Экскурсия в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Барышникова Ирина Анатольевна

конспект проведения экскурсиии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_vesenniy_les.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

                 Экскурсия в весенний лес.

                     Старшая группа

             ( проводится в 20-х числах марта)

Программное содержание:

Образовательная область «Познание»

   - Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны   (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).

  -  Упражнять детей в умении различать деревья.

  - Учить устанавливать связи между повышением температуры воздуха и удлинением дня с изменениями в природе.

  - Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.

Образовательная область «Коммуникация»

  - активизировать словарь детей по теме «Весна»

Образовательная область «Здоровье»

  - формировать начальные представления о здоровом образе жизни

Образовательная область «Безопасность»

  - приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Предварительная работа:

- Экскурсии на данный объект проводятся периодически ( последняя - в феврале );

- наблюдения на прогулке за увеличением долготы дня;

- беседы с детьми о сказках, о животных -героях сказок (подвести к пониманию того, что люди, сочиняющие сказки, очень внимательны и наблюдательны).

Ход экскурсии:

В группе:

  1. дети, где живут сказки?..
  2. Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,
    наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес в гости
    к сказке. Послушайте стихи:

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась.

(Ф.Тютчев)

Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.

По дороге в лес:

Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено), рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)

      Воспитатель демонстративно отворачивается от проходящих мимо машин,

      говорит о том, как тяжело дышать этим воздухом, обращает внимание на

       то, какой грязный снег на обочине дороги.      

В лесу:

Войдя в лес, остановиться.

- Ах, здравствуй, лес! Здравствуй, сказка! Как легко и приятно здесь
дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте послушаем, о чем
говорит лес  (слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких? Кто узнает
птицу по ее песне?  Мозможно услышать стук дятла. Слышен шум
машин, но он приглушен - почему? ).

Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба, белого снега.

- А видны ли в лесу приметы весны?

Обратить внимание детей на то, что снег покрыт твердой корочкой -настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.

  1. На что похож сейчас снег? Он как ледяное кружево. Возьмите кусочки
    наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу
    не подносите.
  2. А сколько же сейчас снега в лесу?

- Много, еще больше, чем в разгар зимы. Давайте определим его
глубину.

Подготовленным шестом измерить глубину снега, сделать отметку, сравнить с отметкой, сделанной во время предыдущей экскурсии. Измерить глубину снега в центре поляны и в лесу за деревьями.

  1. Почему за деревьями снег глубже, чем на поляне? (Снег осел, солнце
    освещает поляну сильнее и дольше).
  2. А в лес солнце что не пускает? (Ветки деревьев).

-Как можно узнать, что весеннее солнце греет сильнее? (Можно
потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем).

  1. Вот мы слушали. Что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно
    еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите? (Следы птиц,
    людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел
    от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев).
  2. А это что? Постарайтесь и вы найти такие же крылышки, а я расскажу
    еще об одной примете весны.

Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.

        - Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?

  1. Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по
    всему лесу. Что помогает им перелетать?
  2. Ребята, давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как
    летят семена-вертушки.

- А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников. Кто бы это мог
быть?

  1. Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
    Отличается ли теперь их пение от того, что мы слышали зимой?
  2. Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
  3. Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не путаете. А
    другие деревья вы узнать можете?   Назовите, что еще растет вокруг
    нашей поляны.

-        Кустарники узнать еще труднее. Вот это - молодая рябинка. Она
похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим - веточки, почки,
чтобы через некоторое время прийти сюда еще раз, увидеть, что станет с
ней.

А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом, чтобы в апреле встретиться с ними снова. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку.

До свидания, лес, до новой встречи!


Литература:

  1. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»

Методическое пособие. М., Мозаика- Синтез 2010,

  1. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М., 2007
  2. Зотов В.В. «Лесная мозаика». Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. М., 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"

Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...

Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).

Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавлива...

Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу"

Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу""...

Экскурсия в осенний парк "Деревья в осеннем лесу"

Цель: организация коллективной прогулки; наблюдение за осенними изменениями на территории детского сада; воспитание в детях эстетических чувств.Задачи:Образовательные: закреплять знания об осенни...

Конспект осенней познавательной экскурсии "Волшебница осень"

Цель: экологическое, эстетическое воспитание дошкольников.Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их; уточнить представления детей об измене...

Конспект экскурсии в осенний лес «В гости к Осени» для детей старшей группы

   Цель: Способствовать созданию условий для усвоения детьми представлений об осенних изменениях в живой природе (жизни растений, животных)    Задачи: Продолжать учить ...