НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Золотых Ольга Александровна

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с электричеством, его опасностью и пользой для людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no1_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 19 «РОДНИЧОК»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №4

«ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

                                                    ВОСПИТАТЕЛЬ:  ЗОЛОТЫХ О.А.

2012 ГОД

СОДЕРЖАНИЕ

1.Тема непосредственно образовательной деятельности.

2. Возрастная группа.

3. Цель и задачи.

4. Описание современных приемов и методов обучения  по теме: «Электричество – наш друг или враг»

5.Структура непосредственно образовательной деятельности.

6. Материалы и оборудование.

7. Ход непосредственно образовательной деятельности.

8. Библиографический список.

ТЕМА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

 Образовательные задачи:

обобщать знания детей об электричестве;

расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

закрепить алгоритм действий в случае возникновения пожара в квартире;

познакомить детей с причиной проявления статического электричества.

Развивающие задачи:

способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

развивать волевую готовность к школе.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

вызывать радость открытий, полученных опытным путём;

воспитывать умение работать в коллективе.

ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ  ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – НАШ ДРУГ ИЛИ ВРАГ»

Наглядные:

информативно – рецептивный (рассматривание, показ воспитателя, наблюдение, просмотр видеоряда, иллюстрирование при устном изложении материала);

Словесные:  

беседа, вопросы детям,  художественное слово (загадки, стихотворения об электричестве), устное поощрение и положительная оценка результатов деятельности ребенка;

Практические:  

репродуктивный (повторение усвоенного материала в игровой форме, закрепление знаний и навыков в непосредственной деятельности);  эвристический (самостоятельный поиск решения проблемы, выявление закономерностей, составление правил).

СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Сюрпризный момент (Разговор с Карлсоном), постановка задачи.

2. Беседа об электричестве - «друг» и «враг».

3. Загадки о бытовой технике.

4. Динамическая пауза «Ток бежит по проводам».

5. Игровое  упражнение «Я сам» с использованием практического и            наглядного материала.

6. Игра – тренинг «У нас загорелась розетка!»

7. Просмотр анимационного ролика «Уроки осторожности».

8. Разрешение проблемы «Сломался пульт».

9. Итог.

10. Художественно продуктивная деятельность.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, дидактические картинки «Бытовая техника», «Электростанция», «Правила электробезопасности», батарейка, розетка, электрочайник, исправная электровилка, электровилка с оголенными проводами, канат, два телефона, игрушка «Пожарная машина», магнитная доска, мобильный телефон, декорация «Домик», напольные подушки по количеству детей.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дети входят в музыкальный зал, останавливаются вокруг воспитателя.

Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель разговаривает с Карлсоном: «Карлсон! Здравствуй, дорогой наш друг! Что же ты не пришел к нам, мы с ребятами ждали тебя?! Как в больнице?! Ох – ох – ох! Что случилось? А почему? Понятно… Карлсон, не расстраивайся, мы ещё обязательно поиграем все вместе, главное, выздоравливай! Я, кажется, знаю, как тебе помочь! Назови свой электронный адрес! Записываю: WWW.karlson@.ru . Мы пришлём тебе сообщение. До свидания, Карлсон!»

 Ребята, мне сейчас звонил наш давний друг – Карлсон. Представляете, он лежит в больнице: надышался едкого черного дыма! Спрашиваю, откуда же взялся дым? – Он и сам понять не может. Говорит, собирался к нам в гости, включил утюг, чтобы погладить брюки, включил микроволновку, чтобы разогреть завтрак, включил фен, чтобы посушить волосы. А ещё у него работал телевизор, магнитофон и компьютер. Но тут всё заморгало, затрещало и погасло, а из розетки повалил черный дым. Он испугался и растерялся. Спасибо, его друг Малыш вызвал пожарных и скорую помощь. Вот теперь Карлсон лечится. Давайте запишем  видеоурок по безопасному обращению с электричеством и отправим ему, чтобы учился быть осторожным! Мы попросим оператора помочь нам с видеосъёмкой. Тогда начнём! Дети, а что же мы ответим Карлсону на вопрос «Откуда взялся дым?» (Ответы детей)

Да, как мы с вами уже знаем, с электричеством шутки плохи, оно не прощает невнимательного к себе отношения. А что такое электричество?   ( Ответы детей) Правильно, электричество – это электрический ток, он вырабатывается на электростанции. Оттуда по проводам электричество бежит в каждый город, в каждый дом. Мы можем найти ток в розетке, но он невидимый, он заставляет работать электрические приборы. Электрический ток похож на реку, но только в реке течёт вода, а по проводам бегут маленькие, невидимые глазу частицы – электроны. Они и есть электричество.

Воспитатель: А скажите ребята, можно ли потрогать электричество?  Правильно, конечно нельзя, ведь электричество может очень сильно ударить, и даже убить человека, а мы с вами знаем, что:

Пальчики и гвоздики в розетку не вставлять,

Электричество опасно, это каждый должен знать!

А зачем же тогда нам такой опасный сосед нужен? (Ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать несколько загадок.

1. Есть у нас в квартире робот.

У него длиннющий хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер  «Ту-у-у»

Из ковра чистюля - робот

Тянет пыль и грязь в свой хобот,

 С большой охотой пыль глотает,

Но не болеет и не чихает. (Пылесос)

2. Он  может  волосы  сушить

И  аккуратно  уложить. (Фен)

3. Дело главное  ее –

Чисто  выстирать  белье. (Стиральная  машина)

4.В этом маленьком предмете

Поселился теплый ветер. (Фен)

5. Он  мгновенно  без  проблем 

Нам  собьет  для  торта  крем. (Миксер)

6. Она  без  видимых  забот

Нам  сок  из  фруктов  отожмет. (Соковыжималка)

7. Его  в  розетку  мы  включаем,

Когда  захочется  нам  чаю. (Электрочайник)

8.Есть у нас в квартире

Волшебное окно.

Что происходит в мире,

Покажет нам оно. (Телевизор)

Дети находят изображения электроприборов и размещают их на магнитной доске.

Я думаю, теперь вы сможете показать Карлсону электрический ток!

Динамическая пауза «Ток бежит по проводам».

Дети продвигаются друг за другом по канату на полу, изображая движение электронов в проводах от электростанции до розетки.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Игровое упражнение «Я сам».

Воспитатель: Да, электричество – наш верный помощник. Оно заставляет работать электроприборы, которые так облегчают нам жизнь. Посмотрите, сколько различных бытовых электроприборов изображены на карточках. Представим, что мы хотим включить в розетку чайник. Берем в руки вилку и вставляем. Правильно? А вот и не правильно! Прежде всего, осмотрим внимательно розетку и вилку.  Не сломаны ли они? Чистые ли они? Сухие ли они? Если все в порядке, одной рукой придерживаем розетку за пластмассовую часть, следим, чтобы пальцы не касались отверстий. Второй рукой берем крепко вилку вот так, за резиновую часть. Вставляем аккуратно, плавно. И так же плавно вытаскиваем. Вынимать вилку из розетки можно только за резиновую часть, ни в коем случае не за провод – может порваться.

Не дёргай шнур и не тяни,

Затея выйдет боком -

Порвётся провод и тебя

Ударить может током. (Участвуют 3-4 ребёнка)

Есть еще правило вежливости при работе с розетками.

В одну розетку включаем только одну вилку. Ведь каждый электроприбор питается электричеством. Когда каждый ест из своей тарелки, все сыты. Но если пятеро будут тянуть одну тарелку на себя, чем дело кончится? А в случае с электричеством дело кончится пожаром! Это и случилось с нашим другом Карлсоном – он слишком много приборов включил сразу. Провода перегрелись и загорелись. (Показ картинки «Короткое замыкание»)

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть,

Ничего в неё совать.

Дело кончится бедой -

Ток в розетке очень злой.

Никогда в одну розетку

Не включай, мой юный друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь.

А если всё же случится короткое замыкание и возникнет пожар, то, что нужно делать? (Ответы детей)  Сейчас мы проверим, сумеете ли вы вызвать пожарных, если случится беда. По какому номеру нужно звонить? Что нужно сказать?

Нашему другу Карлсону будет полезно поучиться вызывать в случае необходимости экстренные службы!

Игра – тренинг «У нас загорелась розетка!»

Предложить  детям набрать номер пожарной охраны. Следить за тем, чтобы дети чётко проговаривали адрес и правильно набирали номер телефона. Некоторые дети исполняют роль диспетчера пожарной охраны, расспрашивают позвонившего о происшествии, дают советы, как надо себя вести в экстремальной ситуации.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы хорошо справились с трудной задачей, сумели вызвать пожарных. Но чтобы не допускать пожара, нужно соблюдать правила безопасности. Вы все их хорошо знаете. Пройдите к стульям, возьмите картинки, внимательно рассмотрите, подумайте и назовите правила безопасности, которые там изображены. (Ответы детей)

А чтобы вы лучше запомнили эти важные правила, предлагаю посмотреть мультфильм. ( Просмотр анимационного ролика «Уроки осторожности»)

Воспитатель: У меня в руках пульт от проектора. Я нажимаю на кнопку, а он не работает. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Не беда, у меня есть запасные батарейки, сейчас мы их поставим - плюс к плюсу, минус к минусу. Да, заработал. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей) Когда мы поставили батарейку, пошел электрический ток  и заставил работать пульт. В батарейке живет неопасное электричество. Оно собрано в батарейку для нашего удобства, чтобы мы могли взять его с собой в дорогу или использовали для питания каких-нибудь устройств, например, игрушки.  С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. А у вас есть любимые игрушки на батарейках, какие? (Ответы детей)

Ребята, мы с вами сегодня узнали много интересного и важного: что такое электрический ток, зачем он нужен человеку, какие опасности он несет, и как их избежать. Мы тренировались вызывать пожарных. Познакомились с неопасным электричеством. Ещё мы записали видеоурок для Карлсона и сможем  научить его быть осторожным дома и на улице? А вы хорошо запомнили правила безопасности при пользовании электроприборами?  А нарисовать ему эти правила сможете? Тогда пойдемте рисовать!

(Дети возвращаются в свою группу, закрепляют полученные знания в рисунках.)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

2. Белая К. Ю., ЗимонинаВ. Н. « Как обеспечить безопасность дошкольников» Книга для воспитателей детского сада / - М., «Просвещение», 2004.

3. Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности / - М.: «Просвещение», 1999.

4. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Яровенко В. А. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе/ Переиздание – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011

5. Истомина Н. «Загадки для самых умных малышей» / - М., СПб.: «Издательство Сова», Серия «Маленькие гении», 2007.

6. Урок по электробезопасности/ - Материалы сайта Московской Объединенной Электросетевой Компании: moes.ru/press/public/dobroeel/urok/, [электронный ресурс], проверено 17.10.12.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Тропинка в школу»

Основная цель  непосредственно -образовательной  деятельности: проверка уровня  подготовки детей к школе...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Школа будущих солдат»

   На посту стоит солдат,                  Защищает всех ребят,              Защищает всю страну....

«Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»

laquo;Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Скоро в школу»

Вид детской деятельности:  Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитиеЦель: расширять и укреплять знания ...