Помогите Айнэ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дригерт Наталия Евгеньевна

В процессе игры дети, проходя различные испытания, помогают хантыйской девочке Айнэ расколдовать ее любимого друга, освободив его от чар злого колдуна Кынь Лунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pomogite_ayne.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 60 «Золушка»

Конспект образовательной деятельности

«Помогите Айнэ»

(Интеграция образовательных областей «Социализация», «Познание»)

для детей старшего дошкольного возраста первого периода

                                                                              Воспитатель:

Дригерт Наталия Евгеньевна

г.Нижневартовск, 2012

Тема: «Помогите Айнэ»

Форма проведения: Игра.

Цель: Способствовать  формированию знаний  о жизни  народов ханты и манси.

 

Задачи:

  1. Закреплять представления:

- о жилищах ханты и манси;

- о животном и растительном мире;

- о праздниках народов Севера;

- о народных праздниках ханты и манси.

  1. Воспитывать умение работать в команде, согласовывать свои действия с правилами для  достижения общего результата.

  1. Развивать познавательный интерес к своему родному краю, к жителям севера.

               

Оборудование:  

  1. Доска, 4 магнита;
  2. Стол, стулья по количеству детей, стул для воспитателя;
  3. Песочные часы.

Демонстрационный материал:

  1. Письмо;
  2. Изображение хантыйской девочки;
  3. Изображение оленя, черный лист бумаги, разрезанный на 4 части.

Раздаточный материал:  

  1. картина - паззл «ХМАО»  формат А - 3 (детали на каждого ребенка);
  2. карточки с изображением: чума, лабаза, нарт, праздников народов Севера, кис, малицы, куклы «акань», посуды из бересты, ягод (морошка, голубика, клюква).

Предварительная работа:

  1. рассматривание альбомов насмотренности «Жизнь народов ханты и манси»
  2. беседы по темам: «Праздники народов Севера», «Жилища», «Одежда и обувь»,
  3.     «Посуда», «Игрушки детей», «Занятия народов Севера»;
  4. Словарная работа:  северное сияние, чум,  лабаз, нарты, кисы, малица, акань,  береста,  морошка,  голубика, клюква, ханты, манси;
  5. Использование художественного слова: загадывание хантыйских загадок, чтение ханты – мансийских сказок «Гордый олень», «Отчего у зайца длинные уши»,  «Откуда пошло северное сияние», «Как ворон землю мерил».                                      

                                       

Ход занятия:

  1. Создание игровой мотивации.

  (Дети сидят на ковре)

Воспитатель:  - Ребята, нам пришло письмо от хантыйской девочки Айнэ.

 ( Воспитатель читает письмо):

 «Ребята, Злой колдун   Кынь Лунк  заколдовал моего любимого друга. Помогите его  

 

расколдовать.  Я отправляю вам свою и его фотографию».

- Ребята, мы не сможем увидеть, кто лучший друг Айне, пока вы не пройдете все испытания.

(Воспитатель показывает детям фотографию – рисунок закрыт черной бумагой, которая разрезана на части).

- Вы готовы помочь Айнэ? Вы не боитесь трудностей? Тогда начнем.

1 испытание «Загадки» (Задание выполняется сидя на ковре)

  1. Седая старуха заячью шерсть разбрасывает. (Снег)

  1. Безрукий, безногий волшебник за ночь вышивает узоры, орнаменты. (Мороз)

  1. На верхушке дерева сидит кукла с косами (Белка)

  1. С четырьмя руками-ногами мужичок в белом гусе в лесу скачет-прыгает. (Заяц)

  1. Сердитый голодный нож с узким лезвием в поисках еды шныряет. (Волк)

  1. Чёрная меховая малица по лесу шатается-мотается. (Медведь)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

- Мы можем открыть первую часть фотографии.

  (Воспитатель убирает один черный лист с фотографии)

2 испытание: «Собери паззл».  (Задание выполняется за столом)

- Ребята, каждый из вас получит часть от паззла.  

 Вместе вы должны собрать одну картину и сказать, что на ней изображено.  

 Но собрать картину вы должны успеть за время, пока будет сыпаться песок в песочных  часах (3 - 5 мин.)

- Успеете ли вы пройти испытание, если будете ссориться?

  Как нужно выполнять задание? (быстро и быть дружными)

- Вы готовы к испытанию? (Да)

- Время пошло.

После того, как паззл собран воспитатель спрашивает:

- Что изображено на картине? (наш округ)

- Как называется округ, в котором мы живем? (Ханты – Мансийский автономный округ)

Молодцы, ребята. Вы прошли и это испытание. Мы открываем следующую часть фотографии.  (Воспитатель убирает один черный лист с фотографии)

3 испытание:  Физкультминутка.

- Ребята, если вы дружно будете выполнять движения, мы сможем открыть еще одну часть фотографии.

- Вы готовы?  (Да)

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх, подняться на носки)
И дотянемся до тучки.
Встали ровно. Наклонились. (Наклоны вперед – назад)
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

-  Молодцы, ребята. Мы открываем еще одну часть  фотографии.

 (Воспитатель убирает один черный лист с фотографии)

- Ребята, последнее испытание.

  На каждом стуле лежит карточка, возьмите карточку и сядьте на стул.

  Рассмотрите карточку.

 

 -  Каждому из вас я задам вопрос о том, что изображено на карточке.

    Если вы не знаете  ответа, может ответить любой из вас.

    Вы готовы к испытанию?

4  испытание «Вспомни и назови»  (сидя на стульях)

- Как называется дом у хантов? (чум)

- Какое необычное явление можно наблюдать в небе и только на Севере?

  (северное  сияние)

- Какие народные  праздники есть у ханты и манси? (медвежий праздник, день ворона, праздник солнца)

- Как называется дом, где хранятся продукты у хантов? (лабаз)

- Как называются сани у народов Севера? (нарты)

- Как называется верхняя одежда у мужчин?  (малица)

- Как называется зимняя обувь? (кисы)

- Почему хантыйские куклы без лица? (в куклу мог вселиться злой дух и ребенок мог  

                                                                  заболеть)

- Как называются ягоды, которые растут  на болоте? (морошка, клюква, голубика)

- Из чего делали посуду ханты и  манси? (из бересты)

Молодцы, ребята. Что вам помогло пройти это  испытание? Кому было легко? Кому было трудно?

- Мы открываем последнюю часть фотографии.

  Мы освободили  лучшего друга хантыйской девочки Айнэ.

- Ребята, кто у девочки лучший друг? (северный олень)

5. Итог.

- Какое испытание было самым легким?

- Какое испытание было самым трудным?

- Ребята, почему вы смогли пройти все испытания?

- Ребята, вы меня порадовали своими знаниями. Молодцы.

- Ребята, вы можете нарисовать своего лучшего друга, и мы отправим ваши рисунки вместе с фотографией оленя для девочки Айнэ в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помогите воспитывать!

Воспитатели и родители часто не могут дать ответ на вопрос: почему дети становятся неуправляемыми; почему ребенок, которому ни в чем нет отказа, взращивает в своей душе жадность и злость; почему родит...

занятие "Я здоровье берегу- сам себе я помогу"

занятие для детей старшего дошкольного возраста "Я здоровье берегу- сам себе я помогу"занятие по формированию  здорового образа жизни...

Музыкальный дар, который помогает всю жизнь

Ученые госпиталя Бет Израэль в Бостоне обнаружили, что левая половина мозга 30 музыкантов с абсолютным слухом значительно увеличена. Все музыканты с абсолютным слухом подтвердили, что начали зан...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!

Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...

Помогите Айнэ

В процессе игры дети, проходя различные испытания, помогают хантыйской девочке Айнэ расколдовать ее любимого друга, освободив его от чар злого колдуна Кынь Лунка....

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Баш...

Помогать , не помогать …

Не ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать...