Творческая работа «Практическое применение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности».
методическая разработка по окружающему миру по теме

Творческая  работа

Тема: «Практическое применение опытно – экспериментальной

и исследовательской деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад № 3 « Ладушки»

Творческая  работа

Тема: «Практическое применение опытно – экспериментальной

и исследовательской деятельности».

                                                                Выполнила: Кудрявцева Е. В.

                                                                                       Воспитатель

Г. О. Коломна

2010 г.

В дошкольном возрасте абстрактное мышление детей развито недостаточно, поэтому с точки зрения эффективности обучения большое значение имеет получение знаний ребёнком в процессе исследовательской деятельности. Очень важно при развитии и восприятии экспериментальной деятельности учесть способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать оценку предметам, явлениям, а также умение рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, самостоятельно находить решение проблем.                                                                                                                        В качестве объектов исследований необходимо выбирать привычные предметы и явления. Дети с огромным удовольствием участвуют в постановке опытов, проводят элементарные исследования. Опыты дети воспринимают как фокусы, они необычны, а главное дошкольники проделывают всё сами. Задача педагога – поддержать их познавательный интерес и стремление к самостоятельным наблюдениям. Непосредственный контакт ребёнка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Взрослому следует формировать у дошкольников эстетическое отношение к окружающему миру, поощрять их стремление делиться  впечатлениями, полученными из различных  источников, учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Данная деятельность  способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.                                                                                                                                 Работа по данному направлению  осуществляется в процессе наблюдений, чтение художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Для успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов и т. д. Информация должна быть доступна для понимания детей.                                                                                              В каждой возрастной группе проводятся специально организованные занятия по экспериментальной исследовательской деятельности.                                                                                                              В первой младшей группе  детского крана воспитатель формирует интерес к явлениям природы, развивает умение детей анализировать и устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире, учит относиться к ней бережно: не топтать зелёные насаждения, не рвать листья, не сорить. При ознакомлении детей с неживой природой педагог обращает внимание детей на свойства природных материалов:                                                        * сухой песок рассыпается, а если его полить водой, то он становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки.                                                                                                                                       В играх с водой целесообразно показать, что вода:                                                А. Жидкая,  её можно переливать из сосуда в сосуд;                                                                              Б. Если вода постоит на солнышке, то станет тёплой;                                                     В. Вода может быть чистой и грязной;                                                                          Г. Зимой можно налить в формочки цветную воду, сделать петельку, опустить верёвочку в воду. Когда она замёрзнет, можно развешать украшения на деревья. Этот эксперимент даёт ребёнку наглядно рассмотреть переход воды из жидкого состояния в твёрдое. На прогулке и во время игр можно показать детям свойства снега ( холодный, белый, от тепла тает, лёгкий, липкий) Д. Весной рассмотреть сосульки (блестят на солнышке, с них капает вода, они  длинные, их много на солнечной стороне.) Внести сосульку в помещение и понаблюдать за ней – что будет с ней происходить. Этот эксперимент  даёт нам наглядно рассмотреть переход воды из твёрдого состояния в жидкое.                                                                                                             Во второй в младшей группе дети учатся наблюдать, анализировать и делать элементарные выводы, закрепляют знания, полученные в предыдущей возрастной группе. Опыты проводят со снегом, с песком, с веточками деревьев, с водой, со льдом. Детей учат находить отличительные особенности живых и неживых объектов, сходства и различия между ними. В зимний период педагог продолжает знакомить детей со свойствами снега, показывает детям как из снега с помощью формочек можно делать различные фигурки, с помощью печатки – тычка можно наносить на снег разнообразные узоры. В процессе игр с песком и водой педагог закрепляет знания детей об их свойствах. Особенно важно рассказать детям о значении воды для человека.                                                                                                                     В средней группе следует рассказать детям, что природное окружение можно разделить на две части – природу живую и неживую. В процессе проведения элементарных опытов нужно подвести детей к пониманию того, что для роста растениям необходимы свет, воздух и тепло; показать, как комнатные растения поворачиваются к свету. Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему необходимо. В этом случае комнатное растение приобретает светлую окраску. Также следует подвести детей к пониманию того, что недостаток света также плохо влияет на рост комнатного  растения. Уточнить знание детей о свойствах воды: без запаха,  без цвета, принимает форму сосуда,  в котором он находится. Вода может превращаться  в пар и лёд; при таянии снег превращается в воду. Дети узнают, что, когда вода ударяется о поверхность, то капельки издают звуки. Вода льётся при переливании из одного сосуда в другой, а также вода льётся из крана и в водопаде; вода капает из пипетки, с крыши домов, с листьев после дождя; звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое самочувствие человека. У детей среднего возраста следует формировать понятие, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Нельзя тратить воду попусту.                                          В средней группе детей знакомят со свойствами воздуха. Воздух  прозрачный, невидимый. Надо рассказать детям, что ветер – это движение воздуха. Объяснить, что чтобы не болеть, нужно на улице правильно дышать. Лучше всего вдыхать воздух  через нос, а выдыхать через рот. Это способствует большему насыщению организма кислородом и согреванию воздуха в носу – в лёгкие попадает уже тёплый воздух.                                        Для организации занятий по исследовательской деятельности используются различные приспособления (разнообразные сосуды, формочки, зеркала, воздушные шарики, пипетки, лопаточки, мыльные пузыри и т. д.)                       В старшей группе педагог должен создать условия для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в продуктивных видах  деятельности, в процессе наблюдений и экскурсий.                                                 В уголке природы осенью вместе с детьми взрослые высаживают растения на участке детского сада, пересаживают комнатные растения, заносят цветущие растения и высаживают их в ящики в уголке природы. В это время можно провести опыты и показать, что растения дышат, растут, цветут и т. д. В течении зимы воспитатель вместе с детьми периодически измеряет палочкой снежный покров под деревьями.. следует объяснить детям, что в зимнее время растениям необходимо укрываться под слоем снега. Можно раскопать снег и показать, что под снегом «спряталась» зелёная травка. Необходимо подвести детей к пониманию того, что растениям в большие холода очень важно подгребать снег к корням деревьев и кустарников, чтобы они не замёрзли. Нужно объяснить детям, что зимой деревья  и кустарники не погибают, а просто прекращают свой рост, они «спят». Дети данной группы узнают на занятии, что объём воды может увеличиваться в результате погружения в него другого тела. Вода может впитываться в другие тела и вытекать  из них.                                                                                                       В результате опытов и исследований дети обнаруживают, что песок – это мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. В песке можно найти мелкие частички металла. Песчинки тяжёлые – тонут в воде. Песок пропускает воду, а из влажного песка можно лепить предметы. Сухой песок рассыпается, не держит форму. Песочная пыль лёгкая – плавает на поверхности воды, а если перемещать её  в воде, то она растворится и окрасит воду.                                                                                                                                 В этой группе дети узнают, что кислород – это составная часть воздуха. Кислород – это то, чем мы дышим. Он необходим для жизни всего живого на планете Земля.                                                                                                                         В подготовительной группе в процессе проведения опытно – исследовательской деятельности педагог даёт детям доступную для их возраста научно – достоверную информацию, подводит к умению самостоятельно делать элементарные выводы. В этом возрасте дети должны уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, имеют  представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот, составляют рассказы о природе, выражают своё отношение к ней. Необходимо кратко, в доступной форме рассказать детям о  происхождении  бытовых отходов, дать дошкольникам практические умения в анализе экологического состояния и основных источника загрязнения почвы. Рассказать детям, что чисто бывает не там, где убирают мусор, а там, где его не бросают. Формировать у детей желание соблюдать чистоту вокруг. В продуктивных видах деятельности, в процессе игр, проведения опытнической работы необходимо закреплять знания детей о свойствах природных материалов, которые используют народные мастера в своих работах: глина, камень, кожа, дерево и т. д.

Игры для детей в опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности.                  

«Ворчливый шарик».                                                                                                     Цель. Познакомить детей с движением воздуха, его свойствами; развивать  наблюдательность, любознательность.                                                              Материалы: ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани,  лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка.)                                                                    Ход занятия. Воспитатель читает стихотворение:                                                                              «В праздники на улице в руках у детворы                                                                              Горят, переливаются воздушные шары.                                                                                       Разные, разные: голубые, красные,                                                                                  Жёлтые, зелёные воздушные шары.»                                                                                Хотите поиграть с шариком?                                                                                           Первый эксперимент. Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают. «Какой получился шарик?  (лёгкий и красивый.)» Дети разжимают пальцы.  «Что происходит с шариком?»   (Шарик стал «метаться» - из него выходит воздух.)                                                                                                      Второй эксперимент. Надуть шарик, « горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. «Что происходит?» (Воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки.)                                                             Дети делают зарисовки и подводят итог: пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они лёгкие.

«Игры в прятки.»                                                                                                                         Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.                                                       Материалы: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой, лист бумаги, карандаши  ( на каждого ребёнка.)                      Ход занятия. Воспитатель читает стихотворение:                                                       « Раз, два, три, четыре, пять   будем капельку  искать.                                                                                                                                                                                             Из пипетки появилась, на стекле растворилась…»                                                  Первый эксперимент. Из пипетки на сухое оргстекло кладём каплю воды. Воспитатель: «Почему вода не растекается?» (Мешает сухая поверхность пластины.)                                                                                                                             Второй эксперимент. Дети наклоняют пластину.  Воспитатель: «Что происходит?» (Капля медленно течёт.)                                                                      Третий эксперимент. Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Воспитатель: «Что происходит?» ( Капля растворится на влажной поверхности и станет незаметной.)                         Четвёртый эксперимент. На влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанести каплю цветной воды. Воспитатель: «Что произойдёт?» (Цветная вода потихоньку растворится в прозрачной воде.)                                    Дети делают зарисовки и подводят итоги: когда прозрачная капля попадает в прозрачную воду она      «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на влажном стекле  МОЖНО УВИДЕТЬ и она медленно окрашивает влажную поверхность стекла.

« Весёлая полоска».                                                                                                              Цель. Познакомить  со свойствами бумаги и действием воздуха на неё; развивать любознательность.                                                                              Материалы: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши(на каждого ребёнка.)                                                                                                                                          Ход занятия .                                                                                                                    Воспитатель читает стихотворение:                                                                                     «Будем мы сейчас играть и полоску оживлять.                                                                    Раз, два, три – посмотри!»                                                                                                       Первый эксперимент. Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на него. Воспитатель: «Почему полоска движется?» (Она лёгкая.)                                                                                                                                  Второй эксперимент. Полоску бумаги держать горизонтально, за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Воспитатель: «Что происходит? Почему?»                                                                                               ( Полоска прилипнет к губам: на неё действует сила воздуха.)                           Третий эксперимент. Полоску бумаги прижать горизонтально к стене и сильно подуть на неё, а руки в этот момент убрать. Воспитатель: «Почему                  полоска бумаги не упала?» ( На неё действует сила воздуха.)             Четвёртый эксперимент. Положить полоску бумаги на стол и подуть на неё. Воспитатель: «Что произошло?» ( Полоска прыгает, как лягушка.)                                  Дети делают зарисовки и подводят итоги: полоска бумаги лёгкая поэтому она реагирует на движение воздуха.

Необычные кораблики.                                                                                                  Цель. Познакомить детей со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Учить правила безопасности при обращении с предметами из стекла.                                       Материал: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши(на каждого ребёнка.)                                                               Ход занятия. Воспитатель: « Ты плыви, кораблик по речке, ручейку. Ты вези, кораблик, песенку мою. »  Перед вами, дети, бутылочки из стекла. Посмотрите, в них чего–либо  есть? Правильно, они пустые. Если в них подуть, то получится  «песенка».  Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами? Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку в воду. «Что произошло с бутылочкой?» (Она постепенно наполняется водой, станет тяжёлой – тяжелее воды – и утонет.) Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой и опускают в воду. Воспитатель: «Почему она не тонет?» Дети погружают бутылочку в воду. «Почему бутылочка всплывает?»                                                                                                                               Дети подводят итоги: первая бутылочка наполнилась водой и стала тяжёлой, тяжелее воды – такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой вода не попала, лёгкая бутылочка может плавать.

Хитрые семена.                                                                                                                       Цель. Познакомить детей со способом проращивания семян.          Материалы: семена бобов, кабачков, две баночки с землёй. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши(на каждого ребёнка.)                                                                                                                   Ход занятия. Воспитатель: «Весной, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю, но не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, а какие медленно.                  Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают в землю, поливают и устанавливают табличку. Другой боб и семечко кабачка заворачивают в марлевую салфетку, кладут в салфетку, смачивают водой. Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю и устанавливают табличку.              Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими или те, которые предварительно замачивали. Почему?

Сухая и влажная почва.                                                                                                                Цель. Учить определять и сравнивать сухую  и влажную почву, фиксировать результаты исследований.                                                                                          Материалы: две стеклянные баночки ( одна с сухой, другая с влажной почвой, лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши( на каждого ребёнка.)                                                                                                                        Ход занятия. Воспитатель: « Сегодня мы продолжим разговор о составе почвы.                                                                                                                                             Почва бывает разной: чёрной, жёлтой, красной,                                                                 Глинистой, песчаной, подзолистой болотистой,                                                          Серой лесной, ещё чернозёмной.                                                                              Первый эксперимент. Воспитатель: « Как узнать, в какой баночке сухая почва, а в какой влажная?» (Обследовать пальцами, рассмотреть в лупу, сравнить цвет и запах.)                                                                                                                           Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая и липкая. Плодородный слой содержит песок, прелые листья.                              Второй эксперимент. Воспитатель: «Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой или влажной почвой?» Баночки накрывают пластинами из оргстекла на пять минут. На пластине, которой  закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги. На пластине, которой  закрыта баночка с сухой почвой, следов испарения нет.                      Вывод: сухая почва не содержит влагу, а из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.                                                                                                Физминутка. «Мы жители подземного царства» (Показать, как передвигаются крот, дождевой червь, земляной жучок)                                   Третий  эксперимент. Воспитатель: «Дети, а вы знаете, как впитывается вода в сухую и влажную почву. На поверхности сухой почвы появляются пузырьки: вода свободно проходит между сухих комочков, заполняет пустые места и вытесняет воздух. А на поверхность влажной почвы пузырьков нет: мягкие комочки почвы плотно прилегают друг к другу.                                                     Вывод: сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняются воздухом. Вода, попадая в трещины, выталкивает воздух на поверхность. Влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.                                                                                                                Результаты экспериментов заносятся на карточку.                                                          «Прокати шарик.»                                                                                                                 Цель: познакомить детей с движением тела по наклонной и прямой, развивать наблюдательность и смекалку.                                         Материалы: шарик – колобок, лист бумаги, карандаши(на каждого ребёнка).                                                                                               Ход занятия. Воспитатель. « Вспомните русскую народную сказку                 « Колобок». У каждого из вас есть шарик – колобок. Посмотрите, какой он красивый!»                                                                                                                    Первый эксперимент.                                                                                                     Прокатите его по прямой дорожке. Дети подталкивают шарик. Он движется вперёд по инерции, постепенно уменьшая скорость и останавливается. Второй эксперимент. Воспитатель: « Шарик – колобок катился, катился и оказался на вершине горы ( одну сторону желобка приподнять) и покатился так быстро, что у него закружилась голова. (Дети  скатывают шарик с горки. Он скатывается с большой скоростью, чем по прямой дорожке.) Как вы думаете, по какой дорожке шарику – колобку больше понравилось кататься? (Ответы детей.)                                                                                                                                              Затем дети рисуют колобков и подводят итоги своей работы: скорость движения по прямой дорожке была маленькая ,а с наклонной плоскости шарик – колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

"Волшебные губки " развитие познавательного интереса в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

Занятие посвященно исследовательской деятельности. По своей природе дети исследователи. Поисковая работа - естественное состояние ребенка. Он любит познавать окружающий мир. Для ребенка важно получени...

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....

Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...