Взаимодействие педагогов и семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17

Конспект занятия для детей старшей группы по формированию представлений о семье, как о людях. которые живут вместе.Знакомство детей с генеалогическим древом семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  1. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких,  развивать чувство гордости за свою семью ,учить понимать свое место в семье. Закрепить знания детей о членах семьи.
  2. Познакомить детей с понятием «родословное древо».
  3. Дать детям понятие о православных родительских субботах, их значении и смысле.
  4. Воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного отношения к близким.
  5. Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные ).  Закреплять  составление рассказа о семье по плану.

 Предварительная работа:

  1. Рисунки детей  «Моя семья»
  2. Дети и родители изготавливали дома семейные генеалогические древа .
  3. Выставка семейных фотографий
  4. «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
  5. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
  6. Беседа: «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка», «Моя семья»
  7. Чтение – русской народной сказки
  8. Заучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке

Оборудование: иллюстрации с изображением семьи, силуэт  дерева, портреты родителей, мяч.

План НОД:

     Вводная часть

  1. Основная часть
  1. Что такое семья
  2. Пословицы о семье
  3. Дидактическая игра « Скажи ласково»
  4. Понятие о родословном древе (семейном древе)
  5. Дидактическое упражнение «Составь генеологическое  древо»
  6. Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
  7. Родительские субботы
  1. Итог НОД.

Ход НОД.

Вводная часть

Звучит песня: « С чего начинается Родина».

- «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе».

-Строки песни знакомы многим, но для каждого человека существует свой ответ. Для меня - это родной дом, улица, мать и отец, друзья. Это любимая река, лес, поляна. Это огромная и многогранная Россия. Это люди, её населяющие, – разные и неповторимые. Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли генеалогическое древо, писали свою родословную. По ней можно было изучать историю своей семьи, родного края, своей страны.

-А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки?  Чем они занимались?  Вы задавали себе этот вопрос? Сегодня мы попробуем восполнить эти знания.

- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

2.Основная часть НОД

2.1. -Посмотрите ребята, что находится на столе? (семейная фотография). Как вы думаете, кто изображен на фотографии? (семья). Кого мы называем семьей? (маму, папу, бабушку, дедушку и т д.)

-Скажите, что такое семья? (ответы детей)

- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья- это когда живут вместе папа, мама, дети.

-А как живут члены одной семьи? (вместе, бабушка и дедушка могут жить отдельно).

-А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые)

2.2 -Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок.

В народе говорят: «Семьей дорожить — счастливым быть». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

Братская любовь крепче каменной стены

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

В семье разлад - то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В хорошей семье хорошие дети растут.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Мой дом - моя крепость.

Не тот отец и мать кто родил, а тот - кто вскормил.

Не прячь свои неудачи от родителей

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

2.3. - А вы любите своих родных? Назовите их ласково.

Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом).

 Мама-мамочка, мамуля, матушка; папа- папочка, папуля, папенька, батюшка, дочь- доченька, дочурка, сын – сынок, сыночек, дед – дедушка, дедуля, бабушка – бабулечка, сестра – сестрёнка, внук – внучок, внучка – внученька, брат – братишка

-Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

-Скажите, кто еще есть в вашей семье?(тетя, дядя, двоюродные братья и сестры, крестные)

2.4. -Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

-А как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас  в наше время? (фотоаппарат, видеокамера)

- А каким образом память о родных сохраняли в давние времена ,когда не было фотоаппаратов ,камер? (делали записи)

-А эти записи назывались родословные

- А как назывались зарисовки своей родословной? (семейным древом, генеалогическим древом)

- Правильно, для того, чтобы было легче рассказать о своих родных и чтобы знать своих предков, люди составляют дерево или древо семьи.

 Каждый из вас уже  составлял свое генеалогическое древо, давайте сейчас вспомним как это нужно правильно делать:

2.5. Дидактическое упражнение «Составь генеологическое дерево»(дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

-Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

-Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Мама.
Много мам на белом свете,

 всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

-Кто располагается на верхнем ярусе древа? –дети.

Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

2.6. Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

2.7. -Давайте внимательно посмотрим на дерево, которое находится перед нами. Оно стоит зимнее, без листьев, а на улице у нас весна. Давайте сделаем наше дерево весенним, зеленым. А каждый листочек – это качества, которые должны быть у каждого члена семьи, для того, чтобы семья была крепкая и дружная. (дети украшают деревья листочками и называют качества: доброта, щедрость, забота , понимание, любовь, сочувствие и т.п.)

-Молодцы ребята!!!

Родительские субботы. Мама, папа, бабушка и дедушка. И у них были мама, папа, бабушка и дедушка и у тех тоже были родители. Если мы попробуем узнать всех наших давно живших бабушек и дедушек, то узнаем, что это не так просто. Многих наших родных уже нет с нами, но мы можем спросить о них у мам и пап, бабушек и дедушек. Каждый должен знать и помнить своих предков. Есть особые дни поминовения (воспоминания) о близких. Они называются родительскими субботами, т.к. бывают они именно в субботу. В родительские субботы в храмах Православной церкви проходит поминовение (панихида) всех православных христиан.  В эти дни люди ходят в храмы, зажигают свечи и вспоминают о своих умерших близких.

-Давайте мы с вами зажжем свечу и тихонько посидим, глядя на пламя и вспоминая своих родных.

Давайте закончим нашу встречу песней -исполняется песня «Моя семья»

Воспитатель: (на фоне вступления к песне читает стихотворение)

Но к счастью жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Используемая литература: Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Книга 3, тема «Моя семья»; Книга 4 – тема «Православные праздники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников»...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нрав...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая часть воспитательного процесса, так как целенаправленное формирование моральных качеств с первых лет жизни ребенка...

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

В современном обществе огромную роль играет духовно-нравственное  воспитьание детей дошкольного возраста, которое начинается в семье. Именно там зарождаются доброта, духовность, любовь и другие к...