Паспорт и презентация проекта "Древние люди"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Куделина Марина Ивановна

Вашему вниманию предлагаю паспорт и презентацию проекта в подготовительной группе "Дикие люди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnie_lyudi.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект исследовательского проекта

    «Древние люди»

                        в подготовительной группе

                       МДОУ Д/С №38 «Гвоздика»

     

 

                                                 Выполнили:         

                                Дети, родители и воспитатель

                                 подготовительной группы

                                 Куделина М.И.

                                       с.Кочубеевское, 2012

Тема: Создание мини-музея «Древние люди» как средство формирования навыков исследовательской деятельности.

Цель: Формирование навыков исследовательской деятельности.

Объект: Процесс организации исследовательской деятельности.

Предмет: Создание психолого-педагогических условий для развития познавательной активности и формирования исследовательской деятельности детей подготовительной группы.

Задачи для педагога:

  1. Подобрать и изучить литературу по теме.
  2. Изучить методические рекомендации по организации исследовательской деятельности дошкольников.
  3. Составить перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с эволюцией, жизнью и бытом древних людей и включить его в интеграцию.

Задачи, поставленные для детей:

  1. Пробудить интерес к получению новых знаний.
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
  3. Обогащать словарный запас детей.

Перспективный план

создания мини-музея «Древние люди»

в подготовительной группе.

Срок

Содержание работы

Сентябрь

  1. Беседа «Что такое древний мир?»
  2. Просмотр энциклопедий, принесенных детьми
  3. Чтение сказочной истории о создании мира на планете М. Бойков «Ожерелье времени».

Октябрь

  1. Беседа и рассматривание иллюстраций об эпохе динозавров.
  2. Просмотр видеофильма «Чудо-юдо динозавры».
  3. Проведение исследовательской деятельности «Динозавры».
  4. Изучение жизни на Земле в эпоху после вымирания динозавров.
  5. Проведение сюжетно-ролевой  игры «Путешествие в древний мир».
  6. Рассматривание энциклопедий о древнем мире.

Ноябрь

  1. Рассматривание фотографий, иллюстраций о жизни древних людей.
  2. Чтение литературы по теме.
  3. Изготовление украшений для первобытных людей.
  4. Работа с родителями по изготовлению экспонатов для музея.
  5. Просмотр видеофильма о жизни древних людей.
  6. Проведение сюжетно-ролевой игры «Древние люди».
  7. Оформление мини-музея: изготовление костра, шалаша, размещение экспонатов.
  8. Подготовка сценария презентации музея.
  9. Открытие музея


Модель работы по организации мини-музея

«Древние люди» 

в подготовительной группе.

Презентация музея «Древние люди». 

Вед: Ребята, мы собрались на открытие музея «Древние люди». И открыть его мы попросим  Назара. Он расскажет  стихотворение о первобытных людях:

Реб:         Много-много лет назад первобытный жил отряд.

Целый день они трудились дружно, вместе, не ленились!

Спали все в одной пещере, а кругом ходили звери.

Спичек не было тогда, но огонь горел всегда:

Камнем искры высекали и кострище поджигали.

В шкуры туров одевались, мясом мамонтов питались,

Соком фруктов запивали, на поляне танцевали.

А с утра, как на работу, отправлялись на охоту,

Чтобы дичь опять добыть – всех в общине прокормить.

Вед: Давным-давно это было на нашей зеленой цветущей планете, где уже жили животные  и птицы, появился человек. Откуда же он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса – мы с вами не знаем. Но он появился. И какой же он был, этот первый человек?

Реб: Древние люди еще очень напоминали обезьян. Грубое лицо, приплюснутый нос, низкий покатый лоб, выступающая вперед челюсть. Когда он ходил, он сильно наклонялся вперед. Пальцы были неловкие, а тело покрывала шерсть.

Вед: Ученые считают, что предками первых людей были обезьяны. Большое стадо обезьян жило в лесу. Потом одна часть из них остались жить там же в лесу. От них произошли современные обезьяны. А другая часть – вышли из леса и стали развиваться. Под воздействием климата, борьбы за выживание, они постепенно приобрели человеческие черты. Эти существа были похожи на людей, и ученые предположили, что они наши близкие родственники. Их называли австралопитеками.

Вед: Где же они жили?

Реб: Жили они в Африке. Там же палеонтологи нашли и ископаемые отпечатки ступней. По этим отпечаткам ученые решили, что эти люди ходили на двух ногах. У них не было острых зубов, когтей. Они не умели летать, но были очень ловкими.

Вед: Чем они питались?

Реб: Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинок насекомых. Этот способ питания называется собирательством.

Вед: Шло время. Австралопитеки вымерли, им на смену пришел «хомо-хабинес» - человек умелый. Так этих людей называли, потому что они сами стали изготавливать орудия труда. А какими орудиями труда пользовались австралопитеки? (камни, палки). Как же появилось первое орудие труда?

Реб: Люди находили подходящий камень, затем ударяли один камень о другой и скалывали кусочки. Так камень становился заостренным. Это было  первое ручное рубило. Его острым краем строгали, рубили, а тупым – ударяли. Рубило было и ножом и молотком.

Вед: Древние люди жили в сложных условиях. Как же они выживали?

Реб: Древние люди не могли выжить по одиночке, поэтому они стали объединяться в группы – человеческие стада. Это они делали, чтобы вместе добывать себе пищу, охотиться на хищных зверей.

Вед: А умели ли древние люди говорить?

Реб: Говорить они не умели. Они общались мимикой или издавали разные звуки. Так предупреждали друг друга об опасности, выражали радость и гнев.

Вед: Шло время человек менялся. Он стал прямо ходить, поэтому ученые назвали его – «человек прямоходящий.»

Вед: Как изменились орудия труда?

Реб: При помощи рубила люди начали изготавливать другие орудия труда. Они научились делать из камня ножи, наконечники для копья, а из дерева – копье и ручку для ножа. Каменное острие они привязывали к дереву при помощи гибких растений. Мы с мамой сделали в музей копье и нож.

Вед:  А какое великое событие произошло в жизни «прямоходящего человека»?

Реб: В древности люди не умели пользоваться огнем. Они его очень боялись. Но затем заметили, что огонь может приносить пользу. Огонь дает тепло, свет, отпугивает диких животных.

Вед: Как же они научились получать и использовать огонь?

Реб: Люди ждали, когда будет гроза, молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжет его. Тогда они брали ветку, поджигали ее и разводили костер. Чтобы огонь не погас, и день, и ночь у костра оставляли дежурных, которые должны были поддерживать огонь, подбрасывать в него ветки и сучья.

Вед: Шло время, и люди научились сами добывать огонь. Как это происходило?

Реб:  Существовало несколько способов добычи огня. Первый: если взять 2 кусочка кремня, ударить им друг о друга, то можно высечь огненные искры. Эти искры попадали на сухой мох или ветки, и он загорался. Второй: брали палку, ставили на дощечку, а вокруг насыпали сухой мох. Начинали крутить палку между ладонями. Палочка нагревалась от трения, и мох начинал тлеть.

Вед: Нелегко было добывать огонь такими способами, поэтому люди, переходя на новое место, забирали огонь с собой.

Реб: Однажды кусочек сырого мяса попал случайно в огонь. Люди попробовали мясо, и оно им понравилось. Жареное мясо было мягче и вкуснее сырого, поэтому они стали готовить пищу на костре.

Вед: Какое приспособление они использовали для жарки мяса на костре?

Реб: Они брали 2 палки, похожие на рогатину, клали на них другую палку и подвешивали на нее мясо, а под ним разжигали костер. Вертели палку, и мясо жарилось со всех сторон. Такой вертел мы сделали с мамой в музей.

Вед.: А были ли у древнего человека враги? (рассказ Оли)

Вед: С освоением огня пришел новый период жизни человека: люди стали осваивать холодные страны Европы, Азии и юг России.

Реб: В суровом северном климате им понадобилось жилище-укрытие от ветра и непогоды. Люди стали жить в пещерах. А еще - строить палатки из веток и накрывать их шкурами животных.

Вед: Чем отличался образ жизни людей в холодных странах?

Реб: В холодных краях люди не могли прокормиться одним собирательством. Им нужно было мясо. В то время на земле водились мамонты. Это были огромные опасные животные.  Они походили на слонов, но у них были больше бивни и тело, покрытое шерстью. Люди научились охотиться на них вместе, строить ловушки и таким образом добывали много мяса.

Вед: Люди разумные делали не только необходимые вещи, они уже стали изготавливать украшения.

Реб: Древние люди очень любили наряжаться. Они сами делали украшения. Брали гибкие растения и нанизывали на них ягоды, ракушки, перья птиц. А прокалывали украшения иглами, которые вытачивали из костей. Получались бусы, браслеты, амулеты. А для мужчин женщины делали из шкур набедренные пояса и украшали их теми же ягодами и ракушками. Мы с мамой тоже сделали такой пояс.

Вед: С развитием охоты развивались и улучшались орудия труда. Люди изобрели лук и стрелы. Появилась возможность поражать животных и птиц с большого расстояния. Но все равно рацион древнего человека зависел от капризов природы: то пожар погубит деревья со съедобными плодами, то засуха уничтожит траву. Да и холод заставлял людей подумать об одежде.

Реб: В холодных краях у людей была необходимость в одежде. Из шку животных они стали изготавливать одежду. Стали носить меховые повязки.

 Вед: А еще люди разумные научились рисовать и все события своей жизни зарисовывали.

Реб: На стенах, потолках глубоких пещер сохранились изображения древних животных: бизонов, мамонтов. Сохранились несколько изображений и древних людей. Рисовали их кусочками угля из костра. Мы с мамой нарисовали несколько таких изображений на камнях.

Вед: Шли годы. На смену человеку прямоходящему пришли другие люди.

Реб: У них был высокий лоб, развитые руки. Они ходили прямо. Из звуков эти люди  стали создавать слова. Такого человека назвали «хомо-сапиенс» - человек разумный.

Вед.: Ребята, а хотите оказаться в древнем мире? Сейчас я покручу колесо машины времени, а ребята продемонстрируют нам жизнь древних людей.

Дети показывают сценку «Жизнь первобытных людей»

Вед.: А что вы делаете?

Реб.: Я добываю огонь.( стихотворение Савелия «Огонь»)

Вед.: А вы чем занимаетесь?

Реб.: Я строю хижину.  Древние люди, которые обитали в лесах, строили себе хижины. Они служили им жилищем. В давние времена не было кирпича и других строительных материалов, поэтому люди делали домики из веток, палок, камней, пальмовых листьев и шкур животных.

Вед.: Люди разумные жили уже не стадами, а племенами, общинами. В племени жили близкие и дальние родственники. Они считались семьей. Назначались вожди племени.

Вед: Сегодня вождем нашего племени будет Савелий. Он нам покажет движения, а вы попробуйте повторить (стрелять из лука, топать, хлопать и т.д.).

Вед.: Со временем люди научились готовить себе пищу, но для этого им понадобилась посуда.

Реб: Они выдалбливали  посуду из дерева, вытачивали из камня, плели из прутьев. Если нужно было принести в ней воду, то плетенку из прутьев обмазывали глиной. Однажды такая плетенка попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твердой. Так люди научились делать глиняную посуду. Мы с мамой сделали  такую посуду в музей.

Вед: А еще люди разумные научились рисовать и все события своей жизни зарисовывали. (Рассказ Даши)

Реб: На скалах древние люди рисовали изображения животных, на кторых они охотились. Они думали, что это поможет им во время охоты и защитит их от злых сил. Они рисовали лошадей, оленей, бизонов, мамонтов. Перед вами изображение мамонта, на котором отчётливо видно его длинная, космата шерсть. Это показывает нам как выглядели исторические животные и художниками были мужчины. Они обозначали животных контуром, а потом разукрашивали их мхом или обрывками шкур, смоченных в краске. Краски изготавливали из окрашенной мягкой породы. Кисти они делали кусочков шерсти привязанных к небольшим костям. Животные изображались не только для охоты, но и как божества которым они поклонялись. Изображая зверя, древний человек узнавал их повадки, привычки, характер. Оленй рисовали чуткими и осторожными, мамонтов мощными и сильными, коней быстрыми и стремительными.

Вед.: А что вы шьёте? (рассказ Арины).

Вед.: Какое интересное орудие вы изготавливаете, для чего оно ?(Рассказ Егора).

Вед: Так постепенно люди овладевали земледелием, одомашниванием животных, научились говорить, рисовать и даже танцевать.

Исп. Танец первобытных людей.

Вед: Так проходили тысячелетия. Люди приспосабливались к разным климатическим условиям, расселялись по всему земному шару. Жить стало легче, они могли выжить и маленькими группами, т.е. семьями. Люди в разных уголках земли стали отличаться от других языком, обычаями и даже внешностью. Появились разные нации. Пройдет много-много лет, и уже другие дети будут изучать нашу жизнь и нашу культуру.

  1. строение тела
  2. походка

внешний вид

австралопитеки

ЭВОЛЮЦИЯ

хомо-эректус

хомо-сапиенс

  1. группы
  2. стада
  3. племена

быт

  1. охота
  2. собирательство
  3. огонь

способы выживания

культура

  1. танцы
  2. посуда
  3. украшения
  4. наскальные рисунки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дельфины - люди моря"

Занимательный материал о жизни дельфинов....

презентация "Труд людей весной"

презентация о труде людей в весенний период...

Презентация "Как люди научились считать"

Данный проект знакомит детей с историей развития числа...

Презентация "Важные люди в театре"

В презентации рассказывается о профессиях людей, которые помогают создать спектакль. Этот материал можно использовать  в проведении Недели театра....

презентация Знаменытие люди Крыма. Люди прославившие Крым на весь мир

презентация к занятию "Знаменитые люди Крыма"...

Презентация "Труд людей осенью в деревне. Сбор урожая"Презентация

Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с осенними работами в саду и на огороде....