Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воды. младший дошкольный возраст
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

В работе представлен практический материал по ознакомлению со свойствами воды детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная работа

по ознакомлению  со свойствами  воды

Опыт  № 1

Тема: «Вода  мокрая на ощупь»

Цель: Знакомить со свойствами воды.

Словарная работа: вода  мокрая.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой.

Предложить детям поиграть ручками в воде. Какая вода на ощупь?

Вывод: если потрогать воду она мокрая на ощупь.

Опыт  №2

Тема: «Вода бывает  холодная и горячая»

Цель: Развивать наблюдательность. Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: холодная , горячая.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: две ёмкости с холодной и тёплой водой.

Предложить детям потрогать воду в одной ёмкости, затем в другой.

           Кто горячей водой умывается, называется молодцом.

           Кто холодной водой умывается,  называется храбрецом.

            А кто не умывается, никак не называется.      

            Автор: Петр Синявский

Вывод: вода может быть холодной и горячей.

Опыт  № 3

Тема: «Вода жидкость»

Цель: Учить детей наблюдать.

Словарная работа:  вода жидкая, стакан полный.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: куклы, посудка, вода

Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.

Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть - пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.

Вывод: О чём мы сегодня узнали?  Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).

Опыт  № 4

Тема: «Помощница вода»

Цель: Знакомить со свойствами воды. Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: салфетка, сухая, мокрая.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: вода,  тряпочка, сухая  салфетка.

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

Опыт  № 5

Тема: «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: формировать интерес к совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Словарная работа: лейка, пульверизатор.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: лейка, пулевизатор, вода, цветы.

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой?

( Вода может литься, а может разбрызгиваться).

             

Опыт № 6

Тема: «Руки станут чище, если помыть их водой»

Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков.  Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов

Словарная работа: грязный, чистый.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: вода, мыло.

Предложить детям помыть руки с мылом, после прогулки, обратить внимание детей какая грязная вода стекает с рук.

               Водичка, водичка,

               Умой моё личико,

               Чтобы носик блестел,

               Язычок песни пел.

Вывод: вода с мылом смывает грязь с рук, лица. Мы моемся водой, чтобы быть чистыми.

Опыт № 7

«Предметы  тонущие  в воде»

Цель: Развивать наблюдательность.  Действовать по словесной инструкции взрослого.

Словарная работа: тонут, тяжёлый.

Билингвальный компонент: су

Оборудование: различные тяжёлые предметы из разных материалов (металлические,

керамические и т.д.)  большая ёмкость с водой.

Предложить детям поочерёдно опускать предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: есть предметы которые тонут в воде.

Опыт № 8

Тема: «Предметы  не тонущие  в воде»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды.

            Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.

Словарная работа: лёгкий, плавают.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: различные лёгкие предметы из разных материалов (пластмасовые, резиновые)  большая ёмкость с водой.

Предложить детям поочерёдно опускать предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: есть предметы которые не тонут, а плавают на поверхности в            

               

Опыт № 9

Тема: «Большие предметы могут плавать на воде»

Цель: Учить детей наблюдать. Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: большой, плавает.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: надувной мяч или воздушный шар, большая ёмкость с водой.

Предложить детям опустить мяч в воду. Что с ним  происходит?

Вывод: предметы большого размера могут плавать по воде.

Опыт № 10

Тема: «Большие предметы могут тонуть в  воде»

Цель: Развивать наблюдательность.

 Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов

Словарная работа: большой, тонет.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая по размеру, тяжёлая игрушка

Предложить детям опустить игрушку  в воду. Что с ней происходит?

Вывод: предметы большого размера могут тонуть в  воде.

Опыт № 11

Тема: «Маленькие  предметы могут плавать по воде»

Цель: Знакомить со свойствами воды. Действовать по словесной инструкции взрослого.

Словарная работа: маленький, плавает.

Билингвальный компонент: су

Оборудование: большая ёмкость с водой,мелкие пластмассовые, резиновые

предметы, игрушки.

Предложить детям опустить игрушку  в воду. Что с ней происходит?

Вывод: маленькие по размеру предметы могут плавать по воде.

Опыт № 12

Тема: «Маленькие  предметы могут тонуть в воде»

Цель: Учить детей наблюдать. Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: маленький, тонет.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой,мелкие предметы из железа.

Предложить детям опустить предметы в воду. Что с ними  происходит?

Вывод: маленькие по размеру предметы могут тонуть в воде.

Опыт № 13

Тема: «Тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают»

Цель: Знакомить со свойствами воды.

           Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.

Словарная работа: тяжёлый, лёгкий.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: большая ёмкость с водой, крупные и мелкие предметы,

как лёгкие, так и тяжёлые.

Предложить детям опустить предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: предметы в независимости от размера могут быть как лёгкие так и тяжёлые.

Тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие плавают на поверхности.

Опыт № 14

Тема: «Металлические предметы – тяжёлые, они тонут в воде»

Цель: знакомить со свойствами металлических предметов в воде.

Словарная работа: металлический.

Билингвальный компонент: су

Оборудование: большая ёмкость с водой, различные предметы из металла.

Предложить детям опустить предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: металлические предметы разных размеров – тяжёлые, они тонут в воде.

Опыт № 15

Тема: «Предметы из дерева плавают в воде»

Цель:  знакомить со свойствами деревянных предметов в воде.

            Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки

             предметов

Словарная работа: деревянный.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, различные предметы из дерева.

Предложить детям опустить предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: предметы из дерева- лёгкие, они плавают по воде.

       

Опыт № 16

Тема: «Пластмассовые предметы  плавают в воде»

Цель: знакомить со свойствами пластмассовых предметов в воде.

           Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.

Словарная работа: пластмасса.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, различные предметы из пластмассы.

Предложить детям опустить предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: пластмассовые предметы- лёгкие, они плавают по воде.

 

Опыт № 17

Тема: «Резиновые предметы плавают на воде»

Цель: знакомить со свойствами резиновых  предметов в воде.

           Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки

           предметов

Словарная работа: резина.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: большая ёмкость с водой, различные предметы из резины.

Предложить детям опустить предметы в воду. Что с ними происходит?

Вывод: резиновые предметы плавают на поверхности воды.

Опыт № 18

Тема: «Ткань в воде намокает»

Цель: Знакомить со свойствами ткани в воде.

           Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: ткань.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, различные кусочки ткани.

Предложить детям опустить ткань в воду. Что с ней  происходит?

Вывод: ткань, если её опустить в воду намокает, становится мокрой.

Опыт № 19

Тема: «Ткань хорошо впитывает жидкость»

Цель:  Развивать наблюдательность. Действовать по словесной инструкции взрослого.

Словарная работа: ткань, впитывает.

Билингвальный компонент: су

Оборудование: вода в ёмкости, разносы, сухая ткань.

Вода разлилась на разносе, предложить детям вытереть её тряпочками.

Что произошло с водой?

Игровая ситуация: Весёлый котёнок разлил на столе бабушкин чай, давайте поможем бабушке всё убрать.

Вывод: ткань хорошо впитывает жидкость, ею можно вытирать разлитую на столе воду.

Опыт № 20

Тема: «Бумажные салфетки в воде намокают»

Цель: Знакомить со свойствами бумаги в воде.

            Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.

Словарная работа: бумага, расползается.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, бумажные салфетки.

Предложить детям опустить салфетки в воду. Что с ними  происходит?

Вывод: бумажные салфетки в воде намокают и расползаются.

Опыт № 21

Тема: «С игрушками из  бумаги можно играть в воде»

Цель: Знакомить со свойствами воды.

Словарная работа: бумажный кораблик.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: большая ёмкость с водой, бумажные кораблики.

Предложить детям опустить караблики в воду, поиграть с ними. Что с ними  происходит?

Вывод: с игрушками из плотной бумаги можно играть в воде.

     

Опыт № 22

Тема: «С игрушками из  бумаги можно играть недолго»

Цель: Учить детей наблюдать.

Словарная работа: бумажный кораблик.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, бумажные кораблики.

Предложить детям опустить караблики в воду, поиграть с ними, оставить  в воде.

Проверить через время.Что с ними  происходит?

Вывод: с бумажными корабликами в воде можно играть недолго, они намокают и тонут.

Опыт № 23

Тема: «Сухие губки  плавают в воде»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды.

            Действовать по словесной инструкции    взрослого.

Словарная работа: губка.

Билингвальный компонент: су

Оборудование: большая ёмкость с водой, сухие губки.

Предложить детям опустить губки в воду, поиграть с ними. Что с ними  происходит?

Вывод: сухие губки хорошо плавают по воде, ими можно играть.

Опыт № 24

Тема: «Губка намокает,  становится тяжёлой»

Цель: Учить наблюдать.

Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов

Словарная работа: губка, плавает.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: большая ёмкость с водой, сухие губки.

Предложить детям опустить губки в воду, поиграть с ними, опуская в воду.

Что с ними  происходит?

Вывод: если губку намочить она становится тяжёлой, плавает у поверхности воды.

Опыт №25

Тема: «В губке набирается вода»

Цель: Развивать наблюдательность. Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: сжать, вытекает.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, сухие губки.

Предложить детям опустить губку в воду, поиграть с ней, опуская в воду,

 приподнять над водой, сжать её.  Что с ней  происходит?

Вывод: если мокрую губку сильно сжать руками из неё вытекает вода.

Опыт № 26

Тема: «Разлитую  воду можно собирать губкой»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды.

           Действовать по словесной инструкции взрослого.

Словарная работа: вытереть.

Билингвальный компонент: су

Оборудование: вода в ёмкости, разносы, сухая губка.

Предложить вытереть разлитую на разносе воду губкой. Куда делась вода?

Вывод: разлитую на столе воду можно собирать губкой.

Опыт № 27

Тема: «Вода прозрачная»

Цель: Знакомить со свойствами воды.  Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов

Словарная работа: прозрачная.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: большая ёмкость с водой, различные предметы.

Опустить предметы в воду, предложить детям назвать их. Почему мы смогли назвать их?

Вывод: вода прозрачная, сквозь неё видны различные предметы.

Опыт № 28

Тема: «Вода мутная»

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды.

Словарная работа: мутная.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: стаканы, мука, вода.

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).

Опыт № 29

Тема: «Краска меняет  цвет воды»

Цель: Учить работать по словесному указанию.

           Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.

Словарная работа: цветная.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: стаканы с водой, густо разведённая краска.

Предложить детям налить краску в воду, понаблюдать как красиво краска смешивается с водой.

Вывод: если в воду вылить краску она красиво расплывается, меняя её цвет.

Опыт № 30

Тема: «Красивая вода»

Цель: Знакомить со свойствами воды.  Стимулировать активную речь детей

Словарная работа: цветная, яркая.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: стаканы с водой, густо разведённая краска.

Предложить детям налить краску в воду, понаблюдать как красиво краска смешивается с водой. Предложить добавить ещё краску. Какая стала вода?

Вывод: чем больше краски добовлять в воду, тем ярче цвет воды.

Опыт № 31

Тема: «Придумываем новый цвет»

Цель: Развивать наблюдательность.

Словарная работа: смешать.

Билингвальный компонент: су

Оборудование:  стаканы с водой, густо разведённая краска двух цветов.

Предложить детям налить краску в воду, понаблюдать как красиво краска смешивается с водой. Предложить добавить  краску другого цвета. Какая стала вода?

Вывод: если в воду добовлять разную краску получится разнообразный цвет воды.

Опыт № 32

Тема: «Моем кукол»

Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков.

Словарная работа: пенится.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: большая ёмкость с водой, шампунь.

Добавить шампунь в воду, предложить детям руками вспенить воду.

Что  появилось на поверхности воды? Что можно сделать с этой водой?

Давайте, помоем кукол.

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.   С. Капутикян.

Вывод: от добавления шампуня  в воду она начинает пенится.

Опыт № 33

Тема: «Весёлые пузыри»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик.

Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов

Словарная работа: пена, пузыри.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: мыльная вода, трубочки.

Предложить детям дуть в мыльную воду. Что  появилось на поверхности воды?

Вывод: если в мыльную воду дуть из трубочек, образуется много пены.

Опыт № 34

Тема: «Мыльные пузыри»

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик.

Словарная работа: мыльная вода, трубочки.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: мыльная вода, трубочки.

Предложить детям ловить мыльные пузыри выдуваемые воспитателем.

Вывод: из мыльной воды образуются мыльные пузыри.

Опыт №35

Тема: «Наполняем  ведёрко  маленькими стаканчиками»

Цель: Продолжить знакомить со свойствами предметов.

           Действовать по словесной инструкции взрослого.

Словарная работа: маленькие.

Билингвальный компонент: су, жақсы

Оборудование: ёмкость с водой, ведёрки, стаканчики.

Предложить детям наполнить ведёрко водой, с помощью стаканчиков.

Вывод: для наполнения ведёрка водой надо много раз зачерпнуть маленькими стаканчиками.

Опыт № 36

Тема: «Наполняем  ведёрко  большими стаканчиками»

Цель:  Продолжить знакомить со свойствами предметов.

            Побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки      

            предметов

Словарная работа: большие.

Билингвальный компонент: су, мынау не?

Оборудование: ёмкость с водой, ведёрки, стаканы.

Предложить детям наполнить ведёрко водой, с помощью стаканов.

Вывод: чтобы наполнить ведёрко водой нам понадобилось всего  несколько

больших стаканов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

"Чудеса или наука. Снег и лёд". Опытно-экспериментальная деятельность в группе детей младшего дошкольного возраста. Картотека опытов и экспериментов.

Уже в дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир и задают родителям много разных вопросов. Зима — отличный период для проведения исследований и опытов со снегом и льдом. Благодаря и...

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Вариант перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте....