"Чем дальше в будущее входим,тем больше старым дорожим."
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Николаева Светлана Васильевна

Сценарий фольклорного занятия для детей старшей группы "Чем дальше в будушее входим, тем больше старым дорожим."

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий

фольклорного занятия для детей старшей группы

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»

Воспитатель:

 Николаева Светлана Васильевна

Цели:

- Расширять представления детей об окружающем мире, приобщать к истокам русской культуры.

- Развивать нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии.

-Пробуждать интерес к русскому народному творчеству, желание творчески самовыражаться.

- Воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ.

Оборудование: в зале бутафорская русская  изба, музыкальные инструменты, материал для рукоделия (прялка, пяльцы, спицы и т.д.)

Ход занятия

(В зал входят ведущая (воспитатель) и Маша)

В.: Очень часто за событиями и сутулокой дней

    Старины своей не помним мы, забываем мы о ней.

    Хоть и более привычны нам полёты на луну,

    Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.

Маша:  Дорогие гости , приглашаем вас к нам на посиделки.

(Маша идет в избу и садится на лавку.)

Маша:  Зимний вечер тёмен, долог,

       Насчитаю сорок ёлок,

То на лавке  посижу, то в окошко погляжу.

Позову- ка я ребят к себе на посиделки,

Будем песни петь, плясать, и работу выполнять.

Сейчас избу приберу и гостей позову.

(Приберает горницу)

Эй, подруженьки- подружки, веселушки-хохотушки,

Эй, ребята, молодцы –озорные  молодцы.

Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.

(В зал под русскую народную мелодию входят дети и встают в две шеренги)

В.: Спасибо, Машенька, что позвала нас к себе на посиделки.

(Поклон)

Дети:  В избу твою жаркую мы пришли с подарками.

(проговаривают все вместе и одаривают подарками)

Ах тари-тари-тари

Купим Маше янтари

Останутся пятаки

Купим Маше башмаки

Останутся грошики

Купим Маше ложки

Останутся полушки

Купим ее подушки.

Маша: Ой подружки мои,

Мне подушки не нужны.

И работать мне не лень,

И плясать могу весь день.

В круг вставайте поскорей

Да пляшите веселей!

(Дети становятся в хоровод)   

Хоровод «Калина»

(под музыку дети рассаживаются на лавку)

В.: Сяду рядышком на лавку

С вами вместе посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный погляжу.

(загадывание загадок)

  1. Я пыхчу. пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела

- Пейте чай, вода поспела.

(чайник)

  1. Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он от туда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку пусть съедят.

(пирог)

  1. Хлопотун Егорка

Взялся за уборку

В пляс по комнате пошел

Оглянулся, чистый пол.

(веник)

  1. Он летает белой стаей и сверкает на лету

Он звездой прохладной тает на лодоне и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною – голубой,

Он за ворот и в карман залетает нам с тобой.

Он и белый и пушистый и мохнатый как медведь,

Раскидай его лопатой, назови его, ответь…

(снег)

  1. Если руки ваши  в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг снимит грязь с лица и рук.

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо человеку умирать.

Чтобы лился с неба дождик, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды жить нельзя нам без…

(воды)

  1. Кто любит  по веткам носиться.

Конечно рыжая… (белка)

  1. В малине понимает толк

Хозяин леса бурый… (медведь)

  1. Кто стучит как в барабан?

На сосне сидит… (дятел)

В.: Ох , какие молодцы, все смышлёные.

Как известно всем, подружки, мастерицы петь частушки.

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей.

Девочки: Встанем девицы рядком, да частушки пропоём.

Мальчики: Да и мы , пожалуй , встанем, от подружек не отстанем.

(Дети берут муз. инструменты и поют частушки)

  1. Мы частушек много знаем и хороших и плохих

Хорошо тому послушать, кто не знает ни каких.

  1. Начинаем мы припевку первую, начальную

Мы хотим развеселить публику печальную.

  1. Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать

Чтоб частушка лучше пелась, надо пляской помогать.

  1. Если б не было воды, не было бы кружки.

Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

  1. Девочки-беляночки, где вы набелилися?

Мы вчера коров доили, молоком умылися.

  1. По деревни я пошла, Ванечку увидела

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

  1. Вы, послушайте , девчата, нескладуху будем петь

На дубу свинья посеется, в бане парится медведь.

  1. Мы частушки петь кончаем и садимся в решето

Уезжаем мы в деревню за час тушками ещё.

 

(Под русскую народную мелодию дети берут свою работу, рассаживаются по местам и занимаются рукоделием.)

В.: Посиделки были праздником для крестьян. Не всегда родители разрешали посещать их. Нужно было хорошенько дома поработать, чтобы заслужить посиделки вечером. Да и отпустят, так обязательно работу дадут -  напрясть, связать, вышить. Вот и пряли, вязали, вышивали.

(Дети читают пословицы)

- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Какова пряха , такова на не и рубаха.

- От скуки бери дело в руки.

- Без дела  жить, только небо коптить.

- Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

В.: Как бы горько не жилось в старину – без песни, без её целительной силы не обходились. Какая без песни работа?

( Дети читают пословицы)

- С песней и работа спорится.

-  Где песня льётся, там веселее живётся.

(дети поют песню «Посею лебеду на берегу»)

В.: Засиделись что-то слишком.

Поиграем в «Третий  лишний»

(Дети становятся в круг, о считалки выбирают водящего)

Игра «Третий лишний»

В.: Сядем все без спешки, вас сегодня ожидают  русские потешки, небылицы, перевёртыши.

(Дети читают потешки, небылицы)

  1. На заборе чепуха жарила варенье

Куры съели петуха в это воскресенье.

  1. На горе стоит телега, слёзы капают с дуги

Под горой стоит корова ,надевает сапоги.

  1. Сидит ёжик на берёзе, новая рубашечка

На головке сапожок, на ноге фуражечка.

  1. Ехала деревня мимо мужика, глядь, из под собаки лают ворота.

Тпру – сказала лошадь, а мужик заржал.

Лошадь пошла в хату, а мужик стоял.

Лошадь ела сало, а мужик овёс.

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Крыши испугались, сели на ворон.

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

  1. – Собака, что ты лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что ты хвост поджала?

- Волков боюсь.

  1. – Федул! Что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Зашить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Да один ворот остался.

  1. В лесочке, в лесочке избушка на кочке,

Блинами обита, оладьями крыта.

Ограда кругом – пироги с творогом.  

В.: Вот потешкам конец, а кто слушал молодец.

(Дети делают хмурый вид)

У кого тут хмурый вид? Снова музыка звучит.

Собирайся детвора, ждёт вас русская игра!

(Дети становятся в круг)

Игра «Ворон»

В.: Быстро время пролетело, пора нам по домам.

1 ребёнок: Кончилось весельеце, берусь завтра за дельце.

2 ребёнок: Мы за вечер утомились, танцевали , веселились.

3 ребенок: А теперь по домам, как соловьи по гнездам.

Маша: Подождите , подождите, хороши в дорожку пирожки с горошком.

В.: Не красна изба углами, а красна  пирогами.

Маша: И вы гости не сидите, к самовару подходите. Пирогами угощайтесь с нами прощайтесь.

В.: Делу время , потехе – час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный досуг для подготовительной группы «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Познавательный досуг для подготовительной группы «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым   дорожим…»...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…»

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ«Чем дальше в будущее входим, тембольше краем родным мы дорожим…»Духовно-нравственное воспитание и...

Уважаемые родители! Вы большие молодцы. Продолжаем дальше познавать и развиваться! На этой неделе предлагаю поговорить с детьми, поиграть , а также позаниматься на тему: «Скоро в школу!»

Уважаемые родители!Вы большие молодцы.  Продолжаем дальше познавать и развиваться!     На этой неделе предлагаю поговорить с детьми, поиграть , а также позаниматься на тему:«...

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим...

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. 12 июня в нашей стране отмечается День России. Это самый молодой государственный пра...

Проект «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»

“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с п...

Обычаи, обряды и традиции русского народа. «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…»

Очень часто за событиямиИ за сутолокою днейСтарины своей не помним,Забываем мы о ней.Стали более привычныНам полёты на Луну.Вспомним старые обычаи!Вспомним нашу старину!Цели и задачи: воспитывать...