Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Василиненко Татьяна Петровна

В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых  ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_statya_vasil_ns_portal.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы

Василиненко Т.П., воспитатель

пгт.Фёдоровский  ХМАО -Югра,                                    

     В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых  ответственных моментов, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста. Содержание работы педагогов в рамках этого направления должно обеспечить эмоционально-комфортное состояние детей, развить у них психологическую  автономность и самостоятельность, а также сформировать доверительные отношения с воспитателем.  

      С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как страхи,  отказ от еды, частые болезни, капризы и другое. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

     Ребёнок должен приспособиться к  новым условиям. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. На перемены в жизни малыши отвечают, как говорила Оверчук Т.И., реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. Поэтому, период адаптации многие воспитатели считают тяжелым временем для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста составляет 2-3 недели. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или мешающих адекватно приспособиться [3, стр. 26].

       Период адаптации настолько серьезен в жизни дошкольников, сто требует особого внимания со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой сложной задачи ложится на  педагогов. Они должны организовать жизнь ребенка в дошкольном   учреждении так, чтобы малыш безболезненно приспособился к новым условиям, чтобы у него формировалось эмоционально-положительное отношение к детскому саду и навыки общения со сверстниками и взрослыми.

       Для успешного прохождения адаптационного периода необходимо создание специфической среды, которая способствует установлению контактов с другими детьми  и взрослыми. Именно достижение этих целей и предполагается в результате деятельности: развитие доброжелательных отношений к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам, освоение разных способов взаимодействия с  взрослыми и сверстниками в игре, повседневном общении,  бытовой деятельности [2, стр. 19].

      Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность как совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

      На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми простудными заболеваниями. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников [1, стр. 15].

      Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями и другим персоналом. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского запрета. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.

      Итак, общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно, чтобы родители познакомились с меню детского сада и приучили детей к блюдам, включенным в него. Научили детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой. Мы просим родителей наших будущих воспитанников, чтобы о предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорили с ним как о радостном событии. Внушали малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша советуем воздержаться от высказывания своих опасений по поводу того, сможет ли он спокойно расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т. д. Чтобы развеять сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетить группу. Лучше всего привести малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.

      Группа в дошкольном образовательном учреждении комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделить больше внимания новичку. Но в первые дни наилучшее время для оставления ребенка - 1—2 часа, с постепенным увеличением времени пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем — до вечера. Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателям, младшему воспитателю, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни, разлуку с родителями. Вежливое и приветливое общение родителей и сотрудников детского сада обычно располагает ребенка к общению с ними.

      В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосание пальца, засыпание с пустышкой или колыбельной, на руках у взрослых) нежелательно, так как осложняет приспособление к новым условиям. Но, к сожалению, на момент поступления малыша в детский сад многим родителям не удается отучить его от вредных привычек.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Список используемой литературы:

1.   Иванова Н.В. Социальная адаптация детей в ДОУ.–М: Сфера, 2011.-127 с.

2.   Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Дрофа, 2009.-148 с.

3. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста.–С.-Пб.:Детство-Пресс, 2009. -221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "Здравствуй, Новый год!" (для детей первой младшей группы)

Содержание праздника соответсвует возрастным особенностям детей. Включает песни, игры с Дедом Морозом, танцы, игровой и сюрпризный момент....

Малыши встречают Новый год. Сценарий Новогоднего праздника для детей первой младшей группы.

Сценарий Новогоднего праздника для детей первой младшей группы....

Конспект игры-занятия по развитию речи для детей первой младшей группы Тема: Знакомство с новой русской народной потешкой «Как у нашего кота…»

познакомить детей с русской народной потешкой;  формировать умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять соответствующие движения...

Сценарий музыкального развлечения для детей первой младшей группы "Новый год приходит к малышам"

Музыкальное развлечение в первой младшей группе«Новый год приходит к малышам». Цель: Создать радостную и веселую атмосферу, вызвать у детей эмоциональный отклик, желание играть, петь, танцев...

«Новый год» Утренник для детей первой младшей группы

Замечательный праздник для детей 1 младшей группы. Он разработан для того, что бы привлекать детей к участию в театрализованных играх и доставить малышам радость и удо­вольствие....

Конспект занятия "Что такое Новый год?" по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей первой младшей группы

Конспект занятия разработан для детей первой младшей группы, о неоходимости дать детям представление о празднике Новый год, рассказать о сказочных героях : Дед Мороз и Снегурочка, воспитывать интерес ...

НОВЫЙ ГОД С МАШЕЙ И МЕДВЕДЕМ». /для детей первой младшей группы/.

сценарий новогоднего утренника для ясельной группы...