Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_uchitelya.doc466 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 18 “Хрусталик” компенсирующего вида города Белово»

Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме

 «Вся семья вместе, и душа на месте»

Подготовили:

                                                                        Аптина Лариса Юрьевна,

                                                                           учитель-дефектолог МБДОУ

                                                                               детский сад №18 города Белово          

         Абросимова Тамара Владимировна,

 учитель-логопед МБДОУ

детский сад №18 города Белово          

Белово, 2013

Задачи:1. Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.                                                                          2. Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье, составлять рассказ о своей семье с опорой на схему; развивать устную речь, упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами, развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).                                                                                                                                                   3. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них.

Предварительная работа: составление родителями (совместно с детьми) генеалогического древа своей семьи.

ОБОРУДОВАНИЕ: трафареты дерева, чистые альбомные листы на каждого ребенка, комплект силуэтов бабушки, дедушки, папы, мамы на каждого ребенка, цветные карандаши, работы детей «Мое генеалогическое древо», статуэтка генеалогического древа с фото.

Ход занятия.

Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в мир историй. Эти истории вы будете рассказывать сами. Чтобы вы рассказывали четко и внятно, нам нужно сделать зарядку для язычка. (Логопед проводит артикуляционную гимнастику).

Основная часть. Пальчиковая игра «Семья».                                                        Дефектолог.

Вот дедушка,                                                                                                                                              Вот бабушка,                                                                                                                                    Вот папочка,                                                                                                                                               Вот мамочка,                                                                                                                                         Вот деточка моя,                                                                                                                                                          Вот и вся моя семья.                                                                                                                                     - Ребята, когда мы произносим потешку, то загибаем пальцы по очереди в кулак. Это потому, что про семью в народе говорят: «Крепкая семья, как кулак».

          Зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика «Человек» (музыка и слова М.Пеньковской).

Развитие глазодвигательных функций, умения выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом, развитие моторики.

Тифлопедагог предлагает детям встать в круг и выполнить движения по тексту.

Утром солнышко встаёт,                      Потягивание с разведением рук в стороны вверх.

Спать ребятам не даёт.                          Частое моргание глазами.

Глазки просыпаются,                             Повороты головы в стороны с улыбкой.

Солнцу улыбаются.                                Закрыть глаза и легко потереть веки

                                                 боковыми гранями больших пальцев, сжав                        остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.

Мы потерли их немножко,                    Направить взгляд вдаль (посмотреть в окно).

Сразу глянули в окошко                       Протянуть руки вперед, стараясь «достать

                                                                    до лучика», поднести          

Лучик тёплый увидали,            ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.

На ладонь свою поймали.      Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь;               Он с ладошки – прыг да скок,             Руки скрестить на затылке, указательным

                                                                   пальцем правой руки достать кончик носа.

На головку, на носок.         Хватательные движения руками перед собой;                       Я его поймать хочу,                               на уровне глаз дальше и ближе  

Головою я кручу.                                   повороты головы в стороны: голова вправо  –                          

                                                    движения  правой рукой с фиксацией взора; то же – влево.

                                                                       

Спрячусь и зажмурюсь,                        Закрыть глаза ладонями, зажмуриться

Улыбнусь, нахмурюсь.                         Улыбнуться, нахмуриться.

Ножками потопаю,                                Потопать ногами.

Ручками похлопаю.                               Похлопать в ладоши

Приходи скорей, дружок,                    Выполнить «шагающие» движения указательным                                          и средним пальцами правой руки по

                                                                   открытой ладони левой руки.

Нарисуем мы кружок.                           Рисование перед собой указательным пальцем

                                                                   максимально возможного круга, следя за  

                                                                   движением пальца взором.  

Ты на пальчик мой садись                 Ладонью правой руки погладить воображаемый

И со мною порезвись.                           лучик, находящийся на ладони левой руки,

Ты весёлый, озорной,                           «взять» лучик обеими ладонями, поднести к

А теперь беги домой!                            лицу и подуть на него.

- Семья похожа на большое дерево: как дерево она мощная, сильная. Семья, как и дерево, растет, у нее появляются новые веточки.

Дидактическое упражнение «На что это похоже?» (Дети обводят по внешнему трафарету дерево).

- У дерева есть корни. Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? (Дети: корни в семье – это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие ей начало.                                                                                                                                                         – Выложите фигурку бабушки справа, а слева – фигурку дедушки.                                                  – От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Как вы думаете, почему я их сравнила их со стволом. (Ответы детей). – Ваши мамы и папы – молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших.                                                                                                                                               – Выложите силуэт папы с той стороны дерева, где находится дедушка, силуэт мамы, с той стороны, где находится бабушка. Назовите, где вы выложили силуэты? (Дети: силуэт папы – слева от ствола, силуэт мамы - справа). – Веточки и листочки на нашем дереве – это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Нарисуйте старших братьев, сестер в нижней части кроны дерева, младших – в верхней. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи.

Физминутка. Подвижная игра «Три медведя». Дети выполняют движения соответственно тексту.

Три медведя шли домой.                                                                                                                Папа был большой – большой,                                                                                                       Мама с ним поменьше ростом,                                                                                                         А сынок – малютка просто.                                                                                                             Очень маленький он был,                                                                                                                       С погремушками ходил.                                                                                                                               (Дети выполняют движения, имитируя рост).

Логопед. Логопед приглашает детей посмотреть выставку работ «Мое генеалогическое древо». Каждый из детей принес свое древо, выполненное дома вместе с родителями.

Составление рассказа о семье по вопросам логопеда.

- Ребята, сейчас мы будем рассказывать историю о своей семье. Чтобы ваша история была красивая и последовательная, я вам буду задавать вопросы. Вспомните, как мы отвечаем на вопросы. (Дети: на вопросы мы отвечаем предложением).

- Как вы назовете свою историю? (Ответы детей). Сколько человек в семье? Как зовут папу, маму? Есть ли брат, сестра? Сколько им лет? Есть ли бабушка, дедушка? Как их зовут? Где и кем работают мама и папа? Что ты можешь сказать о своей семье? – Знать историю своего рода, семьи очень. Посмотрите как можно хранить свое древо дома. (Логопед показывает статуэтку – «Генеалогическое древо»).

Логопед подводит к выводу, что история своей семьи, своего рода – это семейная традиция, она делает семью сплоченной, дружной, опорой на всю жизнь. Благодарит детей за хорошую работу на занятии. Какие необычные деревья у вас получились. Это семейные или родословные деревья. Вспомните пословицы и поговорки о семье.

Вся семья вместе и душа на месте. Вся семья самые верные друзья.

Итог занятия.

Фотоприложение.

   

Литература

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009

4. Дружинина Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями  зрения. Методические рекомендации.

Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.

5. Нищева Н.В. картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

6.Интернет ресурсы:

 ns.portal

MAAAM.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зимний еловый лес» Конспект итогового занятия за 2 квартал по лепке в старшей группе для детей с нарушением зрения

Цель: -Закреплять с детьми технику барельефной лепке, создавать изображение сосен, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен;-приемы прямого раскатывания, «размазывание и...

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию Тема: «Вся семья вместе – так душа на месте».

Цели и задачи занятия: воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношен...

Ежедневное планирование в старшей группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Вся семья вместе и душа на месте».

Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми, разработанный в соответствии с ФГОС ДО...

Конспект открытого занятия для студентов по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха на тему: "Правила дорожного движения"

Тема: Правила дорожного движения.Цели: - Закрепить знания детей o правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах; - Учить использовать в речи данный тематический материал....

Сценарий праздника, посвященного Дню Семьи на тему: "Вся семья вместе и душа на месте!"

Данное мероприятие проходит в нашем саду ежегодно. 15 мая-День Семьи!Пригласили родителей,гостей и организовали праздник в виде соревнований, где использовались разные задания-интеллектуальной направл...