Путешествие в королевство воды - Видявы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Уронина Валентина Александровна

Интегрированное познавательное развлечение с элементом эксперементальной деятельности с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letnee_otkrytoe_meropriyatie_-_2012.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                Государственное казённое учреждение социального обслуживания

                                                    Республики Мордовия

«Социального обслуживания  социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних

                                                                       «Радуга»

Путешествие в королевство воды – Видявы

(развлечение с элементами исследовательской    деятельности в дошкольной группе)

                                                                                 Подготовила и провела

                                                                                 воспитатель:

                                                                                  Уронина В.А.

                                                    Саранск, 2012

   

Задачи:

- развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с

  жидкостями; 

- познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды;

- научить находить различные жидкости в окружающем мире;

- получить доказательство того, что вода – очень умный продукт,

  необходима всем живым организмам;

- воспитывать бережное отношение к воде;

- познакомить детей с мифической Богиней воды мордовского народа –

  Видявой, её роль в фольклоре, народных верованиях и обрядах.

Методика проведения: развлечение с элементами исследовательской    деятельности.

Оборудование:

Картины Видьавы, моря; корона Видьавы; Выносные модули по количеству детей; дидактические игры «Где живёт вода?»,с пейзажами предметов о воде,  «Найди и рассели морских животных»; для опытов: столы со стульями, поднос для каждого ребёнка, два стаканчика, воронки, фильтры, стаканы с водой и молоком, чайные ложки; три бутылочки с прозрачной водой, крышки смазаны  с внутренней стороны гуашью зелёного и жёлтого цвета, сухая марганцовка; термос с горячей водой и зеркальцем; минеральная вода «Брадо».                                                        

                                                    1 часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в гости к одной королеве. Чтобы узнать, к какой, отгадайте загадку:

                                                   Я и тучка, и туман,

                                                   И ручей, и океан,

                                                   И летаю, и бегу,

                                                   И стеклянной быть могу. (Вода)

Правильно. Мы отправляемся в гости к королеве воды -  Видьаве. Так зовут водную королеву у мордовского народа. (Показывает картину «Видьавы» и рассказывает о ней. См. Книгу «Мой край – «Боги и сказания Мордвы». Стр.18-19)

- Древняя мордва обожествляла воду, покровительницей, держательницей которой считалась Ведьава. Наши предки верили, что каждая речка, озеро или родник, пруд имели свою Ведьаву.

Одна женщина мордовка рассказывала о встрече с Видьавой и её повадками. Волосы у неё длинные, белые. Живёт она в глубоких местах, а не в мелких, и тянут к себе тех  людей, которые злые, неправильно ведут себя с животными, к природе относятся пренебрежительно. Если человек оказывается в опасной ситуации на воде, то нужно попросить помощи у Видьавы, ну самому нужно не теряться. А потом обязательно поблагодарить Богиню воды Видьаву о спасении и задобрить её, например, кинуть монетку в воду, пшена – на еду. Она очень рада будет такой благодарности.  Когда долго не бывает

                                                                             1 

дождей и наступает засуха, крестьяне ходили всем миром  молиться к роднику, расположенному где-нибудь за лесом – в поле, в овраге. Разроют родник, разбудят Видьаву словами: «Не пугайся, кормилица, земля горит, создай дождь». Затем брызгаются, обливаются водой. После этого садятся есть у воды и Видьаву приглашают. Вот такие обряды проводились в деревнях у мордвы.

Воспитатель: Пришла пора отправляться в гости к королеве воды. Но, это может быть опасно? (Проводится беседа по ТРИЗ «Вода – хорошо, вода – плохо?)

Делается вывод: Вера в оплодотворящую силу воды основана на реальном её

свойстве: вода даёт плодородие лесам, полям и лугам, питает растения и животных. Без воды нет жизни.

- А всё-таки без воды можно прожить? (Дети отвечают)

                                                                           

Воспитатель: Значит давайте отправимся в наше путешествие, чтобы узнать, какая она – королева Вода?

(Дети рассаживаются на заранее приготовленные выносные модули. Воспитатель надевает корону и исполняет роль Видьавы)

Воспитатель: Королева Вода – приветствует нас. Проводится дидактическая игра: «Где живёт вода?» (По предложенным картинкам с изображением предметов и пейзажей).

                                              Вы слыхали о воде?

                                              Говорят, она везде:

                                              В луже, в море, в океане

                                              И в водопроводном кране.

                                              Как сосулька, замерзает,

                                              В дом туманом к нам вползает,

                                              Ледником в горах зовётся,

                                              Речкой серебристой вьётся.

                                              Мы привыкли, что вода –

                                              Наша спутница всегда.

                                                     (Показывает детям глобус)

- Синий цвет на глобусе – это реки, моря и океаны. Кто был на море и видел его?

Какое оно? (Ответы детей). А какая вода в море? (Солёная). Её можно пить? (Нет)

Солёный привкус морской воды придают различные миниральные вещества, которые приносят в море впадающие в него реки. Морская вода полезная для здоровья, ею полощут больное горло, из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства и удобрения для растений. Но море является и домом для многих животных и рыб.

         (Проводится дидактическая игра «Найди и рассели морских животных)

                Физкультминутка. (Дети имитируют движение воды в роднике)

                                            Ключик – ключик, родничок,

                                                               2

                                           Чистая вода –

                                           Чей – то круглый кулачок

                                            Звонко бьёт со дна!

(Королева Вода, приглашает детей в свою лабораторию. Дети садятся за столы. У каждого поднос с двумя стаканчиками, воронка, фильтр. Показывается опыт с водой)

                                                                   2 часть

1 опыт. «Свойства воды»

На столе два стакана: в одном – вода, в другом -  молоко, в оба стакана положить по чайной ложечке. В каком стакане она видна? Почему?

2 опыт. «Можно ли изменить цвет воды?»

На столе три бутылочки с прозрачной водой. В крышках зелёная и жёлая гуашь, сухая марганцовка. Бутылочки закрываются и взбалтываются. Какая вода получилась? Где вы видели цветную воду? (Дети отвечают)

3 опыт. (Проводят дети)

Ребята, я часто вижу зимой, некоторые дети берут снег в рот.  Можно ли это делать? (Нет). Почему?  (Ответы детей)

Давайте вспомним, мы зимой набирали снег в стаканчики и приносили его в группу, что произошло со снегом? (Снег растаял). Почему?

4 опыт. «Пар – тоже вода»

Воспитатель открывает термос с горячей водой и подносит к горлышку термоса зеркало. На нём появляются капельки воды. Давайте внимательно рассмотрим, как из термоса выходит пар. Пар – это тоже вода!

Элементы ОБЖ – напомнить детям, что пар – это очень опасно (тарелка с супом, кипящий чайник, самовар).

Воспитатель рассказывает: Вода, нужна всему живому на Земле. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушкой», «царицей». Есть на нашей планете места, где из-под земли бьют особые родники, маленькие фонтанчики воды. Вода в них не простая, а лечебная и называется минеральной. Она даёт людям здоровье, снимает усталость, лечит горло, желудок, сердце. И у нас в Мордовии есть такая вода, селе Старо-Шайгово. (Угощает водой «Брадо») Попробуйте!

Воспитатель: Вот она какая, королева Вода. Вода даёт нам жизнь. Но не вся вода годится для питья человеку и животным. В морях – солёная, а в реках и озёрах – пресная. Мы пьём пресную воду. Но пресной воды меньше, поэтому её надо беречь. А как?

                                                       (Рассуждение детей)

                           

                                                                                3

                                                       

                                                           Родник иссяк, ручей ослаб.

                                                  Вода из крана кап-кап-кап-кап –

                                                  Мелеют реки и моря.

                                                  Не тратьте воду зря-зря-зря,

                                                  А то пройдёт немного лет –

                                                  И нет водицы, нет, нет, нет.

                                                                     

(Королева Вода дарит детям сок и благодарит за интересные рассказы. Дети садятся на модули и отдыхают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Путешествие в королевство Воды".

Развлечение по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».

Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде.  Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...

Путешествие в королевство Воды

Открытое мероприятие...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе "Путешествие в Королевство Знаний" на методическое объединение города Минеральные Воды.

Итоговое занятие по закреплению у детей навыка формирования связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, навыка звукового анализа и синтеза слов. Составлять  предложения с пре...

Путешествие в королевство Воды

Путешествие в королевство Воды...

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...