урок "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Медведева Светлана Юрьевна

Урок для ГПП "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vremena_goda.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Времена года»

Цель: познакомить детей с временами года

Задачи: 1) научить детей узнавать время года по характерным признакам;

2) развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;

3) воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. презентация;
  3. куклы Маша и Миша;
  4. желтые конверты;
  5. карточки с буквами;
  6. синие конверты;
  7. карточки: природа, деятельность, одежда;
  8. снежинки;
  9. цветочки;
  10. солнышки;
  11. кружочки синего, зеленого, красного цвета;
  12. желтые листочки;
  13. белые конверты;
  14. карточки 4 времени года;
  15. рабочие тетради;
  16. цветные карандаши зеленого, желтого, темно-синего цвета;
  17. зеленые конверты;
  18. мозаика;
  19. карточки «настроения» - лучик и капелька.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному и научишься всему!

Парта-это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку.

II.  Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в удивительное  путешествие. Но путешествовать мы будем не одни, нам будут помогать Маша и Миша. Маша загадала Мише загадку. Отгадав ее Миша узнает, куда же мы отправимся путешествовать. Ребята, поможем Мише отгадать ее? (Да)

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.     (
Времена года)

- Ребята, догадались? Да, мы отправляемся в путешествие к Временам года. А на чем мы отправимся в путешествие вы узнаете собрав карточки  в правильном порядке, которые находятся в конвертах желтого цвета, лежащих на ваших столах.  (Расположите цифры по порядку, или сложите из букв слово)

- Ребята, вы догадались, на чем мы отправимся с вами в путешествие?

- Молодцы! Правильно! Мы, вместе с Машей и Мишей отправимся на большом воздушном шаре.

Слайд воздушного шара.

- Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте загадку. (Звучит музыка на её фоне звучит стихотворение и загадка).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой). Слайды зимы.

- Ребята, откройте глаза.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Зимы. А как вы догадались, что это зима? По каким признакам?

- Что вы видите на рисунках? (Снег, лед, сугробы, снеговик…).

- Ребята, а знаете ли вы, что у Зимы есть три брата? Кто мне скажет, как их зовут? (Декабрь, январь, февраль)

- А теперь давайте поиграем в игру «Запутанные карточки». Посмотрите на свои парты, Маша и Миша оставили вам синие конверты с заданиями. Раскройте, достаньте карточки. К карточке - природа, нужно выбрать карточку - деятельность, что мы делаем зимой. А теперь подберите зимнюю одежду, головной убор и не забудьте про обувь.

- Получилось? Давайте проверим. Посмотрите на экран, у всех вышло так?

- Молодцы ребята. За вашу быстроту, Зима награждает вас снежинками. (Детям вручают снежинки)

- Вам понравилось у Зимы? А какие карточки у вас остались?

- Полетим дальше? Нас ждут в гости.

Слайд воздушного шара.

- Итак, мы снова садимся на свой воздушный шар, вместе со своими друзьями – Машей и Мишей, и отправляемся дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.  (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

                        (Весной).  Слайды весны.

- Ребята, откройте глаза.

Зима недаром злится,

Прошла её пора.

Весна в окно стучится и гонит со двора.

- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Весны. А по каким признакам вы догадались, что это весна?  (Тает снег, распускаются почки, зеленеют листочки, трава зеленеет, птицы прилетают из южных стран…). 

- Ребята, а кто из Вас знает, как зовут братьев Весны? (Март, апрель, май)

- Ребята, какая птица весну открывает? (Грач)

- Молодцы ребята! Маша и Миша предлагают нам поиграем. Встаньте со своих мест. Когда вы услышите названия птиц, то поднимите руки вверх, но если вдруг они ошибутся, и вы услышите что-то другое, то потопайте ножками.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки

- Молодцы ребята! За вашу сообразительность Весна дарит вам солнышки. Пусть они вас радуют и согревают  своей улыбкой и теплом. (Весна дарит в подарок детям солнышки).

- Вам понравилось у Весны?

V.  Продолжение работы по теме урока

-  Маша и Миша, мы готовы лететь дальше.

Слайд воздушного шара.

- Отправляемся  дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.  (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

                        (Летом).

Слайды лета.

- Ребята, откройте глаза.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна, -

Значит, это уже Лето!

Значит, кончилась весна!

- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Лета. А как вы догадались, что это лето? По каким признакам? (Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться…).

- Ребята, у Лета тоже есть три брата. Кто знает, как их зовут? (Июнь, июль, август)

- Ребята, у Маши и Миши снова для вас сюрприз. Они приготовили для вас кроссворд. Разгадав его мы узнаем, что же лето любит больше всего. Вы готовы?

Кроссворд:

1.

На траве она лежит,
Хоть вода, но не бежит.

Не ручей, и не река,
И не дождик в облаках!
Точно! Не дождинка! -
Ведь она - ... !
(Росинка) 

2.

В темном небе великан
Бьет в огромный барабан
.
Ответ
(гром)

3.

Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ
(Облако)

4.

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
Ответ (
Молния)

5.

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделя только —
От него осталась долька.

Ответ
(Месяц)

6.

Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
Ответ
(Река)

- Что же лету больше всего нравится, прочитайте? (Солнышко)

- Молодцы! Да,  Лето Красное, очень любит солнышко.

- Лето на память  о себе оставляет вам цветочки. (Лето дарит в подарок детям цветочки, уходит).

- Вам понравилось у Лета?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

- Отправляемся  дальше. Сядьте поудобнее. Закройте глаза.  (Звучит музыка на её фоне звучит загадка).

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

                        (Осенью).

Слайды осени.

- Ребята, откройте глаза.

Лес одевается яркими красками,

Птичка в нём больше теперь не поёт,

Солнце радует последними ласками:

Тихая осень идёт.

- Посмотрите, мы с вами оказались в гостях у Осени. А как вы догадались, что это осень? По каким признакам? (Дождь, жёлтые листья, листопад… ). 

- Ребята, а знаете ли вы, что у осени есть три брата? Кто мне скажет, как их зовут? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

-Маша с Мишей хотят поиграть в игру «Третий лишний». У каждого на партах кружочки синего, зеленого, красного цвета. Посмотрите на экран. Перед вами изображения с различными явлениями природы. Под каждой картинкой разноцветные кружочки. Ваша задача, определить какая картинка будет лишней и поднять кружочек, который соответствует этой картинке.

- Молодцы ребята. За вашу внимательность Осень награждает вас жёлтыми листочками. ( Осень дарят в подарок детям листочки)

- Вам понравилось у Осени?

- Полетим дальше?

Слайд воздушного шара.

- Итак, сядьте поудобнее, мы отправляемся. Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит музыка)

Слайды зимы.

- Ребята, откройте глаза. Посмотрите, мы с вами оказались снова у Зимы.

- Что же получается? Мы с вами совершили круг, вернулись снова к зиме. Время очень быстро летело во время путешествия и прошёл целый год - круглый год. И сейчас мы с вами отдохнем.

VI. Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

VII. Закрепление изученного.

  1. Игра.  «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»
  1. Ребята, откройте белые конверты. Достаньте карточки. У каждого из вас карточки с изображением 4 времен года: зимы, весны, лета, осени. Я буду называть явления природы, а вы показывать карточки с изображением времени года.

Дождь                  Метель

Снег                     Листопад

Радуга                  Ледоход

Туман                   Иней

Таяние снега        Гром и молния

  1. Работа в тетрадях (стр. 20)

- Ребята, а сейчас откройте рабочую тетрадь на стр. 20. Про какое дерево говорят: «зимой и летом одним цветом»? (про ель)

- Раскрасьте ель на рисунке, где изображена зима.

- Раскрасьте ель на рисунке, где изображено лето.

- Поставь галочку желтого цвета на рисунке, где изображена осень, и раскрасьте ель.

- Какое время года изображено на рисунке, где ель не раскрашена? Раскрась на этом рисунке облака.

3. Работа в парах «Мозаика»

- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. У вас лежат по одному зеленому конверту на каждой парте. В них находится мозаика, вы должны собрать ее и назвать время года, которое изображено, а также назвать признаки по которым вы догадались.

VII. Подведение итогов. Обобщение изученного.

- Сколько остановок мы делали во время путешествия? (4)

- Как они назывались? Назовите времена года в той последовательности, как мы путешествовали (Зима, весна, лето, осень).

Слайд всех времён года.

- А сейчас какое время года? (Весна).

- А какое время года будет после весны? (лето). И будут летние каникулы.

- А после лета? (осень). И мы снова придём учиться в школу.

- А после осени? (Зима). И мы опять будем лепить снеговиков.

- А сколько месяцев в году? (12 месяцев).

IX. Рефлексия

- У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.

Если вам понравился  урок  и у вас  урок  вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка, если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.

Спасибо всем, все ребята молодцы, хорошо поработали.

- На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....