Свойства песка. Путешествие в пустыне.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Костромина Мария Ефимовна

Конспект совместной исследовательской деятельности детей подготовительной логопедической группы и воспитателя Костроминой Марии Ефимовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Свойства песка62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 112 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Конспект совместной исследовательской деятельности детей подготовительной логопедической группы и воспитателя Костроминой Марией Ефимовной

«Свойства песка.  Путешествие в пустыне».

Программное содержание

  1. Область «Познание»: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком:
  1. Познакомить детей со свойствами песка;
  2. Дать детям представление о значении песка и области применения  в жизни человека;
  3. Закрепить знания детей о приспособленности к жизни в пустыне человека, растений, животных;
  4. Расширять кругозор, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Область «Коммуникация»:

Развивать речь детей, обогащать словарный запас слов: сыпучесть, рыхлость, барханы, «корабль пустыни» - верблюд, «крокодил пустыни» - варан, скорпион.

  1. Область «Физическая культура»:
  1. Правильно выполнять движения в соответствии с заданием физкультминутки;
  2. Развивать мелкую моторику рук.

  1. Область «Художественное творчество»:

Найти и раскрасить среди силуэтов животных верблюда..

  1. Воспитательные задачи:
  1. Формировать умение аккуратно обращаться с песком;
  2.  Воспитывать умение дружно работать в коллективе.

Материал и оборудование:

  1. Посылочный ящик, маленькие коробки разной формы с песком , 1 кг песка в мешочке;
  2. Модели: «сыпучесть», «рыхлость», «тяжесть», «цвет», «не растворимость в воде», «водопроницаемость», «размер», «температура», пазлы «песчинок» разной формы, «капля воды»;
  3. Подносы с крупным песком, камни;
  4.  Ёмкость для сухого песка, ёмкость с сырым песком, стакан с водой, ложка, пустой стакан;
  5.  Измельченные цветные мелки, картина песком, 2 палочки;
  6. Ёмкость – «песочница» с мусором, сито, пластиковая бутылка с дырочками и промытым песком, банка;
  7. Картинки на ковролин – саксаул, верблюд, жук, скорпион, ящерица, варан, змея,  картинки с заданием для каждого ребёнка;
  8. Песочные часы 1 мин;
  9. Макет с песком и фигурками «Пустыня».

Ход совместной деятельности.

 Воспитатель: Ребята, в нашу группу принесли посылку. Сейчас узнаем от кого она.

Я в пустыне помогаю,

Много дней не пить могу.

Если нет вкуснее блюд,

Ем колючки – я……………..верблюд.

- Давайте посмотрим, что в посылке лежит. (Достаёт поднос с коробками разной формы.)

-Как  вы считаете, в коробках разные предметы или одинаковые? Почему?

- Возьмите  коробки в руки, но не открывай те их, а осторожно потрясите. Что слышите? (шуршание.) Что находится в коробках? (Открывает 1 маленькую коробку.)

1 свойство -  песок тяжелый

- Для меня верблюд тоже положил маленький мешочек с песком. Передавайте друг другу мой мешочек. Что почувствовали?  Правильно, песок, даже занимая маленький объём, т. е. мало места, очень тяжелый. В этом мешке 1 кг песка. В ваших коробках больше или меньше кг песка? Обозначу моделью «Песок – тяжелый».

- Песок тяжелый, потому что он образовывается при разрушении гранита – твердого горного камня (показывает камни). Гранит разрушается медленно, в течение многих сотен лет от действия ветра, воды, жары, холода на маленькие крупинки – песчинки.

2 свойство -  песок может быть разной температуры

- Откройте аккуратно коробки, пальцами поперебирайте песок.

- Какой он наощупь? (мелкий, сухой, холодный).

Вот два мешочка с песком, определите, какой из них лежал на веранде, а какой на батарее?  Я ставлю модель «температура».

- Люди научились из некоторых видов песка делать стекло. На стекольных заводах песок нагревают так сильно, что он плавится, и из него делают разные стеклянные изделия – посуду, стекла для окон, фигурки и другое.

- Как вы думаете, в пустыне он  такой же? Значит, песок может нагреваться.

- Как же верблюд выдерживает жару и горячий песок?

3 свойство -  песок может быть мелкий, крупный

- В ящике ещё есть подносы с песком. Давайте сравним песок в коробках с тем, что лежит на подносах.( песок крупнее.) Прикрепляю модель «Размер».

-Возьмите щепотку крупного песка, положите на ладошку и рассмотрите крупинки. Какой они формы? (разной) Я сделала несколько моделей крупинок и прикреплю их к  ковролину.

4 свойство - сыпучесть

-Я аккуратно пересыплю песок из своего мешка в большую коробку.

- Как сыпется песок? (тонкой струйкой). С чем можно сравнить пересыпание песка, с киданием камней или с переливанием воды?  Ребята, пересыпьте песок из своих коробочек в большую коробку.

Каким свойством обладает песок? (сыпучестью) Прикреплю модель «сыпучесть». 

- В пустыне много песка. Что помогает верблюду не проваливаться в песок?

- В пустынях бывают песчаные бури, когда дует сильный ветер. Как верблюд защищен от проникновения песка в глаза, нос?

5 свойство – мокрый песок рыхлый

-  Я налила в таз с сухим песком немного воды.

- Попробуем написать букву «П» на сухом и мокром песке. Встряхнём тазики. Почему на мокром песке буква видна? (мокрый песок рыхлый, модель «рыхлость»)

- Сейчас я прикреплю модели капелек воды к моделям песчинок. На доске получилась модель комочка песка.  Вода, как клей слепила крупинки.

- Как вы думаете, в песочных часах сухой песок или мокрый? Почему?

Физкультминутка.

Я на 1 мин стану маленькой девочкой и буду играть в песочнице, а вы будете комочком песка. Я леплю из комочка кружок, овал, четырехугольник, треугольник. Вода испаряется, песок постепенно высыхает. Медленно расслабляйте пальцы, теперь касайтесь только кончиками палец. Песок снова сухой. Подул ветерок, и песчинки полетели на свои места.

 6  свойство – песок пропускает воду

7  свойство – песок не растворяется в воде

Воспитатель:   Проверим, может ли песок растворяться в воде. Насыплем 1 ложку песка в стакан с водой. Один из вас будет мешать песок.

 А мы пока проверим, может ли песок пропускать воду. (Воспитатель наливает воду в воронку с песком.) Прикрепляю модель «песок пропускает воду». 

 Свойство песка пропускать воду учитывается при первичной очистке воды на водоочистных станциях. Через толстый слой песка пропускают воду из реки Невы. Песок задерживает все мелкие частички, которые находятся в воде: остатки растений, живых организмов, ил со дна. Попробуем тоже очистить грязную воду с помощью песка. (Проводится опыт)

- Посмотрим, удалось ли нам растворить песок. Значит, песок в воде не растворяется. (Модель «Не растворимость в воде»). 

- Как  верблюд в пустыне обходится без воды? Для чего ему горбы?

8 свойство – песок бывает разных цветов

- Ребята, посмотрите на картину. Чем она нарисована? (песком) Песок может быть разного цвета, в зависимости от того, какого цвета его состав. (модель «цвет») Мы попробуем сами сделать песок разноцветным. Я взяла цветные мелки, измельчила их в порошок. Смешайте  песок на тарелочках с мелом. Какого цвета песок у вас получился? Из этого песка мы с вами позже нарисуем картины.

- Теперь пора навестить верблюда, поблагодарить его за посылку.

Физкультминутка.

В пустыне лучший транспорт – это верблюд. Почему его называют кораблём пустыни? Верблюд важно идет по барханам, как будто корабль плывет по морю. Большие холмы песка называют барханами. Представьте, что вы едете на верблюдах по пустыне. (Показывает картинку) У вас длинные одежды, которые защищают вас от проникновения песка,  большой платок закрывает голову, включая лоб и рот. Видны только глаза. У местных жителей ресницы густые. Наш караван верблюдов движется по пустыне.

                Идёт верблюд, ужасно горд,

                Что на спине имеет горб.

                Идёт верблюд, горбом качает

                И никого не замечает.

Составление экологической цепи

Выставляется макет «Пустыня».

- Здравствуй одинокий верблюд.

-  Я не одинок. Если найдете моих соседей, составьте экологическую цепочку.

- Куда можно спрятаться в пустыне? Почему  животные и насекомые прячутся? Поищем их. (К ковролину прикрепляют карточки с изображением животных и насекомых).

Саксаул - верблюд - скорпион -  ящерица -  змея -  варан.

Верблюжья колючка – жуки.

- Кто же главный враг варана?

Варана называют «крокодилом пустыни», у него острые зубы, длинный, раздвоенный на конце язык, которым он ощупывает предметы, тело и хвост - длинные 1,5 м, быстро бегает, живет в норах других животных, предварительно съев их. Ест варан всех с кем может справиться: черепах, птиц, ящериц,  змей, даже ядовитых. Но людям очень нравилась красивая и прочная кожа варана, из которой делали обувь, сумочки, кошельки. В результате варанов осталось мало, и теперь принят закон об охране варана, охота на него запрещена.

-Спасибо, верблюд, за интересный рассказ и за подарок. Ребята перечислите, пожалуйста, свойства песка.  Верблюд рад за вас и на прощание дарит каждому картинку с интересным заданием – найти верблюда среди множества животных и раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...

Занятие в группе детей раннего возраста «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей...

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Обучающие задачи:Познакомить детей со свойствами песка.Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.Актуализировать интерес к работе с песком.Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и д...

Экспериментальная деятельность. тема "Песок.Свойства песка" Изготовление куличиков из песка.

тема "Песок. Свойства песка" Изготовление куличиков из песка....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.

Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....