Рабочая программа для 1 младшей группы "Познание"
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Солнцева Татьяна Михайловна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_solncevoy_t.m.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного образования

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Познание»

 для первой младшей группы

на 2012-2013 учебный год

Выполнила

Солнцева Татьяна Михайловна

слушатель курсов повышения квалификации воспитателей

с  15 по 26 октября  2012г.по программе

«Формирование  базиса личностной  культуры  дошкольников»

Научный руководитель

доцент кафедры

дошкольного образования

Романова Ирина Владиславовна

Чебоксары

2012год

                                                                             

Пояснительная записка

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» д.Кукшумы Ядринского района Чувашской Республики работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровай, М.А.Васильевой. В нем функционирует две разновозрастные группы. Старшая группа «Шевле» с детьми в возрасте от 4 до 7 лет и младшая  « Теремок» с детьми в возрасте  от 2до 4 лет.  Группа «Теремок» состоит из 15 детей. Семь детей в возрасте от 2 до 3 лет, восемь детей в возрасте от 3до 4 лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Актуальность: Очень важно познакомить детей с окружающим миром, дать правильные представления обо всем, что окружает их, поскольку на основе приобретенных знаний формируются такие качества как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически  и бережно относиться ко всему окружающему.

Цель рабочей программы: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития

Задачи рабочей программы:

  1. сенсорное развитие;
  2.  развитие познавательно исследовательской  деятельности;
  3. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Основой для разработки рабочей программы предстали:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
  2. Об утверждении и введение в действие  Федеральных государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23  ноября 2009 г. № 655// Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
  3. СанПин 2.4.1 2660 – 10.

Формы организации детей:

  1. Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» планируется с детьми  1 раз в неделю, длительностью до 10 минут.
  1. Самостоятельная деятельность детей;
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями

 

Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни).

«Физическая культура» (использование подвижных игр и физических упражнений кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире).

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности).

«Безопасность»        (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности        собственной жизнедеятельности безопасности окружающего мира природы).

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)

для реализации задач образовательной области «Познание»).

«Чтение        художественной литературы»        (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание»)

«Чтение        художественной литературы» (решение специфическими средствами основной задачи психолого- педагогической работы — формирования целостной картины мира).

«Коммуникация»        (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение безопасности         кругозора в части представлений о себе, семье, обществе)

«Физическая культура» (формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях).

Программа предполагает использование системы мониторинга    достижений детьми планируемых результатов его освоения, направленной на обеспечение комплексного подхода к оценке    итоговых и промежуточных результатов освоения Программы и на осуществление оценки динамики достижений детей.

Периодичность промежуточного мониторинга – 2 раза в год.

Содержание программы

Раздел 1.  Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение

Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина): сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.). Явления общественной жизни

Семья. Знать свой дом и квартиру; называть свое имя и имена членов своей семьи.

Детский сад. Учить детей узнавать свой детский сад, находить спою группу. Учить ориентироваться в помещении группы, на участке Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Труд взрослых. Воспитывать интерес к труду близких взрослых. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя мост посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

Ознакомление с природой

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т.д.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.

Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. п.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Формировав элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. л).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Содержание образования,  формируемое участниками образовательного процесса

Формировать представления о  Родине – знакомиться с достопримечательностями деревни (названием улиц, людьми, его населяющими ).

Развивать интерес к городу, селу, поселку, в котором он живет (названию города, улицы, людям, которые его окружают).

Календарно-тематический план

Тема недели

Месяц


Основные направления работы

Тема и форма организации образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Содержание формируемое

участниками образов

тельного процесса

Интеграция

Работа с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Детский сад

               Сентябрь


Формирование целостной картины мира

Игрушки. Мишка

Познакомить детей с названием  предметов  ближайшего окружения .

Учить детей описывать игрушку Игры с игрушками-медвежонком,

зайчонком,

лисёнком

Помочь адаптироваться к условиям ДОУ. Беседа с детьми о том, какие они разные: мальчики и девочки, не похожие друг на друга.

Знакомство с названием детского сада и группы.

Коммуникация.

Праздник знакомства.

Оформление стендов: «Визитная карточка»

               Сентябрь

Формирование целостной картины мира

Любимые игрушки.(сравнение   пластмассовых , резиновых. Тканевых  игрушек).

  Знакомить детей с предметами ближайшего окружения  

Различать игрушки на ощупь. Игра «Чудесный мешочек»

Рассматривание иллюстрации «У меня друзей немало»

Определить вместе с детьми их предпочтения к игрушкам. Чтение: А.Барто. Игрушки

Знакомство с куклой в национальном костюме, матрешкой. Формировать знания о народной игрушке.

Коммуникация.


Творческое задание:

Создание альбома «Мои любимые игрушки»

Консультация для родителей

«Вы, Ваш ребенок и игрушки»

Осень

Сентябрь

Ознакомление с природой

Осень золотая.

Экскурсия  в сад

Расширить представления детей об окружающей действительности, о предстоящем осеннем празднике.

Рассматривание иллюстрации «Осень»

Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

(в течения всего сезона)


Продемонстрировать радость общения с природой своей местности

Коммуникация.

Праздник «Осень». Выставка детского творчества,   Сбор осенних листьев и создание коллектив         ной работы—плаката с                 самыми красивыми          из собранных листьев.

Сентябрь

Ознакомление с природой

Овощи и фрукты

Учить узнавать овощи по цвету, величине, вкусу, называть их; различать по внешнему виду фрукты и овощи. Дать представление о характерных признаках некоторых овощей, их цвете

Игры с муляжами овощей.

Закреплять знание овощей, произрастающих в нашей республике

Д.и. «Собираем урожай». Ц.: Классификация, знакомство с овощами (огурец, помидор, картофель, лук), фруктами (яблоко, груша)

Овощи с местного огорода – учить узнавать, называть овощи (огурец, помидор, лук, морковь).

Коммуникация

Творческое задание:

Поделки из овощей

Я     в     мире человек

Октябрь

Социальное окружение

Дружная семья

Знакомить детей с понятием  «семья» развивать навыки общения.

Рассматривание альбомов с фотографиями «Моя семья»

Развивать умение называть имена членов своей семьи

Игра – упражнение «С кем я живу».

Пальчиковая игра «Моя семья»

Вызвать положительные эмоции и желание рассказывать о своей семье, используя фотографии из семейного альбома

Коммуникация

Творческое задание: создание альбома с фотографиями членов семьи

Октябрь

Социальное окружение

Кто нам помогает.

Формировать представление о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему.

Рассматривание тематических рисунков«Профессии»

Беседа «Кто работает в детском саду». Знакомить с д/с

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость

Коммуникация

Консультация на тему: «Кризис 3 лет».

 

Мой дом

Октябрь

Социальное окружение

Дом, в котором я живу

Учить ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом, называть улицу

 Игры с строительным материалом. «Построим дом»

Воспитывать положительное отношение к детскому саду

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Показать ближайшие сооружения. Продолжать знакомить детей с жилищем людей

Коммуникация

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему «Секреты воспитания»

Октябрь

Предметное окружение

Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки).

Учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а так же основные части.

Игры с машинами .

Беседа «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте».

Транспорт родной деревни– формировать знания о видах транспорта, профессиях людей (шофер), воспитывать интерес к труду взрослых.

Коммуникация


Развлечение «Играем вместе» (дети и родители) Игры по правилам дорожного движения:

«Цветные автомобили».

Октябрь

Предметное  окружение

Игра «в обувном магазине»

Учить детей различать по внешнему виду обувь, отвечать на вопросы

Рассматривание тематических рисунков «Одежда»

Д.и. «Покажем мишке, как правильно одеваться, чтоб не простудиться». Ц.: Закрепить название одежды, частей ее; свойства (теплая, большая, маленькая)

Знакомство  с одеждой кукол.

Коммуникация

Беседа: «Что должно быть в шкафчике».

Мониторинг  с 5-14 ноября

Ноябрь

Предметное окружение

Мебель в нашей группе.

Обучать детей различать и называть предметы мебели, рассказать об их назначении.

Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами  к играм «Детский сад»

Р.И. «Выбери картинки и расскажи, что есть у тебя дома».

Ц.: Закрепить представления о частях предметов (дом, стол).

Знакомство с мебелью, которая имеется в групповой и спальной комнатах

Коммуникация

Консультация для родителей.

"Формирование культуры трапезы"

Ноябрь

Ознакомление с природой

Комнатные растения нашей группы.

Познакомить детей с комнатными растениями (бальзамин, фикус). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Развивать познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства. Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными.

Рассматривание комнатных растений.

Беседа «Почему люди берегут природу, все живое» Формировать представление, что растения живые, без них человек жить не может.

Показать красоту комнатных растений в интерьере группы.

Коммуникация

Наглядная информация:«Мы любим природу!»  

Ноябрь

Предметное окружение

   Чайная посуда.

Расширить представление о посуде . познакомить с названиями чайной посуды и их назначением.

Познакомить с назначением и свойствами посуды.

С/р и. «Детский сад» Ц.: Формировать дружеские отношения между детьми при обыгрывании навыков: дети приходят в д/с, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать.

Посуда в кукольном уголке - виды

Коммуникация

Консультации на тему:

«Правильное воспитание хороших привычек»


Ноябрь

Предметное  окружение

В гостях у куклы Алены

Узнавать и называть по внешнему виду столовую и чайную посуду; различать между собой. Развивать любознательность.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.  Д.и. «Научим Мишку правильно вести себя в детском саду».

Посуда в кукольном уголке - виды

Коммуникация

Консультация на

тему:«Воспитание дружеских отношений в игре»

Новогодний праздник

Декабрь

Ознакомление с природой

Зима

Уточнить представления о зиме , ее признаках, учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности

Коммуникация

Консультации: «Осторожно – грипп!», «Если дома больной!», «Меры предупреждения и лечения гриппа!».

Декабрь

Ознакомление с природой

Снеговичок и елочка

Расширять представление детей о деревьях. Показать свойства снега. Познакомить с елкой, признаками                                                              отличия ели от других деревьев. Учить рассматривать. Развивать наблюдательность (оно похоже на пирамидку; ветви ели разные: внизу – большие, раскидистые; верху – маленькие, редкие). Воспитывать любознательность. Активизировать словарь: ствол, ветки, иголки, ель, елочка, снег, холодный, тает.                        


       Рассматривание иллюстраций о зиме.                

Закреплять знание деревьев, произрастающих в нашей республике

Знакомство с деревьями ближайшего окружения – воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты

Коммуникация

Приглашение к совместной деятельности от детей группы, «Какие бывают снежинки».

Декабрь

Предметное окружение

Одевание куклы на прогулку.

Уточнять представления детей об одежде, названия вещей , способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку.

Рассматривание зимней одежды кукол.

Рассказ воспитателя о здоровье.

Продолжить  знакомство с куклой Нарспи – учить называть предметы одежды, соотносить их в связи со временем года.

Коммуникация

Информационный плакат: «Алгоритм одевания, умывания»

 


Декабрь

Социальное и предметное окружение

Скоро  новогодний  праздник.

Уточнить и обогатить  представления  детей  о новогоднем празднике ;  учить рассматривать предметы – ёлку, ёлочные украшения – отвечать  на вопросы в ходе рассматривания

Рассматривание иллюстраций о празднике.

Продуктивная деятельность «Украсим лесную елочку светофорами».

Знакомство с традициями провождения новогоднего праздника в своей местности

Коммуникация

Изготовление костюмов для праздника Выставка детского творчества: «Зимушка-зима»

Зима

Январь

Предметное окружение

Одежда.

Учить классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону. Отвечать на вопросы о назначении одежды и обуви.

Кукла Нарспи и ее одежда

Коммуникация

Беседы «Одежда детей в группе и на улице»,«Маркировка одежды».

Январь

Ознакомление с природой

У кормушки.

Расширять представления о поведении птиц у кормушек. Учить различать по внешнему виду; знакомить частями тела. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к птицам. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний

Рассматривание рисунков с птицами.

Пальчиковая игра  «Птички»

Знакомить с конкретными видами птиц своей местности, о их поведении зимой

Коммуникация

Изготовление кормушек с папами. Беседа «Совместный труд»

Животные

Январь

Ознакомление с природой

Петушок с семьей

Знакомить детей с домашними птицами, с внешним видом петуха. Его повадками.

Дети выполняют соответствующие движения и произносит нужные звукоподражания.

Закреплять знание домашних птиц, живущих в нашей республике.

Игра «Кто как кричит?»

 

Формировать представление как люди заботятся о домашних птицах.

Коммуникация

Информационная папка  на тему «Играем дома».

Январь

Ознакомление с природой

Лошадка с жеребенком.

Продолжать  знакомить детей с домашними животными и  их детенышами.

Игры с муляжами животных.


Д.и «Домашние животные» Расширить  знания о дом. живот. и птицах

Дать понятие об условиях жизни домашних животных (польза, уход)

                     

Коммуникация

Консультация: «Как уберечь ребенка от травм».

Февраль

Ознакомление с природой

Знакомство с волком.

Продолжить знакомить детей с животными леса: дать представление о волке.

Рассматривание тематических рисунков «Дикие животные»

Закрепить названия диких животных родного края Д.и. «Звери и птицы к зиме готовятся» Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой

Знакомство с животными местных лесов – дать первоначальные представления о лесе и о его обитателях: зайце, волке, медведе, подвести к обобщению «дикие звери».

Коммуникация

Папки – передвижки: «Растим будущего мужчину». «Основы правильного питания»

Февраль

Ознакомление с природой

Домашние животные и их детеныши.

Продолжить знакомить с домашними животными  и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине.

 Беседа «Как я ухаживаю за своим питомцем». Ц.: Формировать представления о необходимости заботы о домашних животных, которые приносят пользу; ответственность, милосердие, умение дружить.

Дать понятие об условиях жизни домашних птиц  и животных зимой.(польза, уход

Коммуникация

Игра-развлечение «Кто, кто в теремочке живет?»;

Февраль

Ознакомление с природой

Покормим птичек .

Продолжить  знакомство с птицами, учить наблюдать за птицами, сравнивать их.

Д.и «Домашние животные» Расширить  знания о дом. живот. и птицах

Знакомить с конкретными видами птиц своей местности, о их поведении зимой

Коммуникация

Акция «Поможем тем, кто рядом» (изготовление кормушек для птиц)

 

Мамин праздник

Март

Социальное окружение

Мама дома - повар

Помочь понять, как важен труд мам по приготовлению еды для всей семьи, какие вкусные блюда они готовят. Воспитывать уважительное отношение к труду мамы

Подарки для мам.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к близким.

Чтение стихотворения о маме.

Знакомство с простейшими

 блюдами. Определение вкусов и предпочтений в еде.

Коммуникация

Развлечение « Мамочки роднее нет».

Творческое задание:

Создание альбома «Моя любимая  мама»

Март

Социальное окружение и природное окружение

Кто трудится на огороде.

 Вспомнить названия овощей на , познакомить с трудовой деятельностью на огороде.

 С/р игра «Овощной магазин». Ц.: Знакомить с трудом    продавца, закрепить название овощей, их свойства: цвет, форма; об их пользе, о людях, вырастивших их, прикладывая много сил и заботы.

Познакомить детей с трудом людей по выращиванию овощей

Коммуникация

Консультации: «Воспитание у детей внимания и усидчивости»; «Развитие творчества у детей».

Март

Социальное окружение и природное окружение

Машины помощники

Учить группировать предметы  по способу использования.

Рассматривание тематических рисунков.

Игра «Предметы, которые есть дома».

Дать понятие о некоторых  бытовых приборах.

Коммуникация

Консультация для родителей « Леворукость у детей»

Март

Предметное окружение

Игра «Куда что положить»

Совершенствовать у детей способность  обобщать, учить группировать предметы по назначению.

Игры с строительным материалом.

Рассматривание иллюстраций «Безопасность в быту»

Дать понятие о некоторых  бытовых приборах

Коммуникация

Безопасность.

Тематическая выставка семейных поделок «Золотые руки наших мам».

Мониторинг с  1-30 апреля

 

Народная игрушка

Апрель

Предметное окружение

Игра с матрешкой.

Вызвать интерес к новой игрушке, учить детей сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать. Закрепить названия основных цветов.

Игры  с любимыми игрушками.

Дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же».

Продолжить знакомство с куклой в национальном костюме, матрешкой. Определить вместе с детьми их предпочтения к игрушкам. Формировать знания о народной игрушке

Коммуникация

Консультацияна тему: "Выбираем игрушку»

Апрель

Предметное окружение

Из чего сделаны игрушки.

Учить определять название игрушки и материал, и которого они сделаны.

Игры  с любимыми игрушками.

С/р и « Научим кукол порядку в д/с»

 Продолжить формировать знания о народной игрушке.

Коммуникация

Развлечение «День смеха».

Апрель

Социальное и предметное окружение

Кому что нужно

Упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с их профессией.

Рассматривание  иллюстраций.

Р.и. «Транспорт» Закрепить представления о сельскохозяйственном транспорте: трактор, грузовая машина и о профессиях: тракторист, шофер

Дать первоначальные представления о профессиях и орудиях труда.

Коммуникация

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи и их происхождение»

Апрель

Предметное окружение

Ознакомление с качествами и свойствами предметов.

Продолжать учить различать и называть качества предметов( твердый, мягкий, тяжелый, легкий), их свойства( тонет, плывет).

Р.И. «Выбери картинки и расскажи, что есть у тебя дома».

Ц.: Закрепить представления о частях предметов и их свойствах.

Дать первоначальные представления о свойствах предметов.

Коммуникация

Выставка поделок из бросового материала «Чудесные превращения»

Весна

Май

Ознакомление с природой

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»

Дать представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы.

Рассматривание иллюстраций о весне.

Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

  Учить называть и находить признаки весны.

Коммуникация

Привлечение родителей к озеленению участков «Деревья растут с детьми».

Май

Ознакомление с природой

Там и тут, там и тут одуванчики цветут…

Формировать представления об одуванчике. Учить выделять характерные особенности, называть его части.

Разукрашивание раскрасок.

Дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое же».

Формировать желание любоваться окружающей природой.                      

Коммуникация

Консультация «Путешествие с ребенком»

Май

Ознакомление с природой

Что есть на нашем участке. Экскурсия .

Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание растений на участке.

Беседа «На нашем участке выросли цветочки»,

Учить называть и находить признаки весны.

Коммуникация

Экскурсия в природу родителей с детьми « Этот чудесный мир».

Май

Ознакомление с природой

Насекомые


               

Закреплять желание наблюдать за насекомыми. Развивать любознательность. Воспитывать гуманное отношение к маленьким живым существам

Рассматривание тематических рисунков: «Насекомые»

 Беседа: «Мы не боимся жуков и не обижаем их»;

Насекомые на участке – воспитывать эмоционально-бережное отношение.

                       

Коммуникация

Совместное оформление альбома «Игры на прогулке».


Результаты освоения  содержания программы  

Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная часть содержания образования

Содержание образования, формированное участниками образовательного процесса.

Эмоционально волевой

У воспитанников сформировано эмоционально-ценностное отношение к познаваемому

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

обогащен чувственный опыт и умение фиксировать его в речи

- активно включены все органы чувств

Деятельно-практичный

Воспитанники владеют способами деятельности(умениями и навыками)

Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

Различает и называет предметы ближайшего окружения.

Называет имена членов своей семьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).

Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).

Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.


Когнитивный

Воспитанники имеют знания

Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

Рефлекторно-тврческий

У воспитанников развито творчество и способности

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

развито продуктивное творческое мышление

Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Название пособия

Сроки проведения

Низко формализованные

Высоко формализованные

I. Уровень знаний о ближайшем окружении.

низкий - ребенок затрудняется в определении четвертого лишнего.

средний- ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, но объяснить, почему он лишний, может только с помощью наводящих вопросов воспитателя, пользуется ситуативной речью, жестами.

высокий - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет и объясняет, почему он лишний (объясняет функции, назначение предметов, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, материал).

Д/и «Найди лишний»



- наблюдение

Диагностика уровней освоения программы:    младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011.


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

 с 5 по 14, ноября ,с 1 по 24 апреля.

II. Уровень сформированности умений устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами

и явлениями.

низкий- ребенок затрудняется группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы, не справляется с заданиями даже при активной помощи воспитателя.

средний - ребенок выполнил задания с незначительной помощью воспитателя. Группирует и классифицирует хорошо знакомые предметы.

высокий - ребенок легко справляется с заданиями, правильно обосновывает свои действия. Знает материалы, из которых сделаны предметы (дерево, ткань, бумага). Делает простейшие обобщения.


- Д/и «Разложи картинки».


- Наблюдение.

Диагностика уровней освоения программы:    младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011.


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

III. Уровень знаний о явлениях общественной жизни.

низкий- перечисляет членов семьи, не давая пояснения их действиям. Затрудняется назвать, как заботятся друг о друге. Не знает названия своего города.

средний - ребенок называет членов семьи, но с трудом отвечает на поставленные вопросы, пользуется ситуативной речью. Знает название города.

высокий - ребенок знает каждого члена семьи. Знает название своего города, с доверием относится к взрослым, которые заботятся о нем.

                                                           

- Беседа по сюжетной картинке «Моя семья». Посмотри внимательно на эту картинку.

Как ты думаешь, кто здесь нарисован?

Что делает бабушка?

Дедушка?

Остальные?

Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?

С кем ты живешь?

2.Беседа по вопросам.

Попробуй вспомнить название города, в котором ты живешь.

Ты часто гуляешь по городу с мамой (папой)?

Ты благодаришь родителей за интересные прогулки?

И т. п.


- Наблюдение

 

Диагностика уровней освоения программы:    младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011.














ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

Уровень знаний о некоторых домашних животных.

низкий - ребенок не справляется с заданием.

средний - ребенок называет животных, знает, как они кричат. Самостоятельно находит картинку с детенышем, но называет не всех.

высокий - ребенок правильно называет всех домашних животных. Знает, как они кричат, самостоятельно находит картинку с детенышем и называет его.

- Д/и «Кто в домике живет?».


- Наблюдение















Диагностика уровней освоения программы:    младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011.


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

Уровень сформированности элементарных представлений                                                                     о хороших и плохих поступках.

низкий - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, но не выполняет их систематически, с поручениями взрослых не справляется.

средний  - ребенок имеет представления о хороших и плохих поступках, во время беседы правильно анализирует ситуации, но не всегда принимает посильное участие в охране окружающей среды. Выполняет поручения при помощи взрослого, но не всегда охотно и заинтересованно.

высокий - ребенок принимает посильное участие в охране окружающей природы (без надобности не срывает растения, не ломает ветки деревьев и кустарников, не пугает животных и т. п.), охотно выполняет простейшие поручения, умеет планировать свою деятельность.

Наблюдение за ребенком во время прогулки, во время выполнения простейших поручений.

2. Наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Диагностика уровней освоения программы:    младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011.







ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

Информационно-методическое обеспечение программы

Наименование раздела

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

Детский сад

Осень

Я в мире человек.

Мой дом

Новогодний праздник

Зима

Животные

Мамин праздник

Весна

Знакомство с народной культурой и традициями

Мониторинг

- картинки с изображением козы, козлят, кочанов капусты, котят, мишек и т.д. на каждого ребенка;

- цветы с круглой и квадратной сердцевиной;

- одноплоские карточки;

- игрушки: – заяц, письмо, матрешки, кубики, машины, куклы

- картонные плоскостные картинки: елочки, домики, птички, пирамидки, варежки и т.д.;

- музыкальные инструменты;

- предметы одежды.

- геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат (на каждого ребенка), кубы, шары как разной величины, так и разного цвета;

- широкая и узкая дорожки, картонные  ручейки, разные по ширине, короткие и длинные картонные «ледяные» дорожки;

- игрушки: – заяц, письмо, матрешки, кубики, машины, куклы

-ящик с бросовым материалом: лоскутки разных тканей, ленточки разной длины и ширины;

-2-3 набора разрезных картинок (плоскостных и представленных на кубиках); картинки могут быть разрезаны на 6-8 частей;

-матрешки, пирамидки, вкладыши;

-музыкальные игрушки;

-2-3 вида крупной мозаики;

-листы бумаги, карандаши, восковые мелки;

-«палочки-считалочки»;

-настольный театр;

-коллекции открыток;

-коллекции шишек, каштанов;

-образцы материалов (дерево, пластмасса);

-лупа;

-пластмассовые гвозди, молотки, дощечки.

-часы.

- Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках»:«Инструменты домашнего мастера», «Водный транспорт», «Автомобильный транспорт», «Спортивный инвентарь», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные — домашние питомцы», «Собаки — друзья и помощники», «Школьные принадлежности», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Герои сказок», «Космос». — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Музыкальный центр, диски с записями звуков природы, музыкой на осеннюю, зимнюю, весеннюю, летнюю  тематику, песни о маме, о школе, о семье.

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об Образовании» от  10.07.1992 N 3266-1
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» .
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655
  5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от  20 июля 2011 г. N 2151 г
  6. СанПиН 2.4.1.2660-10
  7. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10
  8. Васильева Л.Г.Рабочая программа педагога детского сада //Народная школа.2012.№3.с.66.
  9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
  10. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы – составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. – Чебоксары: Новое время, 2010.
  11. Об утверждении и введение в действие  Федеральных государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23  ноября 2009 г. № 655// Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.
  12. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, м.А. Васильева . Первая младшая группа/авт.сост. В.Н.Мезенцева, О.П.Власенко.-Волгоград:Учитель 2о12-115с
  13.  Диагностика уровней освоения программы:    младшая и средняя группы / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011
  14. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. /Младшая группа/ Москва ООО «ЦГЛ», 2003.
  15. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  16. Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. -М., 1999.
  17. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во  младшей группе детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"

Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

Рабочая программа воспитателя  второй  младшей группы №2 «Бабочки» Плосковой Ирины Николаевны  на 2015-2016 учебный годКалендарно-тематическое планирование (по программе &la...

рабочая программа воспитателя младшей группы по программе "Мозаика"

реализация программы "Мозаика" в младшей группе....

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...