Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Этот материал может быть использован педагогами ДОУ для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьёй и её родословной, родным городом Ржевом. Тверским краем,историей наших предков, народами многонациональной России и планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernoe_tematicheskoe_planirovanie_po_nravstvenno.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное  тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила старший воспитатель МДОУ д/с №22 Шарикова Е.Н.

Семья. Моя родословная..

Цикл бесед-диалогов : «Я не гость в своей семье»

Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»

Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?

                                Можно ли жить без имени, без фамилии?

                               Без чего можно жить? Если мама заболела?»

Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.

                  Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»

Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?

                                        Кошка – член нашей   семьи .

                                        Письмо бабушке. Профессии моих родителей».

Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:

                                            «Кто на кого похож?

Рассказы по фотографиям о соей семье, родственниках»

Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»

Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»

В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова  «Папа дома», «Стирка»

                     Э.Мошковская «Трудный путь»

Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»

                                  «Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»

Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,

Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи

Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!

Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»

Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»

Речевые игры: «Знаете ли вы?»

Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,

                 «Лицо города – улицы. площади, памятники»

разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?

                             Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»

Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»

Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,

                                репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»

Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим  улицам ,памятным местам,,к храму,

                   К реке Волга.

Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,

                                                 Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»

Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»

Народные игры:

Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.

                               Погода в разные   времена года»                                                                                        

Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»

Художественная литература: Народный фольклор.

Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.

                           Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»        

                            «Старица», «Травянистые растения»

Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»

                                Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»

                               Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл   рассказов и  загадок «Разноцветная земля»

Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,

                               «Ищем  сокровища»

Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком  городе, какой  стране  ты живёшь?

                               Что такое глобус? Для чего нужен  глобус?

                               Чем отличается глобус от карты? Кому  нужна карта ?

                                Для чего нужен  компас?

Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса?Какие предметы  нужны  

                 Четыре  географических направления. Знаки  на карте и глобусе.

                  Растения и животные  севера и юга.      

Экспериментирование: День и ночь.Времена года.

Составление описательных рассказов о климатических  зонах Земли.

                    /Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/

                    Маршруты путешествия по воде и суше

Художественная литература :Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые  

                                                                         путешествия ио ткрытия»

Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»

                            политической,физической карт мира, карты полушарий,

                            карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,  

                           рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./

Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,

                         «Найди   ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»

Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,    

                                                  своей   комнаты.

                                                 Рисование «Животные юга», «Морские животные»

   

Как  всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»

                                                 Н.Кончаловская «Наша древняя столица»

Народные  игры: подвижные, хороводные. Словесные.

Строительные игры: «Терема»  «Храмы» «Крепости»

Дидактические игры: «Раньше и теперь»

                                      /по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о    технике»

Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»

Рассматривание : Русский национальный костюм;

                             Коллекция народных  игрушек;

                            Репродукции  картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам

Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?

                             Чем отличается старинная вещь от старой?

                             Как встречали гостей в старину?

Общение :Чем можно написать письмо?

                  Какие  русские народные сказки, песенки ты знаешь?

                 Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из

                древности?(квас, каша и т.д)

Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»

Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна –Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»

                                                 М.Пришвин  «Охранять Родину»

Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.

                Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.

                Богатство   русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.

Разбор ситуаций: Как пригласить  в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда  

                              русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.

                             Какие  русские игры, танцы ты знаешь?

Творческие игры «Строим город»,  «Путешествие по России»

Дидактические игры: «Найди и назови  герб», «Найди и  назови флаг»,

                                 «Кто где  живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д

Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»

                        Экологических плакатов «Берегите  природу»

Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»

                                                 Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость  земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)

Общение. «Люди,прославившиеРоссию»(учёные,полководцы,художники,

изобретатели,врачи,композиторы,писатели,путешественники,и т.д)

Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и

                                                  Писателей

РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,

                              изделий народных умельцев

Прослушивание произведений русских композиторов

Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»

Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)

Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку

                          Литературные  викторины. Конкурс стихов русских поэтов.

                         Выставка портретов известных людей.  

                         Лепка «Дымковские ( филимоновские) игрушки»

                        Рисование  «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная  семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем  народы отличаются друг от друга /языком ,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..

Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.

Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах ,татарах,чукчах/

Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./

Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?

                Сравни блюда национальной  кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/

Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»

Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»

Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен , игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм  национальным узором»,

«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,

Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная  планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»

Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».

                          «Конкурс красоты», «Мы – туристы».

Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных

                 стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.

                 Как хорошо, если мир на земле!»

Ситуации :Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?

Игры народов мира.

Строительные игры :»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»

Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.

Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны

Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»

                                      «Кто вкакой   стране  живёт? «Узнай страну по описанию»,

                                      «Найди пять отличий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...