"Путешествие в страну Насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бакарченко Елена Викторовна

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_nasekomyh.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие в страну Насекомых».

Цели:
* Систематизировать знания детей о насекомых (маленькие существа, у которых есть голова, грудь, брюшко, 6 ног и у многих есть крылья).
* Закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми.
* Воспитывать бережное отношение к ним.
* Воспитывать интерес к миру природы, любознательность.

Оборудование: Презентация к теме «Путешествие в страну Насекомых», компьютер, кроссворд «Насекомые», музыкальное оформление.

Ход занятия.
- Дети, какое сейчас время года? (осень)
- Посмотрите в окошко. Что вы видите? (ответы)
- Как вы думаете, у природы сейчас какое настроение? (ответы)
- Действительно, природа готовится ко сну: пасмурно, часто идут дожди, с деревьев облетели последние  листочки, дни стали короче.
- Скажите, а какое у вас настроение? (ответы)
- А вот, чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии и о том, куда мы отправимся в путешествие нужно разгадать кроссворд.

1.  Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

2.  Это что за вертолет?
Отправляется в полет.
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями? (Стрекоза)

3.  Модница крылатая,
Платье полосатое, 
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
(Оса)

4.  Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Мы в работе поминутно:
От зари и до зари.
Нас найти в лесу не трудно,
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей
Я рабочий …(муравей)

5. Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица. (Жук)

6.  Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка)

7.  Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться. (Комар)

8.  Домовитые хозяйки -
Летают над лужайкой,
Похлопочут над цветком –
Он поделиться медком. (Пчелы)

9.  С ветки на тропинку,
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик)

- Молодцы! Все загадки отгадали правильно.
- А теперь прочитайте слово, которое получилось в столбце? (Насекомые)
- Я приглашаю вас в страну Насекомых.

Под музыку дети выполняют свободные движения

Слайд 2.
- «Давайте пройдемся медленно по лугу.
И «здравствуйте», скажем, каждому цветку…»

- Посмотрите, ребята, какая красота. Что вы видите? (ответы)
- Луг – это дом насекомых. А насекомые маленькие существа. Они имеют свои особенности, о которых мы поговорим.

Слайд 3.
- Посмотрите - бабочки порхают над цветками. Какие они? (ответы)
- Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, а чешуйки в свою очередь покрыты красящимися веществами. Вот они и придают чудесную окраску крыльев. Эти цветные чешуйки очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить их и тогда бабочка погибнет.
Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать.

Физкультминутка «Бабочки»
Я предлагаю вам представить, что вы все бабочки:

Утром бабочка проснулась.    
Потянулась, улыбнулась.      
Раз – росой она умылась.      
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

Слайд 4.
- Тише, дети. Гляньте – на травку прилетела стрекоза.
- Посмотрите, какие у нее глаза. Всем глазам глаза! Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.
- Стрекоза – это хищник.
- Что значит «хищник»? (тот, кто поедает других животных)
- Охотятся стрекозы в воздухе: летают, потрескивая крыльями, держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В них-то и попадают незадачливые жертвы.
- За час стрекоза может съесть 40 мух, тут же может начать  гоняться за комарами, бабочками, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз, что помельче и послабее. Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый.
- Не будем ее беспокоить, а чтобы не попасться в ее лапки продолжим наше путешествие.

Слайд 5.
- Вот и пчелки трудятся над цветком.
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.

- Есть насекомые, которые очень похожи на пчел. Как вы думаете кто они? (оса и шмель)

Слайд 6.
-Я предлагаю обратить на них внимание.
- Какие они? (ответы)
- Какие части тела можно выделить?
- У каждого из них есть голова, средняя часть (грудь) и брюшко. На голове есть глаза, которые занимают большую часть и усики. На нижней части груди – 3 пары ног (всего 6). Сверху на средней части расположены  крылья.
- Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу. Они опыляют растения, тем самым обеспечивая урожай семян.
- Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд- это лекарство от болезней.

-Надо быть осторожным при встрече с этими насекомыми.
- Будем аккуратны и продолжим путешествие.

- А вот и пенечек. Давайте присядем отдохнуть.

Слайд 7.
«Народ рабочий,
Весь день хлопочет -
Возле пня дом строит.
Так вот дом – в тысячу окон».

- Кто догадался, о каком доме идет речь? (муравейник)

- Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, с хорошей вентиляцией. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все они охраняются муравьями – солдатами.
Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголочек и веточек. Оно защищает жилище от плохой погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только потом взрослым.


Слайд 8.
Муравьи, друзья человека, они уничтожают много вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Их еще называют «санитарами леса».
- Вот как интересно протекает жизнь этим трудолюбивых насекомых.

Слайд 9.
- Ой, а кто это так высоко прыгает по траве?
- Да это же веселые кузнечики.
- Посмотрите, какая у него большая голова. На ней расположены большие глаза, длинные усы и крепкие челюсти.
Есть крылья, они помогают взлететь выше.
Есть сильные ноги, он подпрыгивает на них как на пружинках.
Поют кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трет крыльями друг о друга и получается стрекотание.
Эти насекомые-хищники. Поедают кузнечики неосторожных бабочек, мух, любит сок растений, нектар цветов.
Хотя они и хищники, у них много врагов. Охотятся на кузнечиков птицы и  лисы, даже муравьи, увидев неуклюжего кузнечика, большой компанией могут напасть на него.
А вот дома своего у кузнечика нет. Он живет в густых зарослях травы. Поэтому самка кузнечика откладывает личинки летом прямо на землю или на стебли растений. А на следующий год весной из них вырастают кузнечики.

Физкультминутка «Кузнечики»

- Я предлагаю вам на время превратится в кузнечиков.

- Мы сегодня с вами совершили прогулку на луг.
- Кого мы там повстречали? (дети перечисляют)
- Да, действительно мы с вами повстречали разных насекомых и узнали о них много интересного.
- Как вы думаете, могут ли насекомые нанести вред человеку? (ответы)

Слайд 10.
*Если тронуть муравья, то он больно укусит. При укусе он выделяет кислоту, которая обжигает.
*Укус комара очень опасен. Для защиты нужно пользоваться специальными мазями или кремами.
*Укус пчелы очень болезнен. Иногда при укусе остается жало пчелы, его надо удалить. Укушенное место необходимо обработать.
*Если около вас летает пчела нужно оставаться спокойным, нельзя махать руками, а лучше перейти в другое место.
*Если вдруг вы увидели осиное гнездо, не трогайте его. Можно спокойно понаблюдать за ним издалека. В противном случае осы могут напасть и покусать.

- Даже, если некоторые насекомые опасны для человека, то они полезны окружающей их среде. Будьте осторожны и аккуратны при встрече с обитателями природы.

-А нам нужно возвращаться домой, ведь впереди нас ждут новые путешествия в необычайный мир природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...