Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Левченко Елена Викторовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_zanyatiya.odt22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«НАСЕКОМЫЕ В ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ»

Цель: Развивать представления детей о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни; учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развивать творческое воображение детей путём изображения сказочных насекомых в рисунке.

Материалы:  модель «кузнечик в траве» ; краски; листы бумаги, аудио записи: «Танец бабочек» М. Красева, отрывки из оперы Римского-Корсокова « Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.

                                        Ход занятия

Дети садятся в кружок на ковёр. В середине разложены карточки с изображением насекомых.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, эти карточки из волшебной страны, а чтобы узнать её название, нужно отгадать загадку и найти карточку-ответ.

  1. Шевелились у цветка

             Все четыре лепестка.

             Я сорвать его хотел-

             Он вспорхнул и улетел.                     (Бабочка)

  1. Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы , хоть убей,

Жить не может …                                   (Муравей)

  1. Чёрен, а не ворон,

Рогат ,а не бык.

С крыльями, а не птица.                       (Жук)

  1. С ветки -  на тропинку,

С травки -  на былинку.  

Прыгает пружинка,

Зелёная спинка.                                         (Кузнечик)

  1. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком-

             Он поделиться медком.                              (Пчела)

  1. Наткёт,  наплетёт,

Сядет и добычи ждёт.                                  ( Паук )  

  1. Не, зверь не птица,

Носок, как спица.

Летит- кричит.

Сядет – молчит.                                              (Комар)

По мере отгадывания загадок дети находят картинки – отгадки.

Внимательно рассмотрите всех животных, сравните их и найдите пару. Объясните по какому признаку вы их объединили ( классифицировали). Внешнее строение ( жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы ), местам обитания ( наземные, водные ), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие ). О  ком ещё  были загадки? Как одним словом можно назвать всех этих существ? ( Насекомые ) .

              А фантастическую страну? (Насекомия).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Внимательно рассмотрите насекомое, которое находится в банке: цвет, голова, глаза, усики, тело, крылья, ноги ( сколько их? ). Где можно найти его, чем оно питается?

Игра «Кто где живёт?» Разложить картинки. Детям предлагается выбрать карточку с изображением насекомого и поместить его на ту картинку, которая соответствует привычному месту обитания данного насекомого.

-Как приспособились насекомые к жизни в этой среде? Как защищаются от врагов?

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве. (Картон разукрашен зелёным и чёрным цветом ( пополам ),вдоль разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком. Если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, а если кузнечик в чёрной половине - кузнечик  сразу становится заметным).

-Знаете ли вы . почему о кузнечике говорят: пиликает на скрипочке?

  Зазубринки на ножках цепляются за пластинки на брюшке и получается скрип, стрекот.

-Почему божьих коровок так называют? (Коровками называют потому, что они умеют выделять «молочко», правда не белое, а оранжевое. Конечно , на самом деле это никакое не «молочко», а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы).

-Какую пользу приносят божьи коровки? (Поедают тлю).

А ещё божьих коровок можно назвать перелётными жуками. Оказывается в конце лета –начале осени коровки улетают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Словно они не жуки, а перелётные птицы. Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, под камнями, в щелях коры деревьев, прошлогодней траве. Поэтому если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним нужно бережно, не допускать сжигания прошлогодней листвы в садах и огородах.

Чтобы узнать, с кем «дружит» муравей в лесу, давайте поиграем.

                             Экологическая игра  «С кем дружит муравей»

Воспитатель предлагает взять детям картинки с изображением обитателей леса. Сам берёт картинку муравья. Дети располагаются по кругу. Педагог предлагает вспомнить некоторые наблюдения в природе за муравьём.

Воспитатель:   Наблюдательные люди давно подметили, что возле муравейника особенно густо растут травы , часто они обступают жилище этих насекомых плотным кольцом. Дело в том, что  у твёрдых семян некоторых лесных растений имеются сочные, «вкусные» выросты – лакомая пища для муравьёв. Они их объедают, а остатки выносят на поверхность, где семена  прорастают . Воспитатель  бросает детям клубочек, по очереди, спрашивая какие растения  «посеяли» муравьи. Ребёнок, к которому подкатился клубочек, называет своё растение : подснежник, медуница, фиалка… Вывод ( делают дети ): Чем больше муравьёв – тем больше травянистых растений. Аналогичным образом рассматривается связь с птицами.

-Чем питаются птицы?                 дети - жучками короедами .

Вывод:  чем больше птиц ,тем меньше жучков короедов.

                                                                    ФИЗМИНУТКА

Дети с помощью выразительных средств (пластики, мимики) изображают способы передвижения различных насекомых.

                                                                 ИГРА « НЕБЫЛИЦЫ»

Воспитатель: «Жили- были  две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали они с цветка на цветок, любили гулять под дождём, а ближе к осени они, как перелётные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела…и подружка решила  принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».

Детям предлагается найти ошибки в рассказе (бабочки не прыгают, а летают; не летают под дождём (почему?), не все бабочки перелетают на юг (а как они зимуют?), бабочки не питаются мухами (а чем?).

-Почему бабочек называют «крылатая радуга»?

РИСОВАНИЕ: «Бабочка» - музыкальное сопровождение М. Красева. «Танец бабочек». После того как дети  нарисуют бабочек, воспитатель предлагает вырезать их и наклеить на макет «Лесная поляна», обращая внимание на то, что от «крылатой радуги» поляна стала краше и теплее. Дети сами высказывают своё мнение.

                                                           АУТОТРЕНИНГ

«Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание букашек, мне хорошо и спокойно. Я  хочу быть другом всем живым существам. Но вот подул ветерок , и я чувствую как набираюсь сил, бодрости. Я открываю глаза, у меня хорошее настроение, я весел…»

  1. Прослушивание отрывков из оперы  Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.
  2. Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Таинственные превращения».

 

     

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств и правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой родного края.

Крайне важно научить ребёнка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край». Так как сформировать осознанно правильное отношение дошкольников к природе, ее явлени...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...