"Календарь работ"
методическая разработка по окружающему миру на тему

     Консультация в которой описывается работа в летний период  - процесс ухода и наблюдения за комнатными растениями, растениями цветника и огорода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_rabot.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

               « Календарь  работ».

     Июль - В чем же  будет заключаться уход за комнатными  растениями?  Продолжать систематически  поливать  комнатные  растения, при этом стараться, чтобы  весь  земляной  ком  пропитался водой. Лучше поливать вечером, так  как  ночью вода меньше  испаряется. В  очень жаркие дни  можно проводить поливку  комнатных  растений  два раза — утром и вечером, при этом надо помнить, что даже  в жаркий и засушливый июль излишняя влажность для комнатных  растений  вредна. От избытка влаги могут загнить   корни  растения  и оно погибнет. Кроме поливки растений  их  необходимо опрыскивать  водой  для повышения  влажности  окружающего воздуха и удаления  пыли с листьев. Воду  для  этой  цели следует  брать  теплую. Растения  с листьями, густо  покрытыми  волосками (глоксинии, колеусы, пеларгонии, фиалки), опрыскивать не следует, так  как  от этого на  листьях образуются пятна  и они могут  загнить.

     В июле  нужно  чаще  мыть  листья  растений, так  как при загрязнении  нарушается доступ  кислорода  и углекислого  газа, появляются вредители. Особенно  тщательно  необходимо  ухаживать  за  теми растениями, которые  имеют  плотные  жесткие  листья (фикусы, аспидистры, олеандры, сциндаптусы и др.). Полезно  обмывать  листья  раствором  мыла  со слабым отваром  табака  или  пиретрума (далматской  ромашки). Через 2—3 часа  раствор  с  листьев  смыть чистой  теплой водой.

В июле  продолжайте  подкармливать  растения. Помните, что  перед  подкормкой  почва  должна  быть влажной. Следите, чтобы растения, их  листья, стебли  не подвергались  воздействию  удобрений.

В  этом  месяце  нужно  беречь  комнатные  растения от солнца, в  полуденные  часы притенять  их  от  прямых солнечных  лучей. Притенения  требуют  хвойные  растения (кипарисы, туи и др.). В  противном  случае  хвоя под действием  прямых  солнечных  лучей  желтеет  и осыпается.

В июле  размножают черенками пеларгонию зональную. Выращенные  же  из июльских  черенков  молодые  кустики пеларгонии  зональной  могут  цвести  в  зимний  период. В это  время  хорошо  удается  черенкование  ремонтантных, чайно-гибридных  и других «благородных» роз (грунтовых). Нижний  срез  у  черенка  делают  косым, под «пяткой», т. е. под  почкой, а верхний  срез прямой, в середине междоузлия. Нижние  листочки  срезают, а  верхние  укорачивают наполовину. Черенки  сажают в  горшок,  в  который насыпают  легкую  песчаную землю. Ее  закрывают 3—4- сантиметровым  слоем  чистого  крупного  песка. Почва хорошо  увлажняется, поверхность  песка  выравнивается. Сажают  черенок  «под колышек»,  в  ямку, сделанную предварительно  сажальным  колышком. Посадку  проводят наклонно,  под  углом  примерно  45 градусов. Посаженные черенки  опрыскивают,  накрывают  стеклом  и ставят  на светлое,  но  не  солнечное  место. Для  успешного укоренения растения  нужны  ровная  температура  около 25 градусов и частое опрыскивание, 3—4 раза в день. При таком уходе через 15—20 дней  начинают образовываться корни. По мере  развития  молодых  побегов  необходимо  усилять проветривание  помещения.

В июле  размножают  черенками  китайскую  розу. Черенки  берут  с верхушек  полувызревших  побегов, которые  хорошо  укореняются  как  в  песке, так  и  в легкой питательной  земле. Если  их  выращивать при хорошем освещении  и  обильном  поливе, то уже  к  осени  можно будет  получить  молодое  цветущее  растение.

В  июле  черенкуют жасмин. Черенки  с  полузрелой  древесиной укореняют, держат  под стеклом, поливают  и опрыскивают. Укоренение  происходит  недель  за пять. В  это  время  размножается  и  такое  комнатное растение, как  питтоспорум. Черенки  следует  брать  от полуодревесневших  побегов. Их  сажают в сырой  песок и держат  под  стеклом  до укоренения. Укореняются  черенки довольно  медленно, а  укоренившиеся  предпочитают рыхлую  землю, состоящую  из  глинисто-дерновой листовой, торфяной  зелени, песка.

Июль - время  для  размножения олеандра. Берут верхушечные  черенки, которые  легко  укореняются  в песке под  стеклом. Используют и другой  широко  распространенный  способ — укоренение  в  воде. Надо взять ветку  длиной 15—18 см  и  поставить  в  воду. Примерно через  месяц  на  срезе образуется  пучок  корней. Окоренившуюся  ветку  сажают  в  горшок  с  питательной землей. Кроме  того, растение  требует  много  солнца, влаги, свежего  воздуха.

В июле   нужно  провести  пересадку  примул, цинерарий и  других  растений, предназначенных  для  зимнего цветения. Быстро  растущим  растениям  нужно  дать больше  жидкого  удобрения. Если  растения  оплели корнями  земляной  ком, то  их  в  это  время  пересаживают вторично.

           Какую  работу  проводить  на  участке?

 Рано утром  или  вечером  после  захода  солнца  ежедневно поливать  растения  на  огороде   и  в  цветнике  подогретой на  солнце  водой. Поливать  их  нужно из  шланга  с распылителем  или  из  лейки  с  сеткой, иначе  струей можно размыть  землю  и  оголить  корни  растений. Продолжать  раз  в десять   дней  подкармливать  многолетние  растения,  которые  начали  цвести  во  второй  половине  лета. Проводить  рыхление  почвы, уничтожение  сорняков. Желательно  подкормить  свеклу, морковь, помидоры. У  многолетних  и однолетних  цветов  и  кустарников  удалить  цветки  до  образования  завязей, оставив  часть  на  семена. Когда  семена  созреют, их  нужно  своевременно  собрать. Луковичные  растения  после усыхания  листьев  следует  выкопать, просушить  в  тени, отобрать «детки».

Июль  славен  ягодами: красной  и  белой  смородиной, малиной. У  земляники  обрезают  усы, присыпают землей те, которые оставлены на размножение, вносят минеральные   удобрения. В  этом  месяце  проводится  пасынкование  помидоров, т. е. удаление  боковых  побегов, чтобы  лучше  развивались плоды  на  оставшихся  основных. Необходимо   подвязывать помидоры. Следует  помнить, что  ряд  работ  не  связан  с каким-либо  определенным  месяцем, а  проводится длительное  время, в  течение  всего летнего  периода. К таким   работам   относятся   удаление   засохших   ветвей, завядших   листьев, подстрижка  газонов, выравнивание  его краев  и,  конечно, борьба  с  вредителями  и  болезнями растений. Основной  метод  борьбы  с  болезнями  и вредителями  заключается  в  правильной  обработке  почвы, в  своевременных  сроках  сева  и  посадки, полива и внесения  удобрений, а  также  тщательном  уходе.

Большое  значение  в  борьбе  с  вредителями  и  болезнями имеют  так  называемые  предупредительные  или профилактические  меры. Прежде  всего  избавить возделываемые  культуры  от  многих  вредителей позволяет  размещение  в  саду  или  огороде  растений, богатых  фитонцидами  и  эфирными  маслами. Так, например,  если  между  грядками  капусты  посадить  бархатцы  , то  бабочки  многих  вредителей  будут облетать  посадки  стороной. К  тому  же  нужно отметить,  что  бархатцы (тагетес) крайне  неприхотливы,  их  можно  пересаживать  в  любое время  с земляным  комом, они  цветут  даже в  полутенистых местах.  Прекрасно  и такое  содружество, как  репчатый лук  и  морковь, поскольку  фитонциды   лука  отпугивают морковную,  а  фитонциды   моркови  луковую  муху. Прекрасными  соседями  будут  тот  же  репчатый  лук  и земляника, земляника  и  лук-батун. Такое  соседство  избавляет  землянику  от  такого  опасного  заболевания, как серая  гниль. Кроме  того, прекрасными  защитниками растений  от  вредителей  и  болезней  являются  различные растительные  отвары  и настои  из  неядовитых  для  детей  и  животных  растений. Хорошим  средством является  настой  ботвы  помидоров  против  сосущих  и листогрызущих   насекомых. Для  этой  цели  берут килограмм  зеленой  или  0,5 килограмма  сухой  помидорной ботвы, кипятят  в  воде 30 мин, отстаивают и процеживают, затем  разбавляют водой  до 10 л, 40 г хозяйственного  мыла  мелко  строгают, растворяют  в небольшом  количестве  горячей  воды, соединяют  с настоем и  таким  раствором  опрыскивают  растения.

Большой  вред  огурцам  и  капусте  наносят тля и паутинный  клещ. Уничтожить  их  можно  при  помощи настоя  ромашки  и  листьев  одуванчика. Листья  и соцветия  этих  растений  срезают  во  время  цветения (1 кг), заливают  5 л горячей  воды  и настаивают 12 часов. Затем  настой  процеживают  и  разводят  водой  из  расчета 1:5. Можно  на 10 л приготовленного  раствора добавить  100 г  хозяйственного  мыла. Для  борьбы  с проволочником  и  личинками  жуков-щелкунов,  которые повреждают  картофель, морковь  и  другие  корнеплоды, можно  применять  раствор  марганцовки. Полив  нужно производить  под  корень  корнеплодов. Против  луковой мухи, повреждающей  лук  и  чеснок, почву  посыпают  вдоль рядков  смесью  табачной  пыли и  древесной  золы. Для отпугивания  бабочек  листоверток  и  плодожорки рекомендуется  высаживать  (за забором)  кусты  бузины, пижму, горькую  полынь  и  другие  растения, выделяющие фитонциды. Среди  фруктовых  деревьев  и  кустарников нужно  сажать  помидоры, запах  которых  не  терпят тля и  крыжовниковая  огневка.

В июле  воспитатель  продолжает  работу  по ознакомлению  детей  с  комнатными  растениями  и растениями  цветника, огорода. Ухаживая  за  растениями и  наблюдая  работу  взрослых, дети  начинают  понимать значение  ухода  для  развития  растений. По  состоянию почвы  могут  определить  необходимость  полива, рыхления или  прополки  сорняков, подкормки  растений.

Пропалывая  растения, воспитатель  показывает ребятам  сорную  траву, которую  нужно  вырывать, называет  ее, объясняет,  чем  она  вредна  для  растений цветника  и  огорода.

Работа  в  цветнике  и  огороде  сопряжена  с постоянными  наблюдениями. Для  углубления  знаний детей  хорошо  проводить  сравнительные  наблюдения, опыты. Так,  наблюдая,  как  воспитатель  пасынкует помидоры, дети  обычно  спрашивают: «Зачем вы отрываете  эти  черенки?»  Для  того  чтобы  ответить  на  этот вопрос, воспитатель  может  оставить 2—3 растения, не пасынкуя  их. Через  некоторое  время  дети, сравнивая пасынкованные  и  не  пасынкованные  растения, наглядно убеждаются  в  том, какое  значение  имеет  этот  процесс для  лучшего  развития  плодов. Таким  же  образом  дети могут  убедиться  в  значении  прополки, прореживания. Здесь  воспитатель  также  может  оставить 1—2 бороздки не  прополотыми, не  прореженными. Дети  очень  скоро замечают  изменения, и  им  легко  ответить  на  вопрос воспитателя: «Для  чего  необходимо  прореживать  и пропалывать  растения?»

Ребята  уже  могут  хорошо  отличать  культурные растения  от сорных ,  например  такие, как  осот, пырей, вьюнок,  повилика, могут  принять  участие в подвязывании помидор. Воспитатель  приучает  их  выполнять  эту работу  осторожно, аккуратно.

Каждодневная  работа  в  огороде, цветнике  расширяет знания  детей, заставляет  над  многим  задуматься, формирует  бережное  отношение  к  растениям. Воспитатель  старается  показать  ребятам, как интересно  ведут  себя  некоторые  растения  в  дождливую и пасмурную  погоду:  к  приближению  ночи  эти  растения как  бы «предсказывают» погоду. Лепестки  цветков приподнимаются, складываются  корзиночкой  и образуют крышу. Покажите  детям,  как «предсказывают  погоду» цветки   ноготков,  мальвы,  петунии,  вьюнка. Обратите  их  внимание  на  огородный  сорняк — мокрицу. Если  к  9 часам  утра  не  раскрываются  ее  белые  цветки-звездочки, то  быть  дождю. Приглядитесь  к  клеверу, его  тройчатые листочки  перед  плохой  погодой  опускаются  и прижимаются  к  стеблю, будто  прячутся  от  дождя. Одуванчики  складывают  перед  дождем  свои  пушистые шарики.  Посмотрите  на  чертополох,  если  его  колючки отогнуты  от  головки  цветка,  то  нужно  ждать  ясную, солнечную  погоду, а  если  плотно  прижаты,   то это признак  ненастья. Левкой,  донники,  да почти все цветы пахнут  сильнее  обычного  перед  ненастьем.

Познакомив  детей  с  этими  и  другими  приметами, воспитатель  может  спросить  их: «Какая  будет  сегодня погода?», «Почему  вы  решили,  что  сегодня  будет  дождь?», «Какие  растения  вам  подсказали,  что  наступают  ненастные  дни?». На  многие  эти  вопросы  ребята  дадут правильный  ответ.

Воспитатель  должен  познакомить  детей  с  различными  пословицами  и  поговорками   на  данную  тему,  например: «Сильная   роса  к  ясному  дню», «С  утра  парит — дождь дарит», «Сбежались  тучки  в  одну  кучку — будет  дождь», «Летний  туман  к  ясной  погоде», « Гром  глухой — к тихому  дождю,  гром  гулкий — к  ливню » и т. д.

Чтобы  у  детей  не  пропал  интерес  к  огороду, цветнику, воспитатель  ежедневно  вместе  с  ними  наблюдает, что нового  в  цветнике, на  грядках.  Дети  учатся  наблюдать, сравнивать, находить  связи, делать  выводы  и  обобщения.

Разнообразные  впечатления,  которые  дети  получают в процессе  ухода  за  комнатными  растениями,  растениями цветника  и  огорода, воспитатель  закрепляет  в дидактических  играх,  чтении  художественной литературы,  изобразительной  деятельности.

              Успехов  вам и вашим деткам !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарь работ на огороде в детском саду в летний период

Данный материал отражает трудовую деятельность  педагогов и детей на огороде  по всем возрастным группам на летний период....

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Календарь"

В данном матерале представлено календарное планирование воспитательно-образовательной работы  с детьми старшего возраста на неделю по теме "Календарь".  Планирование составлено на основе цик...

Народный календарь. План работы с родителями на сентябрь.

Этот материал содержит план работы с родителями в помощь по ознакомлению детей с народным календарём....

Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

«Система работы по развитию логических приемов мышления у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, в контексте реализации календаря жизни МБДОУ по теме: "Транспорт".

Преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и дошкольников. Поиск новых вариантов, ориентированных на развитие у...

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»

«Календари природы: значение, виды и методика организации работы с ними в дошкольном учреждении»...