Пробуждение природы родного края
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Тема. Пробуждение природы родного края.

 

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»

 

Цель: обобщить и систематизировать знание детей о природе родного края.

 

Задачи.

- Закрепить весенние изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Развивать эстетическое восприятие, логическое, экологическое образное мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности,

- Способствовать нравственному воспитанию, воспитанию любви, гуманного отношения к природе.

 

Планируемые результаты: эмоционально реагирует на художественное слово, на мир природы, на красоту пробуждающей природы; знает характерные признаки весны и соотносит с этим периодом особенности жизни животных и растений; умеет выполнять разные роли, согласовывает свои действия с действиями партнеров в игре, в процессе усвоения познавательной информации широко использует способы организованной и самостоятельной познавательной деятельности.

 

Предварительная работа: разучивание загадок, пословиц, сценки.

 

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Пищевая цепочка», магнитофон, металлофон, модель леса.

 

Содержание организованной деятельности детей

 

Организационный

 момент:                  

                                    Дружно за руки возьмемся,

                                    И друг другу улыбнемся.

                                    Мы пожмем друг другу руку,

                                    Побежит тепло по кругу.

                                    Наше дружелюбие

                                    Поднимет настроение.

Ребята, как ваше настроение? О чем мы говорили на прошлых занятиях? (О солнечной системе, о планете Земля, о нашей Республике Татарстан, о городах и т.д.)

 

Воспитатель. Как называется наша Республика? В каком городе мы живем?

Ребята, сегодня я получила сообщение по интернету: «Ребята, я прошу вашей помощи: мой лес не может проснуться от зимней спячки, нужно его разбудить. Его могут разбудить только те дети, которые любят, защищают природу. Помогите, пожалуйста! Хозяйка леса».

Какое ваше мнение? Ребята, почему вы завязали зелёные галстуки? ( Мы - защитники природы). Давайте вспомним правила поведения в природе:

 

Дети. -  Не ломай ветки деревьев и кустарников.

           -  Не лови бабочек и других насекомых.

           -  Не лови диких животных и не уноси домой.

           -  Не рви цветы.

           -  Не разоряй птичьи гнезда.

 

Воспитатель. А теперь закрываем глаза. (Под звук металлофона дети оказываются в волшебном лесу). Вот мы и в лесу. Глубоко дышите лесным воздухом (дыхательное упражнение). Почему весна не пришла еще в лес? (Солнце не греет). Ребята, я думаю, мы поможем лесу своими знаниями. Вспомним пословицы:

           -  Много снега - много хлеба, много воды – много травы.

           -  Растение – земли украшение.

           -  Больше птиц – выше урожай.

           -  Срубили кусты – прощай птицы.

 

Воспитатель. Молодцы, ребята! В природе все взаимосвязано. Давайте, составим пищевую цепочку.

                          

(Дидактическая игра «Пищевая цепочка»).

Воспитатель. Что случится, если порвется одно звено? (Обрывается вся цепочка).

Какими словами можно описать вот это дерево? (Печальное, грустное). А теперь представьте себя на его место, что оно чувствует?

 

Ребенок в образе дерева. «Я не красив без зеленого наряда, птицы не поют на моих ветках, меня поранили, из меня течет сок». Как можно его развеселить? (Говорить красивые слова, погладить, обнять, повесить листья, замазать рану).

Давайте, покачаемся как деревья на ветру:

                   Ветер дует нам в лицо: у-у-у.

                   Закачалось деревцо: ш-ш-ш.

Как вы себя чувствуете на месте дерева?

 

Воспитатель. Ребята, давайте позовем солнышко:

                         Солнышко, ведрышко,

                         Выгляни в окошечко!

                         Твои детки плачут,

                         По камешкам скачут!

Появилось солнышко, но птицы не поют. Наверное, еще не прилетели с юга. Поможем им вернуться?

 

(Игра «Помоги птицам вернуться». На аудиозаписи слышны пение птиц).

Ребята, поиграем в пальчиковую игру:

                   Мы рога лося покажем,

                   И клыки кабана тоже.

                   Мы про зайца не забудем,

                   Ушками водить мы будем.

                   Чтобы четко говорить

                   Надо с пальцами дружить.

А какие дикие животные весной просыпаются? (Ёж, барсук, медведь). Загадки про них знаете?

 

Ребёнок.  Сердитый недотрога,

                  Живет в глуши лесной.

                  Иголок очень много,

                 А нитки не одной.    (Ёж)

Воспитатель. Однажды мальчики забрали ежа домой. Правильно они поступили? А вот здесь кто-то спрятался, картинку нужно собирать по частям. Кто знает загадку про этого животного?

 

Ребёнок.  Хвост пушистый, мех золотистый,

                 В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса)

Воспитатель. Здесь ещё кто-то спрятался, загадаем загадку:

                            Кто зимой холодной,

                            Бродит в лесу голодный? (Волк)

На какого домашнего животного похож волк? Про какого зверя ещё знаете загадку?

Ребёнок.  Он в берлоге спит зимой,

                  Под большущею сосной.

                 А когда придет весна,

                 Просыпается ото сна.  (Медведь)

( Подвижная игра «Просыпайся, медведь»).

Дети.       У медведя  во бору,

                Цветы, грибочки я беру.

                А медведь все спит,

                И на нас не глядит.

Медведь.      Кто в лесу гуляет?

                      Кто в лесу поет?

                      Мне спать не дает? (Поймает одного ребёнка)

                      Вот кто в лесу пел,

                      Вот кто мне спать не давал.

 

Дети.  Медведюшка, не тащи его,

           Медведюшка, уж весна пришла.

Медведь. Уж весна пришла? Так и быть, отпущу, пойду в лес, еду поищу. (Уходит).

 

(Игра «У каждого свой домик» с моделью леса).

Воспитатель. Ребята, тут ёжик свой домик ищет. Где он живет? (Ёжик живет на земле, питается червяками, жучками, мышками. (Ребёнок ставит ёжика внизу). А где живет крот? (Крот живет под землей, поэтому ему не нужно зрение, он питается червяками и жучками). А бабочка? (Она живет на четвёртом этаже леса). Какой вывод следует из этого?

 

Ребенок. Каждый должен жить там, где ему удобно.

 

(Гремит гром).

Воспитатель. Вот и первый гром, первая гроза. Где можно прятаться во время грозы? (Нельзя стоять под высоким деревом, может ударить гром).

Давайте, превратимся в дождинок:

                      Дождик, дождик, пуще,

                      Будет травка гуще  (дети бегают под музыку).

Ребята, посмотрите, выросли растения, цветы, назовите их (лекарственные растения, ландыши). Посмотрим, в какой почве они хорошо растут. Наливаем воду в стакан с песком и с чернозёмом. Что мы видим? (Вода уходит в песок, а в черноземе пропитается).

В черноземе есть ещё и минеральные соли.

Ребята, мы смогли разбудить весну? Проснулись растения, животные, насекомые, птицы. Давайте, будем славить весну:

                        Весна, весна, красная!

                        Приди весна, с радостью!

Хозяйка леса. (В аудиозаписи). «Ребята, наблюдала за вами в течение всего вашего пути. Вы оказались доброжелательными, умными детьми, которые действительно любят и защищают родную природу. У меня есть 3 пожелания:

                       - берегите природу;

                       - не засоряйте его;

                       - не губите животных и насекомых.

Оставайтесь такими же добрыми, до свидания!»

 

Воспитатель. Спасибо! Мы это всегда будем помнить.

 

Вместе:            Мы любим лес в любое время года,

                          Мы слышим речек медленную речь.

                          Все это называется природой,

                          Давайте же её беречь!

 

Воспитатель. Нам пора домой. Дома поделитесь своими впечатлениями с родителями, друзьями.

 

 

 

Хакимова Г.М.,

воспитатель высшей

кв. категории,

МБДОУ № 82,

г. Набережные Челны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Пробуждение природы родного края.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура»

Цель: обобщить и систематизировать знание детей о природе родного края.

Задачи.

- Закрепить весенние изменения в природе, устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Развивать эстетическое восприятие, логическое, экологическое образное мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности,

- Способствовать нравственному воспитанию, воспитанию любви, гуманного отношения к природе.

Планируемые результаты: эмоционально реагирует на художественное слово, на мир природы, на красоту пробуждающей природы; знает характерные признаки весны и соотносит с этим периодом особенности жизни животных и растений; умеет выполнять разные роли, согласовывает свои действия с действиями партнеров в игре, в процессе усвоения познавательной информации широко использует способы организованной и самостоятельной познавательной деятельности.

Предварительная работа: разучивание загадок, пословиц, сценки.

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Пищевая цепочка», магнитофон, металлофон, модель леса.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный

 момент:                   

                                    Дружно за руки возьмемся,

                                    И друг другу улыбнемся.

                                    Мы пожмем друг другу руку,

                                    Побежит тепло по кругу.

                                    Наше дружелюбие

                                    Поднимет настроение.

Ребята, как ваше настроение? О чем мы говорили на прошлых занятиях? (О солнечной системе, о планете Земля, о нашей Республике Татарстан, о городах и т.д.)

Воспитатель. Как называется наша Республика? В каком городе мы живем?

Ребята, сегодня я получила сообщение по интернету: «Ребята, я прошу вашей помощи: мой лес не может проснуться от зимней спячки, нужно его разбудить. Его могут разбудить только те дети, которые любят, защищают природу. Помогите, пожалуйста! Хозяйка леса».

Какое ваше мнение? Ребята, почему вы завязали зелёные галстуки? ( Мы - защитники природы). Давайте вспомним правила поведения в природе:

Дети. -  Не ломай ветки деревьев и кустарников.

           -  Не лови бабочек и других насекомых.

           -  Не лови диких животных и не уноси домой.

           -  Не рви цветы.

           -  Не разоряй птичьи гнезда.

Воспитатель. А теперь закрываем глаза. (Под звук металлофона дети оказываются в волшебном лесу). Вот мы и в лесу. Глубоко дышите лесным воздухом (дыхательное упражнение). Почему весна не пришла еще в лес? (Солнце не греет). Ребята, я думаю, мы поможем лесу своими знаниями. Вспомним пословицы:

           -  Много снега - много хлеба, много воды – много травы.

           -  Растение – земли украшение.

           -  Больше птиц – выше урожай.

           -  Срубили кусты – прощай птицы.

Воспитатель. Молодцы, ребята! В природе все взаимосвязано. Давайте, составим пищевую цепочку.

                           

(Дидактическая игра «Пищевая цепочка»).

Воспитатель. Что случится, если порвется одно звено? (Обрывается вся цепочка).

Какими словами можно описать вот это дерево? (Печальное, грустное). А теперь представьте себя на его место, что оно чувствует?

Ребенок в образе дерева. «Я не красив без зеленого наряда, птицы не поют на моих ветках, меня поранили, из меня течет сок». Как можно его развеселить? (Говорить красивые слова, погладить, обнять, повесить листья, замазать рану).

Давайте, покачаемся как деревья на ветру:

                   Ветер дует нам в лицо: у-у-у.

                   Закачалось деревцо: ш-ш-ш.

Как вы себя чувствуете на месте дерева?

Воспитатель. Ребята, давайте позовем солнышко:

                         Солнышко, ведрышко,

                         Выгляни в окошечко!

                         Твои детки плачут,

                         По камешкам скачут!

Появилось солнышко, но птицы не поют. Наверное, еще не прилетели с юга. Поможем им вернуться?

(Игра «Помоги птицам вернуться». На аудиозаписи слышны пение птиц).

Ребята, поиграем в пальчиковую игру:

                   Мы рога лося покажем,

                   И клыки кабана тоже.

                   Мы про зайца не забудем,

                   Ушками водить мы будем.

                   Чтобы четко говорить

                   Надо с пальцами дружить.

А какие дикие животные весной просыпаются? (Ёж, барсук, медведь). Загадки про них знаете?

Ребёнок.  Сердитый недотрога,

                  Живет в глуши лесной.

                  Иголок очень много,

                 А нитки не одной.    (Ёж)

Воспитатель. Однажды мальчики забрали ежа домой. Правильно они поступили? А вот здесь кто-то спрятался, картинку нужно собирать по частям. Кто знает загадку про этого животного?

Ребёнок.  Хвост пушистый, мех золотистый,

                 В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса)

Воспитатель. Здесь ещё кто-то спрятался, загадаем загадку:

                            Кто зимой холодной,

                            Бродит в лесу голодный? (Волк)

На какого домашнего животного похож волк? Про какого зверя ещё знаете загадку?

Ребёнок.  Он в берлоге спит зимой,

                  Под большущею сосной.

                 А когда придет весна,

                 Просыпается ото сна.  (Медведь)

( Подвижная игра «Просыпайся, медведь»).

Дети.       У медведя  во бору,

                Цветы, грибочки я беру.

                А медведь все спит,

                И на нас не глядит.

Медведь.      Кто в лесу гуляет?

                      Кто в лесу поет?

                      Мне спать не дает? (Поймает одного ребёнка)

                      Вот кто в лесу пел,

                      Вот кто мне спать не давал.

Дети.  Медведюшка, не тащи его,

           Медведюшка, уж весна пришла.

Медведь. Уж весна пришла? Так и быть, отпущу, пойду в лес, еду поищу. (Уходит).

(Игра «У каждого свой домик» с моделью леса).

Воспитатель. Ребята, тут ёжик свой домик ищет. Где он живет? (Ёжик живет на земле, питается червяками, жучками, мышками. (Ребёнок ставит ёжика внизу). А где живет крот? (Крот живет под землей, поэтому ему не нужно зрение, он питается червяками и жучками). А бабочка? (Она живет на четвёртом этаже леса). Какой вывод следует из этого?

Ребенок. Каждый должен жить там, где ему удобно.

(Гремит гром).

Воспитатель. Вот и первый гром, первая гроза. Где можно прятаться во время грозы? (Нельзя стоять под высоким деревом, может ударить гром).

Давайте, превратимся в дождинок:

                      Дождик, дождик, пуще,

                      Будет травка гуще  (дети бегают под музыку).

Ребята, посмотрите, выросли растения, цветы, назовите их (лекарственные растения, ландыши). Посмотрим, в какой почве они хорошо растут. Наливаем воду в стакан с песком и с чернозёмом. Что мы видим? (Вода уходит в песок, а в черноземе пропитается).

В черноземе есть ещё и минеральные соли.

Ребята, мы смогли разбудить весну? Проснулись растения, животные, насекомые, птицы. Давайте, будем славить весну:

                        Весна, весна, красная!

                        Приди весна, с радостью!

Хозяйка леса. (В аудиозаписи). «Ребята, наблюдала за вами в течение всего вашего пути. Вы оказались доброжелательными, умными детьми, которые действительно любят и защищают родную природу. У меня есть 3 пожелания:

                       - берегите природу;

                       - не засоряйте его;

                       - не губите животных и насекомых.

Оставайтесь такими же добрыми, до свидания!»

Воспитатель. Спасибо! Мы это всегда будем помнить.

Вместе:            Мы любим лес в любое время года,

                          Мы слышим речек медленную речь.

                          Все это называется природой,

                          Давайте же её беречь!

Воспитатель. Нам пора домой. Дома поделитесь своими впечатлениями с родителями, друзьями.

Хакимова Г.М.,

воспитатель высшей

кв. категории,

МБДОУ № 82,

г. Набережные Челны

МБДОУ № 82 «Подсолнушек»

Тема.    Пробуждение природы родного края

(НОД в логопедической группе)

Составила:

Хакимова Г. М.,

воспитатель высшей

кв. категории

г. Набережные Челны, 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Природа родного края как средство пробуждения патриотических чувств»

Представлена деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений, которую можно организовать в целях повышения профессиональной компетености педагогов по проблеме ознакомления детей дошко...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...