Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Титова Ирина Викторовна

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий  эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня. Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

В Федеральных государственных требованиях дано описание качеств ребенка, поступающего в школу: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)».

 В связи с этим важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте  не подлежит сомнению.

На протяжении всего дошкольного детства,  наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая представляется не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.  

 Особенности возраста позволяют ставить вопрос об обучении дошкольников средствами познания окружающего мира, одним из которых является познавательный интерес. Интерес, вычленяя, информацию из общего потока, выделяя предмет или явления, делает его значимым для ребенка. Причины интеллектуальной пассивности, встречающиеся у детей, часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов детей. Вместе  с тем, будучи не в состоянии сравниться с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводиться в практическую плоскость или в игру.

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть  и потрогать предмет, но и преобразовать его, измерить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами или явлениями, как эффективный метод развития познавательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы, вызывающие у детей ощущение собственного роста.

Проанализировав задачи и содержание раздела «Познавательное развитие» программы «Радуга», реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли  к выводу, что нечеткая формулировка задач, некоторая оторванность материала программы от практического опыта, осложняют работу воспитателя в развитии интереса, любознательности детей, анализ ее результативности.

В начале и конце учебного года была проведена диагностика, разработанная на основе известных методик Л.Н. Прохоровой, Э.А. Барановой, Д.Б. Годвиковой. В данной диагностике исследовалось проявление познавательного интереса в разных заданиях, которые выявили:

-  эмоциональное отношение ребенка к  познавательной деятельности;  

- степень заинтересованности процессом умственного труда;

- удовлетворительность ребенка полученным результатом.

Результаты диагностики в начале учебного года следующие: 60% детей показали средний уровень развития познавательных интересов, 40% - низких. Кроме диагностики была составлена анкета для родителей и воспитателей. Нас интересовало отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей  и роль воспитателя в развитии поисковой активности дошкольников. В результате выяснилось, что родители практически не принимают участие в экспериментах детей, а некоторые даже запрещено их. Из двадцати опрошенных родителей лишь  4 (20%) принимают во внимание исследовательскую деятельность своего ребенка. Что касается педагогов, то они стараются планировать организацию детского эксперимента тогда, когда этого требует программа и в основном во время проведения прогулок (со снегом, водой, песком).

Таким образом, было выявлено, что экспериментирование  используется в работе с детьми не в полной мере, что сдерживает возможность развития познавательной активности дошкольников.

Поэтому была поставлена задача, разработать комплексную методику организации детского экспериментирования, что должно стать одним из главных условий развития познавательного интереса дошкольников.

Нами был составлен план работы с детьми среднего дошкольного возраста по поисково-экспериментальной деятельности. Первая часть плана включает занятия, рекомендованные методическими пособиями программ «Радуга»: «Познаю мир» Т.И. Гризик, «Математика и логика для дошкольников» Е.В. Соловьевой, «Учусь говорить» В.В. Гербовой, вторая часть содержит перечень опытов, экспериментов, которые подобраны в соответствии с тематикой занятий.

Перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.

Тема программного занятия

Тема экспериментальной деятельности

Цель эксперимента

Сентябрь

1.Как я провел лето?



2.Знакомство с групповой комнатой.


3.Лес.(Создание коллажа)


4. Глина.


Глина – песок на речном берегу.


Лаборатория. Почему песок сыплется?


Где вода?


Свойства глины.


Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Выделить свойства песка и глины при помощи лупы: сыпучесть и рыхлость.

Определить, что вода и глина по-разному впитывают воду.

Составление алгоритма описания свойства материала.

Октябрь.

1.Знакомство с профессией младшего воспитателя.

2. Моя семья.



3. Лес (Создание осеннего коллажа).




4. Число один. Солнце.


Ткань, ее качества и свойства.


Почему шарики называют воздушными?


Как обнаружить воздух. Загадочные пузырьки. Морской бой.



Солнце. Свет. Теневой театр.


Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Учить доказывать при помощи предоставленных предметов, что вокруг нас есть воздух. Выявить, что воздух легче воды.

Познакомить с источниками света, принадлежащими к рукотворному и природному миру. Создать с помощью теней образы.

Ноябрь

  1. Аквариум.



2.Знакомство с профессией повара.


3. Знакомство с понятием последовательности.



4.Части тела человека.




5. Осень.



6. Число два. Вода.



Свойства воды. Кто живет в воде?


Заплесневелый хлеб, дырочки. Вода внутри человека.

Свойства бумаги, Волшебная бумага.



Умный язык. Язычок – помощник.



Тепло - холодно.



Окрашивание воды красками.


Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в воде.

Установит, что для роста плесени нужны условия. Познакомить с конденсацией.

Учить вычленять свойства бумаги. Познакомить с последовательностью изготовления бумаги.

Познакомить со строением носа и языка, их значением. Упражнять в определении вкуса и запаха.

Определять взаимосвязь сезона и развития растений.

Выявить свойства воды, зависимость растворяемости веществ от температуры воды.



          Декабрь

1.Экскурсия в природу.


2.Праздник в нашей жизни.

3.Лед.



4.Кто как к зиме готовится?



         Январь.

1. Знакомство с профессией врача.


2.Птицы зимой.




3.Число три. Металл. Магнит.


4.Чтение сказки

«Жихарка»


Три состояния воды.


Изготовление цветных льдинок.

Взаимодействие воды и снега, воды и льда.


Зачем зайчику другая шубка?




Откуда берется голос?



Почему птицы могут летать?



Волшебный театр.



Свойства дерева.

Плавает-тонет.


Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды

Сравнение времени замерзания теплой и холодной воды.

Сравнение времени таяния снега и льда в теплой и холодной воде.

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменения в неживой природе.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Доказать, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

Вычленить качества и свойства древесины.

         Февраль

1.Домашний труд.



2.Самые любимые.




3.Праздник смелых людей.


4.Зима.


Как развиваются растения.



Как согреть руки?




Резина. Ее качества и свойства. Пластмасса.


Нужен ли растениям зимой снег?


Выделить циклы развития растений: семя – росток – цветок – плод – семя.

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться

(трение, движение, сохранение тепла)

Узнавать вещи из резины и пластмассы, познакомить с областью применения.

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

       Март

1.Поздравление

с        праздником.


2.Как снеговики правду о зиме искали.

3.Посадка рассады цветов.



    Апрель.

1.Моя улица.



2.Знакомство со стеклом.



3.Мои зеленые друзья.

4.Число семь. Радуга.



    Май.

1.Совместная деятельность.

 

Как испечь печенье к чаю.



Где снег не тает, а где быстро тает.

Из чего состоит почва?

Есть ли в почве вода, воздух?


Из чего сделан кирпич?



Нагревание стекла в огне.



Любят ли растения соль?

Раскрасим радугу.




Что любят растения.

Внутри растений есть вода.

Растения испаряют воду.


Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Установить влияние качества почвы на рост растений.

Доказать, что в почве есть вода и воздух.

Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

Свойства соленой воды.

Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.


Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий  эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня. Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение. Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно  приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со  сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем.  Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.  

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов ( например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина»), любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги»).

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

- воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

- необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

- в процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

-при формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

- при анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть  предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%). Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего  дошкольного  возраста.

  1. В результате  систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
  2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
  3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
  4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

    В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

  Задачи кружковой работы:

     - формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и        

       явлениями;

    - знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

       развивать познавательный интерес к миру природы;

    - развивать интерес к исследовательской деятельности;

    - упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

    - делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими     предположениями.

                                                                                             Титова И. В.

                                                                                   Воспитатель МКДОУ д/с №2

                                                                                    «Солнышко» г. Пласт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Творческий проект "Следопыты".Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представлени...

Статья "Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством Лэпбуков"

Данная статья полезна как для воспитателей, работающих в ДОУ, так и для специалистов....

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет посредством экспериментальной деятельности"

Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2020-2021 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме «Развитие познавательного интереса дет...