"История русского костюма"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Закирова Ирина Васильевна

Занятие, проводится с детьми старшей возровстной группы (от 5до 6 лет). Образовательная область "Познание", "Художественное творчество". Основной целью является, формирование и воспитание патриотических чувств дошкольников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zakirova_i.v.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

познавательной деятельности

 в старшей группе

Тема:

«История русского костюма»

Воспитатель: Закирова И.В.

Конспект занятия в старшей группе.

ТЕМА: «История русского костюма».

Приоритетная образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: коммуникация, игра, социализация, художественное творчество.

Программное содержание: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской литературе.

Оборудование и материал к занятию: Магнитофон, записи на диске: русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Ой вы сени, мои сени». Мультимедиа проектор. Подборка слайдов: люди в русской национальной одежде, сарафан, рубаха, порты (штаны), душегрея, телогрея, кафтан, шубы, вышивка (орнамент). Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Трафареты русских костюмов, цветные карандаши.

Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок.

Содержание НОД:

Воспитатель: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

В: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Д:  Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

В: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь». (Показ слайда: люди в русской национальной одежде)

 В: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Д: Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

В:  Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Д:  Красивые, ласковые, нежные, добрые.

В:  Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

В: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Займите места в нашей машине времени, путешествие начинается! (Звучит звук будущего, дети садятся на стулючики). Давным- давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором. (Показ слайда: высокопоставленный человек в русской национальной одежде).

В: Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази». (Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам)

В: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Ответы детей: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

В: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Показ слайда: сорочка и сарафан).

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Показ слайда: душегрея).

- Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). (Показ слайда: телогрея).

- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Показ слайдов: кокошники, косынки). Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

В: Итак, женская одежда – это… (Продолжите фразу).

Д: Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, платок.

В:  Во что же одет Иванушка?

Д:  В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

В: Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Показ слайда: мужчина одетый в рубаху и порты).

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Показ слайда: кафтан)

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Показ слайда: шапки «колпаки»).

В: В холодную зимнюю носили шубы. (Показ слайда: женщина и мужчина одетые в шубы). Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? 

Д: «Лиса и волк»

В: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?

Д:  Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.

В: Ребята, вы наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть.

(Дети встают со стульев, выполняется физкульт минутка под музыку « Ой вы сени мои сени»)

В:  Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.             

В: Например: (Показ слайдов: вышивки на рубахах, сарафанах, увеличенные в размере для подробного рассмотрения)

-Знак солнца. Что оно дарит людям?

Д: Тепло, добро.

В: Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

В: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета?

Д: Да есть.

В: Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы. (Дети садятся за равбочие столы на которых находятся цветные карандаши и трафарет Р.Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент. Пока дети выполняют работу звучит рккская народная песня «Во поле берёза стояла»

После окончания работы воспитатель предлагает детям выполнить упражнение.

В: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

- Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

- Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

В: Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

- Как они назывались? (Портные).

- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

 Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.

- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)

Если я шью шубу – значит я шубник,

А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),

(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).

- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.

- Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).

- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).

В: Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с …, порадовал меня сегодня …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русского костюма

Начало всех  жизненных дорог человека закладывается в детстве. Нам бы очень хотелось, чтобы наши дети научились любить природу родного края, его прошлое и будущее, чтобы у них сформировались опре...

«История русского костюма» 2010 - 2011г

Работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Познавательный вечер "Истории русского костюма"

Сценарий познавательного вечера "История русского костюма " с включением регионального компонента...

Презентация "История русского костюма"

Презентация "История русского костюма" предназначена для воспитателей детских садов, родителей дошкольников. Может использоваться в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окру...

Презентация на тему "История русского костюма"

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи....

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное ...