Межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста в коллективе сверстников
методическая разработка (младшая группа)

Чернова Людмила Викторовна

В младшем дошкольном возрасте я учу детей взаимоотношениям со сврестниками: быть добрыми, уступать. Вместе с детьми выучилиюмористические стихи для примирения. Большое внимание обратила на гендорное воспитание. В процессе своей работы подключила родителей. В итоге проделанной работы я увидела хороший результат. Этот опыт могут использовать не только воспитатели, но и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc67 КБ
Microsoft Office document icon tehnologiya_raboty.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

«Новониколаевский детский сад № 2» 403901, Волгоградская область, р.п. Новониколаевский, ул. Народня д.35. Тел.: (884444)6-19-45.

Передовой опыт работы по теме:

«Формирование навыков нравственного поведения детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель Чернова Л. В.

- 2010 –


1) Тема опыта

«Формирование навыков нравственного поведение детей младшего дошкольного возраста в среде сверстников» .

2) Автор опыта

Чернова Людмила Викторовна

3)Место функционирование опыта

403901 Волгоградская область

             п.г.т. Новониколаевский

             ул. Народная д.35 тел. 6-19-45

             МДОУ «Новониколаевский

             детский сад №2»                          

4) Деятельность функционирования опыта

Работаю с 2007 года.

5) Уровень новизны

Поисково-изобретательный

6) Опыт представлен настоящим    описанием и следующими приложениями

Приложение №1

«Русские народные сказки, песенки, стихи, потешки, прибаутки, колыбельные, способствующие развитию добрых чувств к сверстникам»

Приложение №2

«Вежливость воспитывается вежливостью»

Приложение №3

«Обучающая сказка «Вежливый пингвин»»

Приложение №4

«Обучение речевому этикету при разрешении конфликтных ситуаций»

Приложение №5

«Поездка в гости к бабушке»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Приложение №6

«Наши хорошие поступки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Приложение №7

«Поиграем с Хрюшей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Приложение №8

«Игры с колокольчиками»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Приложение №9

«Отмечаем день рождение Хрюши»

 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Приложение №10

«В магазине игрушек»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе.

Приложение №11

«Урок вежливости»

  Конспект занятия в средней группе   по развитию речи.

Приложение №12

«Вместе легче жить и работать»

Конспект занятия в средней группе   по развитию речи.

Приложение №13

«Игры, направленные на формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе сверстников»

Приложение №14

«Считалочки, способствующие разрешению конфликтных ситуаций»

Приложение №15

«Пословицы и поговорки о дружбе и взаимоотношениях»

Приложение №16

«Формирование доброго отношения к противоположному полу»

Приложение №17

«Мои друзья»

Конспект занятия в средней группе   по развитию речи.

Приложение №18

«Не забывай о товарищах»

Конспект занятия в средней группе   по развитию речи.

Приложение №19

«Влияние юмористического художественного слова на разрешение конфликтных ситуаций»

Приложение №20

Диагностика

Актуальность опыта.

В наше время особу роль актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного поведения личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.

Решение этой задачи имеет исключительно важное значение в  младшем дошкольном возрасте. Здесь приходит начальное формирование навыков нравственного поведения детей. В среде сверстников, которые необходимы ребёнку в дальнейшей жизни. Это очень важная и нужная задача, которую необходимо решить сегодня не откладывая на завтра.

Я выбрала тему: «Формирование навыков нравственного поведение детей младшего дошкольного возраста в среде сверстников», потому что считаю, что она суперактуальна на сегодняшний день. Отмечается нарастание детской агрессивности , жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на собственных интересах. Чтобы преодолеть эту проблему необходимо провести большую педагогическую работу. Научить ребёнка  уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, и относиться к ним так, как он хотел бы, чтобы относились к нему.

В обобщённом мною опыте решены следующие проблемы:

  1. Разработано перспективное планирование по данной теме;
  2. Расширить знания детей о взаимоотношениях со сверстниками;
  3. Обогатился словарь детей;
  4. Сформированы нравственные навыки поведения в среде сверстников.

Задачи, решаемые в опыте.

  1. Создание в окружении ребёнка развивающейся среды, которая способствовала формированию добрых отношений между детьми.
  2. Организация педагогической деятельности с детьми по формированию навыков нравственного поведения в среде сверстников.
  3. Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, игр и применении их в своей работе.
  4. Разработка занятий по данной теме.
  5. Взаимодейставие  с родителями по данной теме: проведение консультаций, бесед по данной теме.

Педагогические средства испоьльзуемые в опыте.

  1. Форма проведения: занятия, развлечения, беседа, самстоятельная игровая деятельность, дидактические игры, чтение худржественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.
  2. Форма организации: коллективная, групповая, полугрупповая, индивидуальная.
  3. Методы:
  1. Словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет.
  2. Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, наблюдения.
  3. Практические – дидактические игры, игры, решение проблемных ситуаций.
  1. Приёмы: объяснение, показ, поощрение, сюрпризный момент.

Результативность опыта.

Результатом моей работы является то, что конфликтных ситуаций  стало меньше, эмоциональная среда в группе хорошая и дети с большим удовольствием идут в детский сад. Ребята стали более вежливыми, эмоционально отзывчивыми и открытыми по отношению к товарищам, научились уступать друг другу в резких конфликтных ситуациях, владеют способами примирения. Всё это можно наблюдать в свободной игровой деятельности, в трудовой деятельности и других режимных моментах. Дети помогают друг драгу во время одевания и раздевания, благодарят за помощь. Стали более эмоционально открытыми в проявлении чувств; сопереживают тем, кому плохо, радуются, если ребёнку хорошо.

Данные, проведённой диагностики показывают, что уровень нравственного поведения в детском коллективе повысился (Приложение №20).

Этому способствует систематическая работа в детском саду, взаимодействия с родителями и доброжелательная обстановка в группе.

В процессе роботы над темой: «Формирование навыков нравственного поведение детей младшего дошкольного возраста в среде сверстников»  были решены следующие проблемы:

  1. Обогатился и активизировался словарь детей;
  2. Сформировались навыки нравственного поведения в коллективе сверстников в данном возрасте;
  3. Развилась у детей эмоциональная отзывчивость к сверстникам;
  4. Расширилось пре6дставление о добре и зле.



Предварительный просмотр:

Технология работы.

Многолетняя работа в детском саду показала, как важна работа с младшими дошкольниками по формированию у них навыков нравственного поведения в коллективе сверстников.

Успех нравственного воспитания во многом зависит от окружающего мира в котором, живут: сверстники, родители, соседи и др. У детей часто возникают противоречия в отношении друг с другом, которые проявляются в открытых конфликтах. Ребёнку приходится проявлять внешние и внутренние противоречия, выбирать между желанием и домом, добром и злом, правдой и ложью, состраданием и жестокостью, эгоизмом и коллективизмом. Младший дошкольный возраст является начальным этапом в формировании навыков нравственного поведения. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества предстоит ему преобрести. В возрасте от 3-х до 7-и у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том «что такое хорошо» и «что такое плохо». Чтобы у детей правильно формировались навыки нравственного поведения, в этом должны им помочь мы, взрослые т.е. воспитатели и родители.

В своей работе я использую формы работы:

1. Тематические занятия, беседы;

2. Чтение и анализ художественных произведений;

3. Игра;

4. Музыка;

5. Набледения;

6. Развлечение.

Работу по теме «Формирование навыков нравственного поведения детей младшего дошкольного возраста в среде сверстников» я начала с первой младшей группы. С самого начала я оформила развивающую среду для малышей, чтобы им было комфортно и интересно в нашей группе. У вновь поступивших детей в детский сад нет никаких навыков общение со сверстниками. Чтобы познакомить детей друг с другом и обратить внимание на соседа, пришлось обратиться к фольклорным произведениям – это русские народные песни, стихи, прибаутки, колыбельные, потешки (Приложение № 1). Например, к нам поступила новенькая девочка Катя и низачто не хотела играть с другими детьми, плакала. Соответственно, сверстники положительных эмоций к ней не проявляли. Для привлечения других детей к ней, я несколько раз в день приговаривала разные потешки :

«Катя, Катя маленька,

  Катенька удаленька,

  Пройди по дорожке

  Топни, Катя ножкой»

Девочка прекратила плакать, выполнила движения, а дети с большим интересом окружали её, гладили ручки, ножки. Затем, Никита предложил ей мяч  и Катя пошла на ковёр играть с другими детьми. Точно так же пела про Кирилла, Машу, Мишу, Стасика, только меняла имя.

В этом возрасте часто дети отбирают игрушки драг у друга, не могут её поделить, затем следует плач и на помощь снова приходит фольклор. Я начинаю приговаривать : «Кто у нас хороший….» В итоге все дети хотят чтобы про них пропели, что они хорошие, а про игрушку просто забывают.

Для формирования у детей желания общения друг с другом использую следующий приём. За столик, на котором находятся игрушки сажаю 2-х – 3-х детей, наблюдаю за игрой ровестников, выражаю своё одобрение, хвалю за инициативу по отношению к сверстнику помочь достать кубик, одобряю, если дети вместе строят заборчик для собачки и т.д. Учила детей не только взаимодействовать с игрушками, но и друг с другом. Я заметила, что если специально заниматься организацией взаимодействия детей ( в играх, труде, на занятиях), малыши хорошо знают своих сверстников, редко ссорятся, между ними царит атмосфера доброжелательности, умеют играть друг с другом. По приходу в детский сад учила детей здороваться сначала с мишкой, зайкой, а затем постепенно со сверстниками и воспитателями. Дети без затруднений и стеснений здороваются со всеми, т.к. не знакомой игрушки.

Создавала игровые ситуации «Хрюша плачет» дети жалели его, звали играть с собой, дарил свои игрушки, вытирали слёзы. Этим я вызывала у детей эмоциональную отзывчивость. Другие игровые ситуации «Мурка в гостях у ребят», «Мишка хочет есть» - в игровых ситуациях формирую у детей первые навыки общения друг с другом, воспитываю доброжелательность не только к персонажам, но и к сверстникам.

При формиравании у младших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам использую положительную предвосхищающую оценку. Например, Вика плачет и не может достать мяч из-под стола. Я обращаю внимание Стасика на девочку: «Почему Вика плачет? Как ей можно помочь?» Стасик не знает как помочь, только пожимает плечами. Я улыбаюсь и говорю, что Стасик у нас добрый, всегда поможет найти затерявшуюся игрушку. Мальчик в ответ кивает головой. «Стасик, принеси Вике вон тот мяч» - и указываю на закатившейся под стол мяч.

Стасика похвалили и он согласился, что поможет, идёт и достаёт мяч, но ему не хочется его отдавать, потому что самому понравился. «Стасик добрый, пожалеет Вику и конечно, ему не жалко отдать ей мяч» мальчику ничего не остаётся, как подать девочке мяч, у которой слёзы вмиг пропали.

Таким образом, я сообщила ребёнку знания о формах и способах проявления доброжелательности к сверстнице. При этом мои побуждения не выступали в форме авторитарного «управления» ребёнка, а приближают к сотрудничеству с ним. Я заметила, что очень хороший результат достижения, когда предвосхищающая оценка в комлексе используется с вербальным общением.

Художественное слово очень положительно влияет на поведение детей. Дети, выучили стихотворения и с большим удовольствием рассказывают в детском саду, дома, друзьям, знакомым.

  Вот одно из них:

«Всем, кто вежливо растёт,

  Мимо друга не пройдёт.

  Даже в самой жуткой спешке.

 «Здравствуй!» - он признесёт.»

 Подбор стихов «Вежливость воспитывается вежливостью» (Приложение       №2).  

Обучающая сказка (Приложение № 3). Дети очень любят слушать и смотреть русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка» и другие. Здесь показаны взаимоотношения сказочных героев между друг другом, которые переносят в свою игровую действительность.  В сказке «Теремок», теремок оказался сломанным, а все звери разбежались. Осталась какая-то недосказанность. Предлагаю домыслить, неужели вы думаете медведь был злым, он просто захотел жить со всеми вместе, но ничего не получилось. А медведь был не только сильным, но и добрым, как вы думаете он поступил? Фантазии не было предела. В итоге все вместе построили теремок, лучше прежнего, и стали в нем жить.

Здесь дети сами ищут разрешение конфликтных ситуаций и у них получилась добрая концовка. Я заметила, что в играх они стали помогать друг другу достроить поломанный гараж, дом, башню.

С младшей группы учу детей речевому этикету при разрешении конфликтных ситуаций:

- Прости меня, пожалуйста!

- Я больше так не буду!

- Извини!

Но настоящий положительный эффект получился, когда стала учить детей шуточны способом примирения – мирилки (Приложение №4). «Боучение речевому этикету при разрешении конфликтных ситуаций», «Ехали на лодке», «Мирись, мирись», «Петушки распетушились» и т.д. Дети с большим удовольствием брались за мизинчики и начинали «обряд», в итоге все остались довольны и счастливы. Все эти примирения с «обрядами» непременно переносились на друзей, родителей, родственников.

Для формирования добрых взаимоотношений между детьми провела ряд занятий «Поездка в гости к бабушке» (Приложение №5), «Наши хорошие поступки» (Приложение №6), «Поиграем вместе с Хрюшей» (Приложение №7), «Игры с колокольчиком» (Приложение №8), «Отмечаем день рождения Хрюши»(Приложение №9). Мы вместе с детьми поздравляем хрюшу, дарим подарки, говорим добрые слова, поём песни. Через некоторое время стали праздновать именины детей, чествовать их. С каким удовольствием именинник слушал поздравления своих сверстников у него блестели глаза, улыбка не сходила с лица. Ребята радовались за него и всем хотелось сказать ему самое доброе пожелание. Здесь у детей проявляется радость за сверстника.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является – ведущей. Мы должны научить детей добрым взаимоотношениям играть без конфликтных ситуаций, решить их при необходимости. Для этого провела занятия «В магазине игрушек» (Приложение №10), «Урок вежливости» (Прложение №11), «Вместе легче жить и работать» (Приложение №12).

Использую игры, которые направлены на формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе сверстников (Приложение №13). Игры подобрала от простых к сложным, разделены они на 7 этапов:

1 этап – Общение без слов (вербальное).

2 этап – Внимание к другому.

3 этап – Согласованность действий.

4 этап – Общие переживания.

5 этап – Взаимопомощь в игре.

6 этап -  Добрые слова и пожелания.

7 этап – Помощь и согласованность действий.

Я хочу остановиться на одной из игр «Комплименты». В начале словарный запас детей был скудным : красивый, да умный. Но ребёнку было очень приятно слушать комплименты в свой адрес. Со временем словарный запас у детей расширился и сейчас в комлексе детей множество комплиментов. Дома родители в свой адрес стали слушать комплименты, чем остались довольны.

На родительском собрании провела игру с родителями. Мамы оказались более находчивыми, а мужчины били не на высоте, хотя конечно очень старались и долго думали. Было решено, как можно чаще говорить комплименты жёнам, детям. В этом году для разрешения конфликтных ситуаций учим русские народные считалки  (Приложение №14) «Шёл котик по лавочке…», «Шла коза по мостику…» и другие.

Учим русские народные пословицы и поговорки о дружбе и взаимоотношениях (Приложение №15).

Во время бесед объясняю детям, что девочкам необходимо помогать, уступать. На музыкальных занятиях с Галиной Петровной учим мальчиков во время танца галантно танцевать с девочками и вежливо сажать на стул первыми, а потом садиться самим.

Своими руками изготовила пальчиковый театр, где персонажи девочки и мальчики. Куклы в перчатках постоянно общаются с детьми, решают различные проблемные ситуации «Нужно ли быть весёлым?» «Для чего нужны волшебные слова?»,  «Я хочу быть первым!», «Не могу достать краски». Все представления проходят бурно, дети помогают куклам разобраться в ситуациях и этим незаметно для себя учатся как себя вести в том или ином случае. На практике это подтверждается: помогают принести конструктор, убрать игрушки и применяют в речи вежливые слова.

В программе «Детство» разработаны ряд пальчиковых игр, которые направлены на формирование добрых отношений к противоположному полу, которые я успешно использую в своей работе с детьми (Приложение №16) .

Иногда бывает, что дети напряжены, закрыты в себе и не идут на контакт, не только с воспитателями, но и со сверстниками. В связи с этим использую психогимнастику для эмоционального раскрепощения. Например, «Жадный пес», «Злюка», «Гроза», «Смелый заяц», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Удивление», «Лесёнок боится». Дети учатся при помощи жестов, мимики управлять своими эмоциями (злиться, радоваться, смеяться, обижаться). Таким образом ребята стали в общении друг с другом более раскрепощенными, что повлияло на их взаимоотношения.

С младшей группы использую музыкальные произведения на занятиях и в свободное время. Это прослушивание на дисках и кассетах песни о дружбе и взаимоотношениях детей, сказочных персонажей. Это такие замечательные песни «От улыбки», «Песни кота Леопольда», «Антошка», «Облака», «Ужасно интересно», «Вот, что значит настоящий друг», «Если добрый ты», «Сколько на свете хороших друзей» и другие.

Я думаю, что дома мало кого есть такие записи. Малыши очень любят их слушать, а сейчас даже поют. Прослушивая песню «Пропала собака» я заметила, что тети сопереживают мальчику, у которого пропал щенок. У Стасика, Данилы и Даши на глазах стояли слёзы, всем ребятам хотелось, чтобы друг нашелся. Я предложила детям помочь мальчику нарисовать щенков и отправить по почте «Может быстрее найдётся друг?» Дети остались довольны, что помогли мальчику в поиске щенка.

Девизом нашей группы стали слова из песни:

«Друг в беде не бросит

  Лишенго не спросит

  Вот, что значит

  Настоящий, верный друг…»

На занятиях по ознакомлению с окружающим расширили представления о дружбе «Мои друзья» (Приложение №17).

Провели дидактическую игру «Не забывай о товарищах». Цель: сформировать представление детей о взаимопомощи (Приложение №18).

Провела консультации для родителей «Влияние юмористического художественного слова на разрешение конфликтов» (Приложение №19), «Воспитание у ребёнка осознанного отношения к своему поведению».

Семинар-практикум «Игры формирующие доброжелательные отношения к сверстникам».

Беседы: «Об особенностях сопереживания к сверстникам»;

«Роль игры во всестороннем развитии ребёнка и формирования навыков общения с детьми».

Оформила папки-передвижки «Вспомогательные слова», «Этика в семье».

Итоговое родительское собрание на тему: «Взаимоотношения детей в детском коллективе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление индивидуальных особенностей детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками.

Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

«Развитие общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками»

Общение младших дошкольнико со сверстниками.Какое влияние оказывают сверстники на личность ребенка....

Статья на тему: «Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста»

Формирование у детей 3-4 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности....

Картотека игр по развитию общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...

Непосредственно образовательная деятельность по воспитанию нравственного отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста "Друзья"

Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. продо...