Поисковая деятельность в детском саду
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Селиванова Елена Юрьевна

ВАРИАНТЫ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Животные

Кошкина шубка

Материалы: весы, кошачий пух (шерсть), альтернативные материалы для взвешивания

Действия:

Сравнивать что больше по размеру —  комок кошачьего пуха или ...

Сравнивать что легче, что тяжелее. А если взять комок побольше? А если добавить саму кошку?

 

Тепло ли кошке в такой шубке?

Как это проверить?

Обложить руку кошачьим пухом или надеть на одну ногу носок, связанный из собачьего пуха, а на другую простой хлопковый. Что заметили?

 

Кошачья охота

Материалы: мышка — игрушка или комочек серой ткани с привязанной к нему веревочкой

Действия:

Притаиться так, как это делает кошка перед норкой, достаточно неожиданно провести перед детьми мышку — игрушку

Что произошло, что заметили?

Легко или трудно кошке заметить мышь?

Что бы посоветовали кошке, если она не хочет остаться голодной?

Кто должен быть внимательнее (быстрее):кошка или мышка?

 

Мой и кошкин язычок

Материал: блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги

Действия:

Если бы вы были кошечками, из чего бы вам было удобнее пить молочко?

Удобно ли вам пить молочко их блюдечка?

Провести кусочком наждачной бумаги по поверхности молока в блюдце

Чем отличается язычок у кошки от вашего язычка?

 

Я ростом с кошку

Материалы: бумага, различные изобразительные средства

Действия:

Как вы думаете, что видит кошка, когда сидит на полу (когла смотрит вниз с дерева)?

Для приближения ситуации к опыту детей можно либо лечь на полу, либо взобраться на высокий стул, приняв его за высоту дерева

Нарисовать предметы такими, какими их может видеть кошка

 

Кошка умывается

Материалы: вата, пилка для ногтей, карандаш

Действия:

Потереть грифель карандаша об палец, так чтобы остался след;

Потереть палец пилкой, а пилку в свою очередь ватой;

Рассмотрите что на ней осталось

 

Растения

Материал: семена гороха (фасоли, бобов), пластиковые стаканчики по числу детей, туалетная бумага, вода, земля, песок, опилки

Действия:

Самостоятельно выбрать среду для посадки своих семен

Зафиксировать дату посадки;

Наблюдать и зарисовывать изменения;

Анализировать причину происходящих (или не происходящих) изменений

 

Материал: спелые и не спелые плоды яблока, груши

Действия:

Разрезать пополам яблоко (грушу), рассмотреть внешний вид спелых (не спелых) семян;

 Попробовать на вкус спелые и не спелые плоды

 

Материал: семена злаковых культур (овес, пшеница, рожь), марля, земля

Действия:

Сформировать комок земли вместе с семенами;

Обернуть комок марлей, смочить его водой;

Наблюдать за процессом прорастания семян

 

Одежда для веток

Материал: ивовые ветки, скальпель или нож

Действия:

Рассмотреть внешний вид веток;

Скальпелем аккуратно отделить кору, попытаться изогнуть, разорвать, сломать, сжать и т.д.;

На продольном срезе рассмотреть внутреннюю структуру ветки;

Вырезать сердцевину, рассмотреть ее и произвести действия подобные действиям с корой;

Сравнить и сделать выводы

 

Сколько лет дереву

Материал: спил дерева с годовыми кольцами, увеличительное стекло

Действия:

Рассмотреть спил, попытаться выделить отдельные годовые кольца;

Порассуждать, почему одни колца такие широкие, а другие узкие;

Попытаться сосчитать сколько колец всего;

Сколько колец широких и сколько узких

Рыбы

“ Как рыба в воде“

Материал: таз с водой, щепка или собственная рука

Действия:

Проводить широкой стороной руки или щепки по поверхности воды;

Проводить узкой стороной руки или щепки по поверхности воды

 

Почему рыба не тонет в воде

Материал:свежая рыба, скальпель, миска с водой, игла

Действия:

Аккуратно вскрыть брюшко рыбы, извлечь пузырь, опустить пузырь в воду;

Пытаться “ утопить“ его;

Убедившись в том, что он не тонет, проткнуть пузырь иглой, повторить действия

 

Какие бывают косточки

Материал: косточки от рыбы, курицы, крупного животного

Действия:

По возможности принести в группу свежую рыбу, аккуратно вскрыть ее скальпелем, не повредив скелетика;

Рассмотреть строение рыбы внутри, определить назначение косточек;

Сравнить косточки рыбы с косточками курицы и т. д.

 

Птицы

Материал: тонкие прутики длиной от 5 до 15 см., перышки, маленькие кусочки ваты, мох, пинцеты (имитация клюва птицы)

Действия:

При помощи пинцетов соорудить гнездо для птицы

 

Материал: кусочки древесной коры

Действия:

При помощи пальцев (имитация клюва птицы) попытаться проделать отверстие  в кусочках коры

 

Материал: гусиные перья, пух, таз с водой

Действия:

Обмакивать попеременно в таз с водой перья или пух;

Рассмотреть и отметить разницу

 

Материал: разнообразные птичьи перья

Действия:

Собирать перья в пучок;

Определить какой поток воздуха создается при размахивании одним пером, пучком перьев;

Украшать перьями птицу вылепленную из глины или пластилина

 

Материал: изображения яиц различных птиц, изобразительные средства, бумага

Действия:

Рассматривать особенности птичьих яиц;

Разукрашивать формы, имитирующие птичьи яйца;

Подбирать фон “ прятать“ для яиц различной окраски

 

Материал: карта мира, изобразительные средства, изображения птиц

Действия:

Поместить изображения птиц на карте в тех местах (странах), где они обитают;

Отметить линиями пути перемещентя птиц (перелета)

Материал: изобразительные средства, бумага большого формата, изображения птиц

Действия:

Изготовление коллажа “ Птицы вокруг нас“

 

Камни

Каждому камешку свой дом

Материал: камни разного размера, различные схемы

Действия:

Выкладывать камни по схемам

Разбирать камни: по величине, по однородности составов;

Раскалывать камни, положенные в плотный носок молотком;

Собирать коллекции камней в личных коробках;

Растворять камни в воде;

Взвешивать камни;

Походить по камушкам босиком;

Обводить контуры камней, дорисовывать фигурки

 

Материал: бублик с маком, кусочки гранита

Действия:

Рассмотреть гранит, при необходимости сравнить с другими (однородными по составу) камнями;

Порассуждать как могли оказаться внутри разные частички;

Предложить сдавить с силой кусочек бублика;

Рассмотреть как изменился его внешний вид  — помимо того, что он измят, маковые зерна оказались внутри, перемешаны с тестом

 

Песок

Материал: песок

Действия:

Растворять в воде и отстаивать;

Пересыпать из разных объемов;

Взвешивать сухой и влажный песок;

Просеивать песок между пальцев, с помощью сита;

Рассматривать под увеличительным стеклом;

Переносить песок различными мерами;

Налить в бутылку воды, аккуратно установить ее в сетке;

Постепенно начать раскачивать сетку до полного вращения;

Порассуждать почему не выливается вода

 

Водяная карусель

Материал: жестяная банка, гвоздь, молоток, толстая нить

Действия:

На дне банки пробить дырочку, влить воду;

Раскручивать банку, держа за нить;

Добиться при вращении вытекания струек воды вверх

 

Материал: тот же

Действия:

В боковой стенке банки, у самого дна, пробить гвоздем дырку так, чтобы отверстие было косым, гвоздь отогнуть в сторону;

На противоположной стенке банки сделать аналогичное отверстие и точно также гвоздь отогнуть в сторону;

В верхней части банки в отверстия продеть нить, наполнить банку водой и поднять за нить вверх;

Вода польется из нижних отверстий двумя косыми струйками,а банка завертится в противоположную сторону, получится “ водяная карусель“

 

Куда плывет рыбка

Материал: вырезанная из плотной бумаги рыбка, таз с водой, пипетка, подсолнечное масло, соломинка, вилка

Действия:

Положить в таз рыбку так. чтобы ее верхняя часть оставалась сухой;

Вилку опустить в воду и резко вытащить, в образовавшуюся воронку капнуть масло;

Понаблюдать.  как растекающееся масло побуждает двигаться рыбку

 

Спиралька

Материал: тонкая проволока, таз с водой, мыльный раствор, соломинка или пипетка

Действия:

Из тонкой проволоки свернуть небольшую спираль, слегка смазать ее маслом и опустить в воду;

Пипеткой или соломинкой капнуть мыльный раствор — спилалька начнет вращаться

 

Соленая и простая вода

Устраивать волны в тазу;

Проверять плавучесть разных предметов;

Измерять величину капель;

Капать из пипетки на стекло, дерево, бумагу смазанную жиром, пластилин;

Капать на чистую поверхность капли чистой и сладкой воды;

Погружать в воду руки, смазанные жиром, кремом;

Капать воду на разные тканевые поверхности — капрон, драп, ткань для зонтиков

 

Разноцветные чудеса

Материал: фильтровальная бумага, черный фломастер, прозрачный стакан на четверть заполненный водой, карандаш

Действия:

Фильтр свернуть треугольником, нанести посередине горизонтальную черту фломастером, проткнуть фильтр карандашом и на этой основе укрепить на краях стакана с водой так, чтобы нижний угол фильтра касался воды, но не намокал слишком быстро;

Рассмотреть спектр цветов и оттенков, получившихся при размывании черты от фломастера;

Из отдельных расцвеченных таким образом фильтров изготовить бабочек, птиц, цветы, веера и т. д.

 

Действия с водой для открытой площадки

Невесомая вода

Материал: жестяная банка с дярочкой на дне

Действия:

Налить в банку воды, поднять ее вверх;

Понаблюдать как вытекает вода;

Выпустить банку с водой из рук, обратить внимание на то, что вода при падении не вытекала из банки (она разлилась, когда упала)

 

Фонтанчик

Материал: пластиковая бутылка, гвоздь, три спички

Действия:

В пластиковой бутылке сделать три небольших дырочки гвоздем и заткнуть их спичками;

Залить воду и выдернуть спички, получится “ фонтанчик“

 

Не разлей воду

Материал:бутылка с широким горлышком, сетка--авоська, вода

Действия:

Раскрашивать песок перетирая его с цветными мелками;

Заполнять разноцветными слоями песка прозрачные емкости;

Выбивать ямки в песке водой;

Выталкивать из песка инородные тела путем встряхивания флакона;

Разыскивать “секретики“ в песке;

Изготавливать песочные часы;

Смешивать песок с другими сыпучими веществами;

Нагревать песок под лампой

 

Вода

Материал: вода

Действия:

Измерять объем воды в разных сосудах;

Переливать воду в разные формы;

Всасывать воду грушей, соломкой;

Взбивать воду с мыльным раствором;

Взбивать мыльную подкрашенную воду, пускать пузыри;

Рассматривать мыльную пену в увеличительное стекло;

Измерять глубину воды разными мерами;

Рассматривать предметы сквозь воду;

Подкрашивать воду, смешивать воду разного цвета;

Разносить цветную воду каплями по разным емкостям;

Наносить цветные капли на вощеную бумагу, собирать их палочкой в одну боьшую;

Извлекать звуки из стаканов, наполненных разным количеством воды;

Рисовать мокрой палочкой;

Определять время, за которое утонет флакон с неплотно прикрытой крышкой;

Переливать воду через воронку;

Закручивать воду в тазу рукой;

Переносить воду губкой, тряпочкой;

Растворять в воде различные вещества;

Смешивать холодную и горячую воду;

Стряхивать и считать капли;

Вытряхивать с силой воду из флаконов с узким горлышком

Материал: 2 банки с водой, сырое яйцо, соль

Действия:

Опустить яйцо сначала в чистую воду, а затем в сильно соленую, рассмотреть разницу;

Постепенно подливать в банку поочередно то чистую воду, то соленую — яйцо будет плавать посередине банки;

Это же действие можно повторить с картофелем, но соли нужно больше

 

Почему не тонут корабли

Материал: таз с водой, металлические предметы, жестяная банка

Действия:

Опустить в воду металлические предметы, понаблюдать за их погружением;

Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружать ее металлическими предметами — измерить ее “ грузоподъемность“


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду»

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный  специально созданных условиях....

«Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду»

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития наблюдательности и любознательности, во...

Семинар-практикум для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).

Семинар-практикум для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” (минилаборатория).Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить...

Консультация для воспитателей «Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проведение экспериментально - поисковой деятельности в детском саду"...

Консультация для воспитателей "Проведение экспериментально-поисковой деятельности в детском саду"

Консультация  для воспитателей:“Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специаль...

Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

Семинар – практикум для воспитателей«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»...

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания...