Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.
презентация к занятию (окружающий мир, средняя группа) по теме

Зеленецкая Светлана Валерьевна

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания дошкольников. Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_ekologicheskogo_vospitaniya.zip340.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста  в процессе  нерегламентированной деятельности.

Зеленецкая Светлана Валерьевна

воспитатель группы среднего

дошкольного возраста

ГБДОУ № 20 Санкт-Петербурга

"Нам понятней теперь
год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас
прожила бы природа.
Без нее мы не можем прожить".
Н. Доризо

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене воспитания дошкольников. Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, культура.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

 В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе.

Научившись с детства понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в дальнейшем будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

 Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и понимать красоту, немыслимы без чувства восхищения природой. Восхищение этой красотой делает человека лучше. Красота положительно влияет на человека, делает его добрее, чище, увереннее. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,-так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой-всем прекрасным, чем только сможем. Сколько чудесных ощущений и впечатлений может ребенок получить от общения с природой! От нас, взрослых, зависит научится ли ребенок замечать, понимать и чувствовать красоту природы. Это необходимо, как пища для души, а может и как лекарство. Уже с раннего детства важно, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, в слове, в изобразительной деятельности. В результате этого, происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком а процессе общения с природой.

          Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

          Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: использование  нерегламентированной деятельности по экологическому   воспитанию значительно повысит  уровень экологической культуры детей среднего возраста.

         Основная цель:  используя  различные формы и методы экологического воспитания,   разработать проект экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

 Для реализации  данной цели поставлены следующие задачи:     

1.   Определить  сущность и цели экологического воспитания.

2. Изучить теоретические и методические основы проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

3. Рассмотреть  основное содержание  экологической нерегламентированной деятельности детей среднего возраста.

4.   Раскрыть  организацию нерегламентированной деятельности  экологической направленности  в среднего дошкольного возраста.

5. Разработать экологический проект.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ответственного отношение к природе.

Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения с природой. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.

         Цель экологического воспитания - формирование ответственного  отношения к окружающей среде, которая строится  на базе экологического сознания. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Формирование экологического сознания необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

  Эта цель  предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.

Данная цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Цель экологического воспитания достигается  в решении следующих задач:

- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

  Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры в совместной деятельности педагога и ребенка, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

  Понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. Экологическая культура дошкольников определяется личностными качествами, компонентами которыми  являются:

интерес к природе и проблемам ее охраны;

знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);

мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

 Формирование начал экологической культуры - это установление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

 Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

  Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих:

– традиционные для отечественной педагогики методы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях;

– народные традиции: фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки.

 Процесс формирования экологической культуры должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания.

 Основные необходимые условия  для формирования экологической культуры: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.

 Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном  возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются  важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

 Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

 В формировании экологической культуры важную роль играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.

 Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу. Во время экскурсий и прогулок дошкольники  собирают определенный материал, позволяющий лучше изучить свою местность, свой край, область. Практическая деятельность детей как одно из условий формирования экологической культуры успешно осуществляется в природоохранительной работе.

 Следующим условием формирования экологической культуры дошкольников выступает личность педагога, характеристика которой складывается из обобщенных требований, предъявляемых современным уровнем образовательной системы.

 Главная функция педагога – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван педагог.

 Воспитатель – это всегда активная творческая личность. Важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной и  незаметной. Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом образовании.

         Организация нерегламентированной деятельности  экологической направленности

Задача формирования экологической культуры решается в основном в процессе педагогической деятельности – на занятиях.  Это позволяет в полной мере вооружить дошкольников основами экологических знаний, но не всегда затрагивает их чувственно-эмоциональную сферу, удовлетворяет их познавательные потребности и предусматривает практическую деятельность. Эти задачи решает нерегламентированная деятельность экологической направленности.

 Под нерегламентированной деятельностью экологической направленности  следует понимать организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу детей, связанную с изучением окружающего мира, основанную на добровольных началах и проводимую вне занятий.

Выделим виды нерегламентированной деятельности экологической направленности:

игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе   или природосозидающую деятельность взрослых;

трудовая и практическая деятельность по созданию условий для живых объектов в зеленой зоне;

художественно-творческая деятельность, создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

практическая познавательная деятельность – экспериментирование;

самостоятельная познавательная деятельность – наблюдение;

речевая деятельность;

природоохранительная деятельность;

комплексная деятельность - добровольный контакт с объектами растительного и животного мира, общение с природой, оценочные суждения, любование.

Нерегламентированная деятельность может быть эффективной в плане экологического воспитания, если ее рассматривать как систему воспитательных  мероприятий, проводимых с целью формирования ответственного отношения к природе, осознания экологических проблем как общественно и лично значимых.

При разработке плана работы и содержания нерегламентированной деятельности необходимо учитывать уровень знаний дошкольников, их возрастные особенности, познавательные возможности, устанавливать связь с  обучающими занятиями с целью устранения дублирования информации, предусматривать преемственность содержания, а также осуществлять краеведческую направленность. Практика показывает, что наилучших результатов в формировании экологической культуры дошкольников можно достичь при правильном сочетании занятий с нерегламентированной деятельностью. Занятия и нерегламентированная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять и совершенствовать друг друга. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы, интересующие детей. Процесс обучения закладывает основы понимания детьми экологической культуры, красоты природы, природоохранительной деятельности. Дальнейшее развитие процесс формирования экологической культуры получает в нерегламентированной деятельности.

После занятий, на основе добровольного выбора упражнений, игр, заданий по интересам продолжается углубленное формирование у дошкольников экологической культуры, духовное обогащение их личности, организация свободного времени.

При определении содержания нерегламентированной деятельности, педагог обязан принимать во внимание возрастные особенности детей.  Чувствительность и эмоциональность дошкольников создают особые предпосылки для успешного усвоения правильно подобранного материала. В практике сложилась определенная система организационных форм нерегламентированной  деятельности по экологическому воспитанию. Выделим следующие:

индивидуальная форма;

групповая форма;

массовая форма.

Все эти формы тесно связаны между собой, дополняют и совершенствуют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством воспитателя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки детей, уровень их развития, индивидуальные особенности  и интересы. Ожидаемый педагогический эффект дает выполнение детьми индивидуальной работы. Ее организация требует индивидуально-дифференцированного подхода, знания психологических особенностей личности дошкольника.

К групповым и массовым формам относят:

экологические праздники –  совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате (викторины, , оформление стенгазет, альбомов, выставок);

экологические игры, основанные на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующие высокий уровень мотивации, познавательного интереса и эмоциональной включенности, что немаловажно при формировании экологической культуры дошкольников;

соревновательные экологические игры - тип, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений (конкурс – аукцион, конкурс проектов по охране природы, экологические викторины);

ролевые экологические игры – тип, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности;

имитационные экологические игры – тип, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.

«Природа вокруг нас; живая и неживая».

В процессе ознакомления с темой "Природа вокруг нас: живая и неживая" дети усваивают и расширяют знания о растениях, животных, человеке как живых организмах. Рост, дыхание, питание, размножение - характерны для живых организмов. Неизменность форм или разрушение их, сохранение численности – характерны для неживых предметов. Дети знакомятся с домашними растениями и животными, уходом за ними.

«Времена года».

Тема "Времена года" дает детям представление об основных особенностях, признаках и отличиях каждого времени года.

«Природа и мы».

Тема "Природа и мы" дает знания о сохранении гармонии в природе, о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.

«Отображаем природу».

Работа по теме "Отображаем природу" заключается в практической деятельности ребенка, творческом изображении знакомых объектов природы в музыкально-пластических этюдах. Кроме этого дети сочиняют экологические сказки и рассказы на экологические темы, опираясь на те чувства и эмоции, которые они испытывают, общаясь с природой.

5. «Живые природные богатства».

Изучая тему "Живые природные богатства" дети узнают о различных экосистемах Земли и их обитателях, о круговороте веществ в природе, закрепляют знания о взаимосвязи всех живых существ в жилом доме, о том, как они приспособляются к среде обитания, составляют пищевые цепочки.

6. «Изменения в природе по сезонам».

Следующая тема "Изменения в природе по сезонам" расширяет представление об основных сезонах года; Зима - природа в покое; Весна - природа пробуждается; Лето - природа плодоносит; Осень - природа готовится к зиме.

7. «Погода и мы».

Тема "Природа и мы" знакомит дошкольников с признаками, с помощью которых можно предсказывать погоду, дает информацию о том, что происходит разрушение нашей планеты человеком, о способах ее спасения, о том, что необходимо беречь богатства природы в повседневной жизни.

8. «Небо и Земля».

"Небо и Земля" - эта тема дает элементарные сведения об астрономии: Земля - это планета, она не одна в солнечной системе, ее форма и размеры, движение планеты вокруг Солнца - смена дня и ночи, смена времен года, Солнце - источник тепла и света на Земле.

9. «Природные зоны».

Тема "Природные зоны" наиболее полно характеризует основные природные зоны Земли, а также обитателей этих зон, их взаимосвязь со средой обитания. Дети расширяют свои представления о тундре, лесах, степях, пустынях, горах, наиболее полно знакомятся с природой России и родного края.

10. «Природа как источник вдохновения».

При ознакомлении с темой "Природа как источник вдохновения" особое внимание обращено не на материальную, а на духовную сторону природы. Дошкольники знакомятся с произведениями писателей и поэтов, полотнами великих художников-пейзажистов. Педагог поощряет самостоятельную  художественно-творческую деятельность детей; вместе с ними сочиняет рассказы и стихи о природе, дает возможность выразить свое отношение к ней с помощью живописи, лепки, конструирования.

11. «Человек – часть природы».

Немаловажна и тема "Человек - часть природы". Она дает представления о влиянии природы на состояние человека, об экологических катастрофах и экологических прогнозах, подводит ребенка к выводу о том, что человек не господин и не раб природы, а ее часть.

12. «Загадочная планета Земля».

Тема" Загадочная планета Земля" знакомит детей с удивительным миром природы, ее тайнами и загадками. В нее входят знания из географии, экологии, биологии, знания об истории нашей планеты.

13. «Береги свой дом».

Работая над темой "Береги свой дом", главной задачей которой является охрана природы, дети на конкретном материале узнают об экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

14. «Природа и эстетика».

При ознакомлении с темой "Природа и эстетика" акцент делается на красоту и гармонию в природе. Необходимо помнить, что не только человек влияет на природу, но и природа влияет на человека. Эстетические свойства объектов и явлений природы человек отражает в предметах и произведениях искусств.

          Экологический проект для среднего дошкольного возраста « Тайны лета».

          «Тайны лета» - является экологическим проектом обеспечивающим  преемственность в экологическом образовании дошкольников.

 Основная цель  экологического проекта «Тайны лета» - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, по-хозяйски, а значит бережно распоряжаться её богатствами. Исходя из этой цели, представляется возможным выделить следующие задачи:

-массовый охват детей познавательной и общественно необходимой природоохранительной деятельностью;

-организация натуралистической работы в тесном взаимодействии со взрослыми;

-воспитание умения у детей выражать свои впечатления, знания о природе в разных видах   деятельности.

 Особое внимание в проекте уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях, и на этой основе – начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде к своему здоровью.

 Поскольку экология – это, прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

 Проект состоит из трёх разделов, каждый из которых, в сою очередь, включает комплекс тем.

 Первый раздел «Удивительное рядом».

 В этом разделе дети знакомятся с различными доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.

Второй раздел «Познай природу».

 Содержит в себе практическую деятельность детей с применением полученных знаний.

Третий раздел «Войди в природу другом» - завершающий.

 Помогает детям понять, что природа дом человека.

В каждой теме выделены две части:

обучающий компонент (содержит первоначальные сведения о природе);

воспитывающий компонент (понимание значения природы, её эстетическую ценность, бережное к ней отношение);

 Для решения поставленных задач, целесообразно использовать такие формы работы  как:

-экскурсии – обеспечивают непосредственное общение детей с природой, активную деятельность. Во время экскурсии воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях во всём их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных и растениях, о сезонных явлениях, о труде человека преобразующего природу;

-практические занятия (эксперимент, опыт) – привлечение детей к проведению несложных опытов имеет большое значение для развития наблюдательности и любознательности детей, воспитания их активного отношения к объектам и явлениям природы;

-фиксация наблюдений – закрепление того, что дети наблюдали в природе. Фиксацией могут служить зарисовки и лепка объектов, рассказы о виденном, игры, игрушки, ведение календарей. Метод фиксации развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу;

-праздники – обогащают людей новыми впечатлениями, дают возможность приобрести новые навыки в общении с природой и закрепить ранее полученные. Праздники пробуждают в душе ребёнка чувство любви к природе.

 Где бы ни жил ребёнок в селе или в городе везде есть свой интересный мир животных и растений. Если тебе мило место, где ты родился, то тебе дорог там каждый камешек, каждая былинка. И всё это надо уметь показать детям, научить их смотреть и видеть, искать, выращивать и выхаживать, любоваться красотой своего родного края.

Это поможет ребёнку в будущем стать защитником, хозяином и творцом природы.

          Тематическое  планирование.

Содержание проекта

Удивительное рядом

Познай природу

Войди в природу другом

Тема «Вокруг нас»

Тема «Приметы лета»

Тема «Азбука поведения в природе»

Тема «Фенологические прогулки»

Тема «Лекарственные травы»

Тема «Дым на лугу»

Тема «На лугу»

Тема «Уголок природы»

Тема «Поможем крылатым докторам»

Тема «Незаметные трудяги»

Тема «Голубой патруль»

Тема «У водоёма»

Тема «Взаимосвязь человека с природой»

Тема «В поле»

Тема «Камни»

I Раздел:  «Удивительное рядом».

         Данный раздел проекта содержит ряд мероприятий, направленных на ознакомление детей с окружающей природой. Лучший пропагандист природы – сама природа. И чем ближе будут к ней дети, тем глубже они поймут её, станут духовно богаче.

Раздел «Удивительное рядом» преследует цели, направленные на пробуждение и поддержку интереса у дошкольников к познанию окружающего мира, умение видеть в обыденном - чудесное, в привычном – необычное.

          1.1 .Тема: «Вокруг нас».

          Обучающий компонент.

 На территории детского сада имеются деревья (тополь, , черёмуха и др.), кустарники (сирень, крыжовник и др.), насекомые, птицы – с ними в первую очередь и следует познакомить детей. Растения приспосабливаются жить в различных условиях. Растения у дороги (подорожник, ромашка) живут под постоянной угрозой быть раздавленными, сорванными, поэтому они очень выносливы, неприхотливы, имеют соответствующее строение стебля, корня. В укромных местах растут растения другого склада (репейник, крапива, чистотел), большая величина этих растений служит защитой от вытаптывания. Самые хорошие условия для растений летом: тепло, много света, идут дожди.

 Воспитывающий компонент.

 Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться ими и бережно к ним относиться. Дети учатся воспринимать растения, как живые существа, сочувствовать им и оберегать их целостность.

1.2.Тема: «Фенологические прогулки».

Июнь- первая летняя страна.

Обучающий компонент.

          Июньский день– самый длинный день в году. зацвели кустарники: шиповник, малина и др., нивы и луга зелены, поспевают земляника, клубника. Начало лета в животном мире характеризуется усиленным размножением, гнездятся и высиживают птенцов ласточки. Начинается вылет скворцов. Птичий хор остаётся многообразным. Семьи пернатых интенсивно кормятся животной пищей и истребляют несметное количество вредных насекомых. Усиленно размножаются и насекомые, появляются головастики, ящерицы. У животных происходит линька шерсти.

 Воспитывающий компонент.

 Дети учатся, находясь в дикой природе, вести себя тихо, особенно в период гнездования птиц. Июнь-месячник тишины.

Июль – лето красное.

Обучающий компонент.

Июль– самая яркая и жаркая пора лета. Пёстрыми красками расцвечены луга. Но созревание плодов явно преобладает над цветением растений. В водоёмах происходит массовое развитие микроскопических водорослей: говорят: «вода цветёт». Лето – пора массового созревания луговых и сенокосных трав. В природе начинают преобладать монотонные краски – кругом скошенные луга. начинается уборка хлебных культур. В животном мире период полного лета характерен ослаблением интенсивности размножения.

 Созревшие плоды становятся основным кормом для птиц.

 Воспитывающий компонент.

 Находясь в природе, дети не рвут большие охапки цветов. Понимают значимость сохранения любого вида растений не зависимо от его внешнего вида.

 Август – закат лета.

 Обучающий компонент.

 Лето переломилось, первая причина перелома – уменьшение светового дня, утром прохладно. Спад лета характеризуется тем, что новые растения не зацветают. С каждым днём увеличивается количество растений с созревшими плодами. Для многих представителей животного мира август является временем подготовки к зиме. Крот начинает запасать корм на зиму. Муравьи ремонтируют жилище.  Приумолкли птицы, прекращаются заботы о потомстве. Окрепшие птенцы слетают с гнёзд. Ласточки, скворцы, грачи сбиваются в огромные стаи. К концу августа улетают соловьи, ласточки, иволги, стрижи.

 Пожелтевшие луга наполняет стрекот кузнечиков. Появились зелёные осенние мухи – жигалки.

 Признаки наступления осени является начало заметного пожелтения ясеня, берёзы.

 Воспитывающий компонент.

 У детей воспитывается наблюдательность, они замечают изменения, произошедшие с растениями в конце лета, а также изменения в поведении птиц. Понимают значимость всех летних периодов в жизни растений и животных. У детей формируется бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту.

1.3. Тема: «На лугу».

Обучающий компонент.

Рассматривая и сравнивая между собой разные луговые растения, ребята видят, что все они имеют различное строение корня, стебля, листьев. Потому-то и живут в природе вместе различные растения, благодаря этим различиям они друг друга меньше стесняют. Эти растения объединяет то, что все они любят свет и тепло. В поисках нектара растения посещают насекомые: пчёлы, шмели, осы, бабочки. Во время прогулок показываем детям богатство и разнообразие форм насекомых.

  На лугу также живут птицы: жаворонки, вьюрки, зеленушки, овсянки, которые питаются насекомыми. А также хищники – степной орёл, ястреб пищей, которым служат грызуны, мелкие птицы. Растения, насекомые, птицы – нужны друг другу.

Воспитывающий компонент.

Воспитание эстетического отношения к растениям не рвать большие букеты, не бросать сорванные растения. Любоваться разноцветьем луга, полётом насекомых, наслаждаться пением птиц.

1.4. Тема: «Незаметные трудяги».

Обучающий компонент.

В саду, на лугу, в лесу, в парке нас окружают насекомые – наши маленькие незаметные трудяги. Масса насекомых живёт на растениях и у каждого своя пища. Добывая свою пищу,  насекомые оказывают неоценимую услугу своим соседям. Посещая растения в поисках нектара, они переносят с цветка на цветок пыльцу, обеспечивая перекрёстное опыление. Все они сообща делают очень полезную работу. Следует познакомить детей и с вредными насекомыми. У насекомых много врагов – птицы, звери, пауки, другие насекомые и от всех надо защищаться. В этом насекомым помогает их окраска.

Воспитывающий компонент.

Воспитание бережного отношения к насекомым, понимание необходимости существования всех видов. Правила поведения по отношению к насекомым.

1.5. Тема: «У водоема».

Обучающий компонент.

Каждый водоём – это своеобразный, но сложно устроенный мир растений и животных. В водоёме живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные. Возле водоёма почва насыщена водой, поэтому там растут влаголюбивые растения. Водные растения – элемент среды обитания для животных водоёма. Здесь животные прячутся от врагов, здесь откладывают икру и яички, здесь развивается их молодь. Для многих животных водная растительность служит пищей.

Воспитывающий компонент.

Воспитывать понимание у детей, что малейшее загрязнение воды может привести к нарушению установившегося в водоёме биологического равновесия. Заботясь о чистоте воды, мы не просто помогаем её обитателям, содействуя им, мы помогаем жить людям.

1.6. Тема: «В поле».

         Обучающий компонент.

         Дети получают элементарные сведения о культурных растениях: как растут хлеб, злаки, как образуется кочан капусты, как развиваются клубни у картофеля. Они узнают, какие части у растений человек употребляет в пищу. Следует обратить внимание детей на условия жизни культурных растений. Дети учатся распознавать хлебные злаки и другие сельскохозяйственные культуры.

          Воспитывающий компонент.

          Дети учатся уважать труд взрослых, учатся бережно относиться не только к хлебу, но и к каждому колоску. Хлеб – всему голова, а колосок – тоже хлеб!

1.7. Тема: «Камни, песок, глина».

Обучающий компонент.

          Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Используя эти свойства, человек применяет песок при строительстве, очистке воды. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Человек использует глину при изготовлении посуды, кирпича, игрушек.

           Свойства камня: твёрдый, не рассыпается, используется в строительстве. Поверхность камня только кажется безжизненной: с северной стороны растёт мох, с южной стороны можно найти в его трещинах поселения травянистых растений.

Воспитывающий момент.                                                                                                     Развитие эстетического вкуса у детей. Умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитание бережного отношения к природным материалам и к сделанным из них предметам.

II Раздел: «Познай природу».

Ознакомление дошкольников с природой осуществляется разными методами. Более действенным методом ознакомления с окружающим является труд в природе. Любовь к природе рождается в действии. труд в природе чрезвычайно привлекателен для ребёнка. Ухаживая за растениями и животными, ребята учатся всматриваться, правильно объяснять увиденное, учатся быть терпеливыми в ожидании результата.

2.1. Тема: «Приметы лета».

Обучающий компонент.

          Привлекать внимание детей к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям, которые происходят в природе в разную погоду, в разное время. Надо, чтобы дети не только любовались красивыми пейзажами, но и наблюдали природу, понимали некоторые в ней явления. Народные приметы, в которых хорошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, можно использовать во время наблюдения на прогулках.

          Воспитывающий компонент.

          Воспитывать в детях чувство понимания окружающей среды. Видеть такие явления, по которым часто поверхностно скользит наш взор, видеть ан первый взгляд незаметное в природе, но помогающее нам раскрывать некоторые тайны её.

2.2. Тема: «Лекарственные растения».

Обучающий компонент.

          Закреплять умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Расширять  знания о пользе и применении лекарственных растений. Закреплять правила поведения при сборе лекарственных трав. Ввести в активный словарь понятия «лекарственные травы». Формировать навыки поведения в природе.

           Воспитывающий компонент.

           Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение оказывать ей помощь.

2.3.Тема: «Уголок природы».

Обучающий компонент.

           Живой уголок – это прекрасное место для организации наблюдений. Важно на примере комнатных растений показать связи живых организмов с окружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к среде обитания, и почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности. Какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений живого уголка? Чем домашние животные похожи на своих родственников в природе и чем отличаются от них? Все эти вопросы следует обсудить на примере обитателей живого уголка. Объяснить детям, что в живом уголке должны содержаться животные, которые в наших условиях не могут жить без человека.

           Воспитывающий компонент.

           Воспитание бережного отношения к животному и растительному миру, понимание зависимости обитателей живого уголка от человека. Развивать у детей умение замечать и оценивать эстетические качества растений и животных. У детей формируются навыки ухода за обитателями живого уголка.

III Раздел: «Войди в природу другом».

          Задачу охраны природы всё чаще и настойчивей называют глобальной проблемой века. вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу» Все природу любят. Каждому понятно, что любовь проявляется чаще всего в побуждении защищать, охранять. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к ней потребительски, часто проявляют полную неосведомлённость в том, как себя вести в лесу, на реке. Научить этому, воспитать чувство личной ответственности за окружающую природу является первостепенной нашей задачей. Вот почему III раздел экологического проекта «Тайны лета» называется «Войди в природу другом».

3.1. Тема: «Азбука поведения в природе».

Обучающий компонент.

 Дети учатся бережно относиться ко всему живому и соблюдать правила поведения в природной среде, преодолевать потребительское отношение к природе. Правила поведения в природе запрещают создавать громкий шум, брать из дикой природы молодняк (птенцов, детёнышей), разорять гнёзда, муравейники. Особое внимание детей следует обратить на вред, приносимый брошенным мусором на местах отдыха людей (бумага не сгнивает 2 года, полиэтиленовый пакет 10-15 лет, осколок стекла может привести к пожару), а так же на правильность разведения костра в природе. С появлением ягод и грибов следует разъяснить ребятам правила их сбора. Ребята узнают, как велика роль грибов в создании почвенного покрова и круговорота веществ в природе. Необходимо научить детей, находясь в природе, пользоваться уже протоптанными тропами.

Воспитывающий компонент.

Находясь в дикой природе, дети могут применять полученные знания общения с природой. Воспитывать в детях умение слушать прекрасную музыку природы, птичьи переливы, разговор ветра, журчание ручья.

3.2. Тема: «Дым в лесу».

Обучающий компонент.

Дать детям знания, что большой вред лугам приносят пожары. Сгорают целые плантации, уничтожаются различные виды растений, мелких животных, насекомых, уничтожается плодородный слой почвы.

Воспитывающий компонент.

Дети знают правила обращения с огнём. У них воспитывается неравнодушное отношение к возникшим пожарам. Дети активно участвуют в природоохранительной акции «Дым на лугу».

3.3. Тема: «Поможем крылатым докторам».

Обучающий компонент.

Забота о лесе, лугах, полях требует внимательного отношения к защите от вредителей. А это предполагает бережное отношение к нашим естественным союзникам в деле уничтожения плодовитых и прожорливых насекомых – птицам. Все птицы за исключением ряда хищников, в разное время года содержат в своём кормовом рационе насекомых. Соловьи следят за чистотой почвы, её травяного покрова. Летающих насекомых ловят стрижи, ласточки. Есть птицы, которые охотятся на деревьях – поползень, дятел – эти птицы осматривают стволы и ветви деревьев. Синица достаёт насекомых на самых кончиках веток. Сова, сокол – уничтожают изо дня в день мышей, полевых сусликов и других грызунов – приносящих урон хозяйству человека.

 Воспитывающий компонент.

 Воспитывать у детей на основе знаний любовь к птицам. Соблюдать правила запрещающие истреблять птиц и вредить им. Сооружать с детьми искусственные гнезда, водопой для птиц. Собрать необходимый корм для подкармливания птиц зимой.

3.4. Тема: «Голубой патруль».

Обучающий компонент.

Словно необъятная россыпь драгоценностей, расстелились по нашей земле ручьи, речки, озерца и пруды. Одни из них существуют годами, другие появляются только в определённые годы или времена года. Но все они кормят и поят и ко всем должно быть равное бережное отношение. При разумном отношении, наши водоёмы, могут давать

человеку много разнообразной продукции, улучшать климат нашей земли. Слово вода равнозначно слову жизнь.

Детям даём информацию обо всех водоёмах нашей местности: о происхождении названий, откуда берут начало.

 Воспитывающий компонент.

 Воспитывать у детей бережное отношение к воде, водоёмам. Приучать не засорять водоёмы и не быть равнодушными к засорению другими. Бережно относиться к питьевой воде: использовать в меру, не загрязнять, закрывать краны, учить этому других.

3.5. Тема: « Взаимосвязь человека с природой».

Обучающий компонент. Люди неразрывно связаны с природой тысячью невидимых нитей. Людям необходима хорошая пища, чистая вода, чистый и свежий воздух, тепло, чистота, порядок и красота в окружающей обстановке. Всё это он может получить, оберегая и заботясь о чистоте окружающего мира. Человек оказывает влияние на природу, как с положительной стороны (создание заповедников, искусственное озеленение), так и с отрицательной стороны (необдуманное истребление животных, загрязнение водоёмов, воздуха).

Необходимо научить детей прислушиваться к своему организму, помогать себе быть здоровыми.

Воспитывающий компонент.

 Закрепление и обобщение правил, экологически грамотно и безопасно для здоровья человека, поведения в природе и в быту. Эстетическое восприятие в природы. Участие совместно с взрослыми в практической природоохранительной деятельности. Воспитывать позитивное отношение к питанию и спорту.

Изобразительная деятельность.

Любой ребёнок независимо от его художественных способностей, любит рисовать. Дети изображают всё, что они видят вокруг, через рисунок они выражают своё отношение к окружающему, свои эмоции. Искусство – это тоже форма познания окружающего мира. Изобразительное искусство традиционно связано с природой, что очень важно с позиции экологического воспитания. На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать деревья наших окрестностей, передавать в рисунке настроение природы, отражать свои наблюдения. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывают произведения живописи, особенно пейзажи.

Обучающий компонент.

 Учить детей отражать в рисунках свои наблюдения в природе, использовать в своей работе, полученные знания.

Воспитывающий компонент.

 Развивать эстетический вкус, эмоциональное отношение к природе.

Театральная деятельность.

Сюжет постановки и её герои должны отражать тематику мероприятий. Герои инсценировки могут по ходу действия обращаться с вопросами к детям – тем самым закрепляя пройденный материал.

Обучающий компонент.

 Находясь в природе помочь детям почувствовать настроение  природы. Развивать артистичность, способность к перевоплощению, совершенствовать умения в создании образа: пантомимой передать какое-либо животное, птицу; мимикой состояние погоды.

 Воспитывающий компонент.

Воспитывать в детях чувство понимания окружающей среды. Любовь ко всему живому, независимо от внешних данных и характера.

Опытническая работа.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность дошкольника? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Конечно, ребёнок сам каждый день познает мир, но наша задача - помочь ему открывать для себя все новые и новые горизонты. Ведь это так интересно и увлекательно - ставить опыты, наблюдать и делать выводы, высказывать всевозможные гипотезы и открывать для себя этот замечательный и увлекательный мир.  Можно проводить опыты вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка.

Обучающий компонент. Учить детей на основе наблюдений за некоторыми элементарными процессами в природе, анализировать и делать закономерные выводы самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы.

 Воспитывающий компонент.  Воспитывать устойчивый интерес к природе, бережное отношение к ней на основе положительных результатов труда и наблюдений.

В соответствии с ФГТ,  нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Нерегламентированная деятельность открывает широкий простор для активности дошкольников, их самодеятельности и творчества. Она дисциплинирует детей, способствует развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе.

Такая деятельность способствует всестороннему развитию детей, строится на основе принципов дидактики, которые определяют направление, содержание, формы и методы деятельности по экологическому воспитанию.

Преимущества такого рода организации детской деятельности экологической направленности заключается в том, что ребенок максимально реализует свои знания, способен творчески выполнить  поставленные перед ним задачи, поделиться своим опытом со сверстниками и младшими друзьями.

Таким образом, в ходе создания проекта подтверждена гипотеза о том, что использование нерегламентированной деятельности по экологическому воспитанию, значительно повышается уровень экологической культуры детей.

Литература.

Асланиди К.Б. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях / К.Б. Асланиди, С.Г. Кшенадзе // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: материалы Рос. Конф.  - М., 1998.

Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов на Дону, 1996.

Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и программно.-методические  материалов / ред.-сост. Т. И. Оверчук. – М., 2004.

Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2003.

Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003.

Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. / С.Н.Николаева. - М., 1999.

Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.,2001.

Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. -  М., 2000.

Серебрякова,  Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А.Серебрякова.- М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

Проект по экологии: "Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста"

Проект : "Формирование экологической культуры  у детей среднего дошкольного возраста"Цель: Формироавание начал экологической культуры: правильное отношение к природе, к себе и другим людям, как к...

Формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЗНАЧИМОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ УДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДАННОЙ ТЕ...

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста

Все начинается с детства, все закладывается с детства. Мы должны это понимать и знать. Наша задача – не пугать ребенка страхами жизни, а всерьез заняться экологическим, культурным воспитанием де...