они собирают пыльцу, перелетая с цветочка на цветок, бабочек, жуков (показывает иллюстрации). Прислушайтесь, слышите, жук жужжит.

Физкультминутка Жук:

На лужайке, на ромашке (дети машут руками),

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук, улетел на крыльях. (звучит музыка, дети жужжат, бегают).

- А как вы думаете, есть ли у диких пчёл враги? (ответы детей). У диких пчёл много врагов: это и медведь, и куница. Лесные пожары для пчёл очень опасны. Поэтому всегда помните правила поведения в лесу, берегите лес! Да и люди порой хищнически разоряют их жилище, забирают мёд -  и пчёлы на зиму остаются голодными. А чем может пчела защититься от врагов? (ответы). Да, у неё есть ядовитое жало, им она защищается от врагов, выпускает яд. Но для человека этот яд не смертельный.

- В нашей республике  люди занимаются пчеловодством, то есть разводят пчёл и берут у них часть мёда. Оказывается, еще давным – давно, башкиры занимались самой древней формой пчеловодства  - бортничеством. Это новое для вас слово. Что же такое бортничество? Человек разыскивал в лесу дуплистое дерево, где поселились дикие пчёлы, расширял отверстие и вставлял колодки для сбора мёда. Дикие пчёлы собирали мёд, а человек часть мёда у них брал для себя. Кто запомнил, как называется дерево, в дупле которого селятся пчёлы? ( повторяют на русском и башкирском языках).

- Бортевое дерево становилось собственностью. Время от времени человек приходил, наведывался  к своему  дереву, снимал часть мёда. Давайте и мы заглянем в дупло нашей дикой пчелы -  пчёлка хочет всех вас угостить мёдом.

Воспитатель раздаёт детям розеточки с мёдом. Что это? (мёд). Какого он цвета? Какой он на вкус? Имеет ли запах (ароматный, пахнет летом, цветами). Он не просто вкусный, но и полезный. А для чего дикие пчёлы делают мёд? Мед – это их зимняя пища, ведь зимой они спят, а цветы не цветут, и негде взять нектар. Поэтому пчёлы всё лето трудятся и делают очень много запасов, столько, чтобы хватило себе и людям. Попрощаемся с нашей пчёлкой, поблагодарим её за вкусный ароматный мёд.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Гости к лету".

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе с элементами театрализации.Тема: «В гости к лету».Образовательные задачи: закрепить прямой и обратный счёт до 10...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Сравнение диких и домашних животных"

ход занятияДети стоят вокруг воспитателя. Стук в дверь, приносят письмо от Незнайки. Воспитатель, демонстрируя картинку, говорит:Ребята, незнайка просит вас отгадать, кто лишний на картинке и почему? ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Как зимуют дикие животные?

Углубить представление детей о диких животных, расширить знания о приспосабливаемости животных к среде обитания зимой, развивать память, воображение, мышление и фантазию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Дикие и домашние животные».

  Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей  группе.Тема «Дикие и домашние животные»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Лес - дом для диких животных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: Лес - дом для диких животных....