Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Легко ли живется червякам в почве"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Легко ли живется червякам в почве20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация».

                                                                            Составила:

Грузнева Е.А.

                                                      воспитатель высшей

    квалификационной категории.

Боровичи 2012г.

Задачи: 1. Развивать аналитико-синтетические способности:

  1. Показать, что в почве есть воздух;
  2. Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшается условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

2. Помочь детям прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе:

  1. Показать, как происходит загрязнение почвы;
  2. Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде.

3. Воспитывать интеллектуальную активность, потребность в новых знаниях:

  1. Учить слушать и понимать вопросы взрослого, учить задавать вопросы, побуждать самостоятельно, искать варианты ответов, высказывать суждение, делать выводы.

4. Подвести детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Предварительная работа: чтение отрывка сказки «Большое чудо» - ж-л «Дошкольное  воспитание» №4 – 1998г. Стр. 59., наблюдения на прогулках.

Материал: письмо, баночка с землей и червями, пособия для опытов.

Ход занятия:

Мотивация:

Дети находят  письмо из Подземного царства.

- Дети, а что такое Подземное царство как вы думаете?

Вывод: Подземное царство – почва. Почва – это, то из чего состоит земля, верхний слой земной коры.

- А каких жителей подземного царства вы знаете? (черви, кроты, жуки). 

- Письмо нам пришло от дождевых червей. Послушайте его, пожалуйста.

«Здравствуйте…..

Мы бы очень хотели сказать «Здравствуйте дорогие друзья!» Но боимся, что вам это не понравится, ведь не всем хочется дружить с обыкновенными подземными червями. А нам очень хочется найти друзей и защитников нашего Подземного царства. Смеем заверить вас, что мы дождевые черви заслуживаем, если не любви, то глубокого уважения за свой неустанный  труд. Мы помогаем вам, людям, вырастить урожай, рыхлим почву, съедаем старые листья. Некоторые говорят, что им не нравится наш внешний вид: «Скользкий как червяк», «Извивается как червяк». А что тут плохого? Дорогие дети! Если вы хотите с нами дружить, то мы придем к вам в гости.

С уважением,

 подземные жители –

дождевые черви».

- Дети, вы хотите подружиться с дождевыми червями? Приглашаем их в гости (приношу баночку с землей и червяками). 

- Приветствуем наших меньших братьев. Дети внимательно их рассматривают, предложить потрогать их. Какие червяки? (длинные, скользкие, холодные).

Наблюдаем за тем, как черви ползают. Дети покажите движением рук, как черви ползают.

- Ребята, как вы думаете, почему у нас такой внешний вид?

Вывод: Мы скользкие и длинные по тому, что это помогает ползать нам под землей. Не можем же мы под землей  летать! Если бы мы не извивались, мы бы не смогли ползать.

- А как вы думаете, хорошо ли мы видим? (ответы).

Вывод: Под землей нет света, поэтому нам, как и другим подземным жителем, хорошее зрение ни к чему.

- Дети, как вы считаете, почему нас называют подземными жителями? А можно ли долго держать нас без почвы? Почему? (правильно, нельзя, ведь мы можем погибнуть, высохнуть без влаги, да и тельце у нас холодное. Нам ведь очень нравится жить в нашем царстве мягком, прохладном влажном). Вот представьте, смогли бы вы жить под землей? Почему? (человеку нужен свет, тепло, воздух, солнце), (опускаем червяков в баночку с землей).

- Ребятки, как вы считаете, чем мы дышим в нашем доме? (ответы).

Опыт: есть ли воздух в почве?

Опускаем в банку с водой образец (рыхлой) почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод: Подземные жители дышат воздухом, как и все животные, так как в почве есть воздух.

Дети, а как вы думаете, где нам лучше живется, дышится в тех местах, где вы всегда гуляете, или там где вы бываете редко? Где  воздуха больше? (ответы).

Опыт: два образца почвы:

Первый с участка, который мы редко посещаем (рыхлая почва).

Второй с тропинки с плотно утрамбованной землей.

Для каждого образца банка  с водой. На них наклеены этикетки (след человека на банке, в которую будем опускать образец почвы с тропинки, а на другой рисунок растения). Одновременно опускаем образцы почв в банки с водой и наблюдаем, в какой из них больше воздушных пузырьков.

- Как вы думаете, где подземные обитатели легче дышат?

Вывод: правильно в рыхлой почве, там, где люди меньше гуляют воздуха больше.

- А как вы думаете, почему воздуха «под тропинкой» меньше?

Вывод: когда мы ходим по земле, то «давим» на ее частички они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке  будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

- Дети, как мы с вами должны вести себя во время экскурсии в природу?

Вывод: стараться ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей.

Червяки: «Ой, какие вы добрые и отзывчивые друзья. Мы хотим вам еще рассказать о том, как гибнет наше царство и загрязняется почва».

- Дети, от чего может произойти загрязнение почвы, как вы думаете?

Опыт: две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой, в одной чистая вода, в другой грязная (раствор стирального порошка).

- Рассмотрите воду в обеих емкостях, чем они отличаются? В первой чистая дождевая вода, а во второй грязная вода, которая осталась после стирки. В благоустроенных квартирах грязную воду выливают в раковину. А за городом просто выплескивают на землю. Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? (поливаем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной). Что изменилось? (в первой банке почва стала влажной, но чистой она сможет напоить дерево, травинку). А во второй банке?  (почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.)

- Дети, если бы вы были на месте дождевого червяка, какую бы почву вы выбрали для своего дома? Почему?

- Дети, что бы вы почувствовали, если бы вам пришлось жить в грязной земле?

- Во многих местах на нашей планете почва загрязняется «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует?

Вывод: Нам необходимо бережно относится к Подземному царству, стараться делать так, что бы в нем всегда было чисто.

А что мы с вами дети можем сделать? (придумать правила, сказать пожелания взрослым, нарисовать знаки символы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес

Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в образовательной области "Коммуникация" на тему: Белоснежка и семь гномов

Программное содержание:-Обобщить  и систематизировать знания  детей о весне.-Самостоятельно находить признаки весны.-Учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительн...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»

Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Красота живет повсюду!».

Формировать у детей понимание Красоты как эстетической категории. Помочь осознать одну мысль - красота многообразна....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Провела: Воспитатель подготовительной группы Андреева Светлана Алексеевна. 2018 год.

Чтение сказки Т.Н.Лепихиной «Искорки добра» Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя сказки.Формировать целостное ...