Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе по теме «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Крылова Татьяна Александровна

Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи. Совместная деятельность носит интегрированный характер и включает в себя познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей. Данные практические материалы  могут быть интересны воспитателям, использующим в своей работе элементы традиционной русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_publikacii.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Крылова Татьяна Александровна, воспитатель,

ГБДОУ № 61, г.Санкт-Петербург, Россия

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Аннотация

Данная интегрированная совместная деятельн6ость воспитателя с детьми «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…» ориентирована на детей коррекционной подготовительной к школе группы с тяжёлым нарушением речи. Совместная деятельность носит интегрированный характер и включает в себя познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие детей. Данные практические материалы  могут быть интересны воспитателям, использующим в своей работе элементы традиционной русской культуры.

Тема: «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»

Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей через формирование представлений о перелётных птицах и знакомство с фольклором и обычаями русского народа.

Задачи в соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями:

Линии развития ребёнка

Образовательная область

Задачи

Познавательно-речевое развитие

Познание

  1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
  1. закрепить представления детей о перелётных птицах;
  2. уточнить отличительные особенности этих птиц: внешний вид, питание, устройство гнезда, пение, время прилёта на родину;
  1. способствовать развитию интереса к фольклору через заклички и хороводные игры и к русским обычаям;
  1. Обогащение двигательного опыта детей: закрепление умения детей водить хороводы.

Коммуникация

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  1. совершенствовать словарный запас за счёт слов: птичье пение (щебетание, свист, цоканье, подражание), птичий гам, гомон, переполох, заклички, кликать, звать, просить, выпекать, печь, месить, раскатывать, аукать, приаукивать;
  2. совершенствовать грамматический строй речи;
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать память, логическое мышление, внимание, слуховое внимание, чувство ритма;
  5. развивать координацию речи с движением;
  6. развивать выразительность речи и выразительность движений;
  7. активизировать творческое воображение
  1. Развитие умения свободно высказывать своё мнение, а также выслушивать мнения товарищей.
  2. Воспитание навыков взаимопонимания и доброжелательности во время коллективного общения и игр.
  3. Воспитание любви и бережное отношение к природе.

Чтение художественной литературы

  1. Приобщение детей к русскому народному фольклору; формирование эстетического вкуса.

Социально-личностное развитие

Социализация

  1. Формирование у детей общих представлений о культуре русского народа, её богатстве и разнообразии.
  2. Создание условий для выражения эмоционального отклика на происходящее на занятии.
  3. Воспитание уважения к русским традициям и обычаям.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

  1. Развитие продуктивной деятельности через лепку жаворонков.
  2. Совершенствование эстетического вкуса через ознакомление с русскими национальными обычаями.

Предварительная работа:

  1. Организация выставки книг о перелётных птицах, чтение рассказов:
  1. Г.Харлампиев «Скворец-певец», «Покинутое гнездо»;
  2. А.Тумбасов «Гнёздышко»;
  3. К.Ушинский «Ласточка»;
  4. Я.Аким «Песенки в лесу»;
  5. В.Флинт «Птичий календарь»;
  1. Прослушивание записей пения птиц.
  2. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели».
  3. Разучивание хоровода «Веснянка».
  4. Разучивание закличек.
  5. Изготовление атрибутов к занятию: солнце, птицы, таблицы с зашифрованным словом.
  6. Выпечка родителями жаворонков для угощения.
  7. Подбор звуковых и аудиозаписей для демонстрации на занятии.

Оборудование:

  1. Два стола с таблицами.
  2. Аудио, видео, звуковой материал по теме.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  4. Поднос с тестом для лепки, стеки.
  5. Поднос с жаворонками для угощения.

Образовательные технологии, используемые на занятии:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. игровые технологии;
  3. элементы информационно-коммуникационных технологий.

Формы взаимодействия: фронтальная, индивидуальная; воспитатель-ребёнок, воспитатель-дети, ребёнок-ребёнок, ребёнок-дети.

Ход занятия

В начале занятия дети сидят на ковре, воспитатель предлагает прослушать аудиозапись с пением птиц. До прослушивания воспитатель даёт задание к прослушиванию: определить звуки и действия, которые могут происходить. Чтобы сосредоточиться на прослушивании, воспитатель рекомендует закрыть глаза.

После прослушивания воспитатель выслушивает мнения детей, затем спрашивает, о чём сегодня будут говорить на занятии (о птицах). Воспитатель стимулирует интерес к теме, утверждая, что дети достаточно много информации знают о птицах и спрашивает, могут ли они сказать, что знают о птицах всё. При отрицательном ответе, спрашивает «почему» и интересуется, хотят ли дети узнать больше. Далее воспитатель подводит к мысли, что есть много разных птиц, у каждой птицы своя песня.

Активизация знаний детей о птицах с помощью вопросов:

  1. У какой птицы нет голоса? (у аиста)
  2. У какой птицы самое красивое пение? (у соловья)
  3. У какой птицы поёт только самец? (у жаворонка)

Ответив на вопросы, дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям просмотреть видеоролик о жизни разных птиц и прокомментировать каждый кадр, обратив внимание на действия птиц. По окончанию просмотра воспитатель задаёт вопрос: «Что объединяет всех этих птиц?» (все они – перелётные птицы). Если дети не дают предполагаемого воспитателем ответа, даётся наводящий вопрос: «Почему об этих птицах мы говорим весной?». Вводится чёткая тема интегрированной совместной деятельности: «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…»

Далее уточняется понятие «перелётных» птиц. Дети предлагают свои определения.

Следующий проблемный вопрос для детей: «Почему все перелётные птицы не прилетают одновременно?»

Выслушав мнения детей, воспитатель уточняет, что по народному календарю с 9 марта начинается прилёт птиц. 22 марта должны прилететь сорок разных птиц, 9 апреля – «чибис на хвосте воду принесёт», 8 мая – массовый прилёт певчих птиц, 22 мая – последние птицы – соловей и стриж - весне конец. Воспитатель акцентирует внимание на том, какие наблюдательными были русские люди.

Далее воспитатель предлагает детям разгадать какая перелётная птица, ещё не прилетевшая в Россию, зашифрована в таблице. Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально по раздаточному материалу (таблице). Дети дают ответ  - это жаворонок.

Воспитатель предлагает посмотреть, как выглядит жаворонок и послушать, как он поёт. Задание детям: постарайтесь подобрать слова, чтобы описать, как он поёт. Выслушиваются варианты.

Следующий элемент обсуждения – подбор слов-действий, которые могут характеризовать возможные действия жаворонка. Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали русские люди, чтобы ускорить прилёт птиц и приход весны (кричали заклички). Воспитатель уточняет значение слова «закличка», предлагает подумать от какого слова, оно образовано.

Детям предлагается выйти на середину группы и, повернувшись к солнцу и птицам, украшающим группу, прочесть заклички. После закличек воспитатель предлагает детям встать в хоровод «На Руси и по сейчас хоровод в чести у нас», проводится хоровод «Веснянка».

После хоровода, воспитатель знакомит детей с ещё одним обычаем – выпеканием птиц из теста. Испечёнными птицами угощали соседей, гостей, животных и, таким образом, задабривали весну. Воспитатель предлагает детям самим слепить жаворонков. На экране дети видят, каких варианты жаворонков у них могут получиться. Воспитатель показывает один из способов лепки жаворонка. Дети самостоятельно лепят жаворонков, используя стеки и гречневую крупу. Воспитатель координирует работу детей, а по окончании оценивает их работу. Затем дети моют руки, а в это время вносятся уже выпеченные жаворонки. Воспитатель предлагает детям ответить на несколько вопросов, пока выпекаются жаворонки:

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Какие русские обычаи вам запомнились?
  3. Что вам понравилось на занятии?

В заключение совместной деятельности, воспитатель предлагает детям, как гостеприимным хозяевам, угостить испечёнными жаворонками гостей, а затем полакомится и самим.

План-конспект интегрированной совместной деятельности:

Этап совместной деятельности

Содержание

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный этап

Постановка темы, цели, задач совместной деятельности

  1. прослушивание аудиозаписи;
  2. выражение мнений по прослушанному;
  3. уточнение темы и цели совместной деятельности.
  1. предлагает прослушать аудиозапись с пением птиц
  2. даёт задание к прослушиванию: определить звуки и действия, которые могут происходить
  3. После прослушивания воспитатель выслушивает мнения детей
  4. спрашивает, о чём сегодня будут говорить на занятии (о птицах)
  5. стимулирует интерес к теме, утверждая, что дети достаточно много информации знают о птицах и спрашивает, могут ли они сказать, что знают о птицах всё. При отрицательном ответе, спрашивает «почему» и интересуется, хотят ли дети узнать больше
  6. подводит к мысли, что есть много разных птиц, у каждой птицы своя песня
  1. прослушивают аудиозапись
  2. высказывают мнения
  3. предлагают тему занятия
  4. высказывают собственные предположения

Активизация знаний детей

  1. ответы на вопросам;
  2. просмотр видеоролика, комментарии к нему;
  3. речь-описание;
  4. уточнение понятий.
  1. активизирует знаний детей о птицах с помощью вопросов:

-У какой птицы нет голоса? (у аиста)

-У какой птицы самое красивое пение? (у соловья)

-У какой птицы поёт только самец? (у жаворонка)

  1. предлагает детям просмотреть видеоролик о жизни разных птиц и прокомментировать каждый кадр, обратив внимание на действия птиц
  2. задаёт вопрос: «Что объединяет всех этих птиц?» (все они – перелётные птицы)
  3. уточняет тему занятия: «Из-за моря к нам птицы летите, весну красную несите…», ставит цель
  4. стимулирует детей к формулировке понятия «перелётных» птиц
  1. отвечают на вопросы;
  2. просматривают видео;
  3. комментируют кадры;
  4. предлагают определения

Усвоение новых знаний

  1. справка о прилёте птиц по народному календарю прилёте птиц;
  2. словарная работа: подбор прилагательных, глаголов;
  3. задание в форме таблицы на расшифровку названия перелётной птицы
  1. даёт справку о прилёте птиц по народному календарю
  2. предлагает детям разгадать какая перелётная птица, ещё не прилетевшая в Россию, зашифрована в таблице;
  3. показывает видеозарисовку с пением жаворонка, предлагает детям подобрать слова, чтобы описать, как он поёт; выслушивает варианты;
  4. предлагает подобрать слова-действия, которые могут характеризовать возможные действия жаворонка;
  1. выслушивают информацию по народному календарю
  2. выполняют задание по расшифровке птицы индивидуально по раздаточному материалу (таблице);
  3. предлагают слова для описания пения жаворонка;
  4. предлагают слова-действия, которые могут характеризовать возможные действия жаворонка

Закрепление новых знаний

  1. заклички;
  2. хоровод «Веснянка»;
  3. словарная работа: уточнение понятий;
  4. лепка жаворонка  по образцу;
  5. оценивание детских работ;
  6. мытьё рук после лепки
  1. предлагает детям вспомнить, что делали русские люди, чтобы ускорить прилёт птиц и приход весны;
  2. уточняет значение слова «закличка». предлагает подумать от какого слова, оно образовано;
  3. предлагает детям прочесть заклички;
  4. организует проведение хоровода;
  5. знакомит детей с обычаем выпекания птиц из теста;
  6. показывает один из способов лепки жаворонка;
  7. предлагает детям самостоятельно вылепить жаворонков; наблюдает за деятельностью детей, координирует и корректирует её при необходимости;
  8. оценивает работу детей по лепке жаворонков.
  1. отвечают на вопросы воспитателя;
  2. обсуждают значение слова «закличка»;
  3. эмоционально читают заклички;
  4. водят хоровод;
  5. слушают объяснения воспитателя по лепке жаворонка;
  6. самостоятельно лепят жаворонков;
  7. моют руки после лепки.

Рефлексия

Оценка работы детей

  1. ответы на вопросы; подведение итогов совместной деятельности;
  2. оценивание совместной деятельности;
  3. угощение жаворонками
  1. предлагает детям ответить на вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие русские обычаи вам запомнились?

- Что вам понравилось на занятии?

  1. оценивает совместную деятельность;
  2. предлагает детям угостить испечёнными жаворонками гостей, а затем полакомиться и самим.
  1. отвечают на вопросы;
  2. угощают жаворонками;
  3. пробуют жаворонков.

Приложение

Заклички

  1. Весна, весна красная!

Приди Весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

  1. Солнышко-ядрышко

Высвяти, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают.

  1. Из-за моря к нам птицы летите,

Весну красную несите.

Чок, чок, прилети куличок,

Принеси весну на своём хвосту.

Коровки мычат, на волю хотят.

Свинки хрюкают, корешков хотят.

Овечки кричат, они травки хотят,

Шёлковой травы, ключевой воды.

  1. Кулички, жаворонушки!

Прилетите к нам,

Поспешите к нам,

Весну красную

Принесите нам.

  1. Жаворонушки-перелётушки,

Прилетите к нам,

Весну красную, весну ясную

Принесите нам.

Хоровод «Весняночка»

Ой, бежит ручьём вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

Ой, вода, ой вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

Ой, вода, ой вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли

И соловушки малы.

Мы весняночку поём –

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой поём,

Весну красную зовём.

Список литературы

  1. В.П.Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры», Волгоград, издательство «Учитель», 2007, 181с.
  2. Л.В.Косуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», М., издательство «Арети», 2005, 142с.
  3. «Мир природы и ребёнок» под редакцией Мяневцовой, Владимир, 1995, 180с.
  4. «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» под редакцией З.А.Михайловой, Т.И.Бабаевой, Л.М.Клариной, З.А.Серовой, Спб, ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2013, 160с.
  5. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, сайт Министерства образования и науки Российской Федерации», http://www.edu.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра"

Методическая разработка интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми логопедической подготовительной к школе группе "Великий град Петра" ориентирован на воспитателей, использующих в св...

План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе по теме "Неделя безопасности"

План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе  группе на первую неделю декабря . тема недели " Неделя безопасности"...

План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе группе по теме "Зимушка - Зима"

План совместной деятельности воспитателя и детей в подготовительной к школе  группе  по теме "Зимушка - Зима"...

Конспект интегрированной совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Сороки" Традиция празднования встречи весны"

Цель данного мероприятия - создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через "проживание" русской традиции празднования встречи весны - "Сороки"....

ПРОЕКТ совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"

ПРОЕКТ  совместной деятельности «Воспитатель – дети – родители» в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе «Путешествие в русскую деревню»

Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям, любовь и гордость к русской культуре....