Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В гости к Берендею»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Карманникова Елена Саидовна

Конспект занятия   «В гости к Берендею» для детей подготовительной  к школе  группы.  Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание  по  лексической  теме «Насекомые». Методические приемы: игры, кинезиологические упражнения, проблемно-игровые ситуации, использование перфокарт, мнемокартинок,  эксперименты, загадки. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_oktyabrya_zan.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по  ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

для детей подготовительной  к школе  группы

                           «В гости к Берендею»

(интеграция областей: социализация, коммуникация, познание)

Лексическая тема « Насекомые».

                                     

                                   

                                       Выполнила воспитатель

                                      логопедической группы

                                                     Карманникова Елена Саидовна

                                             НС(К)НШ-ДС V вида (№89)

                                         

Набережные Челны

2012г.

                          «В гости к Берендею»

З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.

Цель: закрепление знаний детей о насекомых в осеннее время года.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Вызвать у детей желание принять участие в разговоре по теме «Насекомые».

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, (их внешнем виде, пользе), вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием предлогов  под, на, по, над. Развитие диалогической речи.

          Коррекционно - развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительное  и слуховое восприятие, общую моторику, координацию.

Развивать высшие психические функции и познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.

Развивать способность сопереживать, вызывать желание помочь попавшим в беду друзьям.

Воспитательные:

  Воспитывать любовь и уважение к природе;

 Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать по согласованию.

Предварительная работа:

         Наблюдение за насекомыми и пауками весной и  летом  во время прогулок.  Заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображениями насекомых и пауков. Беседа «Такие разные насекомые». Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».   В. Бианки «Счастливый жучок».  Просмотр мультфильмов,  аппликация «Божья коровка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок.

Оборудование:

Картинки с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы, осенние листья, ноутбук, лепестки цветика – семицветика (белые и цветные, увеличительные стекла, микроскоп, проектор, экран, музыкальное сопровождение,   бросовый материал для постройки муравейника, вода, салфетки, мнемокартинки, перфокарта,  эмблемы (кузнечика и паука).

Дети рассматривают через микроскоп и увеличительные стекла насекомое-осу.

У ребят на груди эмблемы (кузнечика и паука).  

Игра «Кто как передвигается?»

Воспитатель предлагает  изобразить, как передвигается кузнечик и как передвигается паук.

Воспитатель: Как передвигаются кузнечики?

Дети: Прыгают (показывают действие).

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Как  передвигаются пауки?

Дети: Ползают (показывают действие).

Воспитатель: Верно.  А сейчас поиграем: на   стук в  бубен, передвигаются кузнечики, а звон - пауки.

Дети выполняют действие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто из них не насекомое?

Дети: Пауки.

Воспитатель: А почему паук не относится к насекомым?

Дети: Потому что у паука 8 лап.

Воспитатель: Правильно вы догадались.

Воспитатель: Кузнечики остаются со мной, а пауки уходят с помощником воспитателя  в кабинет логопеда.

Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона).

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и выполнить кинезиологическое упражнение.

Кинезиологическое упражнение.

Шла гусеница по дорожке.

У нее в ботинках ножки.

Ротик, нос, а глаза — два,

И большая голова.

Желтый, зеленый, красный, синий,

С улыбкой ты всегда красивый!    

Воспитатель: А теперь улыбнитесь, и подарите  свои улыбки друг другу, в  это осеннее утро.

Воспитатель: Молодцы,  я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Основная часть

Проблемно – игровая ситуация

(Раздается звонок телефона).

 Воспитатель: Ой, нам пришло СМС-сообщение. Интересно, от кого оно? Письмо от Лесовичка. Он просит, включить компьютер и посмотреть видеосообщение.

(Дети садятся и смотрят видеосообщение на компьютере).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Царь сказочного леса Берендей пригласил  меня и насекомых на праздник «осенний бал».  А  в подарок, я приготовил ему удивительный и мой  любимый  цветочек «Цветик-семицветик», но нас  настигло осеннее ненастье. Лепестки цветка потеряли окраску, и насекомые куда-то исчезли. Помогите мне, пожалуйста!  Верните прежний цвет лепесткам и  подскажите,  почему исчезли насекомые? А для этого надо выполнить задания, я один не справлюсь». Уж очень хочется попасть на праздник к Берендею.

Воспитатель: Поможем  Лесовичку, ребята?

 Дети: Да.

 (Воспитатель, обращает внимание детей на бесцветный цветик-семицветик (на фланелеграфе, с заданием на каждом лепестке).

Задание I  Игра «Загадки – отгадки» О насекомых

Воспитатель: Надо загадать загадки.  А вы ребята знаете загадки?

Дети: Загадывают загадки и отгадывают.

1.Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. ( Артур Б.)

2.Он работник настоящий,

Очень, очень, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из  хвоинок строит дом. (Карим)

3.Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся?.... (муха). (Никита Д.)

4.Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки-

Черненькие точки. (Кирилл)

Воспитатель:  А про кого вы сейчас  отгадывали загадки?

Дети: про насекомых.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Много знаете загадок.

 Меняет цвет лепестка, срывает второй лепесток и читает задание.

Задание II  Дидактическая игра «Составь предложение»

      Воспитатель приглашает детей к столу,  на котором стоит осенний букет, а на листьях  закреплены игрушки – насекомые. Предлагается рассмотреть букет.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите на осеннем букете?

     Ответ детей: Насекомых.

     Воспитатель: Верно. Вам нужно составить предложение о том, что оно делает, используя  предлоги  (под, на, по, над)

     Р е б е н о к. Бабочка  сидит на листке  дуба. (Максим)

     Ребенок. Гусеница ползет по ветке березы. (Карим)

    Ребенок. Жук спрятался под листком дуба.  (Артур Э.)

    Ребенок. Стрекоза порхает над букетом. (Никита Д.)

    Ребенок. Муравей ползет по ветке клена. (Артур Б.)

    Ребенок. Муха ползет по столу . (Кирилл)

Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием.

 Вот как много насекомых! А во время прогулок мы  наблюдали, что насекомых на улице становится все меньше. Если в начале сентября  мы с вами  видели бабочек, стрекоз, муравьев, пчел, ос и шмелей, то сейчас уже, мы кое -где видели только мух. Почему?

Дети: Потому - что наступила осенью. С каждым днем становится холоднее, засыхают цветы, холодной становится вода.

(Меняет цвет лепестка).

Воспитатель срывает лепесток, читает  следующее задание.

Задание III  поискового характера  дидактическая игра «Назови и распредели» ( использование перфокарты).

Детям раздает перфокарты (насекомые).

Воспитатель: Ребята. Вам нужно назвать насекомое и определить к кому виду это насекомое относится?( К  «Хищным»-желтый цветок, «Полезным» - синий цветок, «Вредным» - красный цветок.) Воспитатель организует взаимоконтроль – предлагает детям проверить  друг друга.

Воспитатель: Назовите насекомых, которых  вы отнесли  к «хищным»?

Дети: Стрекоза, кузнечик,  божья коровка.

Воспитатель: Почему их называют хищными?

Дети: Потому – что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель: Назовите насекомых, которых вы  отнесли  к «полезным»?

Дети: Муравьи, пчела, бабочка.

Воспитатель: Почему их называют полезными?

Дети: Потому – что пчелы опыляют цветы, дают нам мед, воск, муравьи

разносят по лесу семена, многих растений,  бабочки - опыляют цветы.

Воспитатель: Назовите насекомых,  которых вы  отнесли к «вредным»?

Дети: Муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Почему их называют вредными?

Дети: Потому – что муха и комар разносят микробы, гусеница - ест листья растений.

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием. Срывает лепесток и читает задание.

Физминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовется «кокон»

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нем. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо-( взмахи руками вверх)

Март, апрель,  капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня-сонюшка! (потягивается)

Под весенним ярким солнышком (рисует руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Задание IV  Игра-тренажер «Что сначала, что потом?»

Презентация

Воспитатель: Ребята, следующее задание нам надо выполнить на компьютере. Ребята, давайте вспомним, как  гусеница превращается в бабочку. -Что сначала откладывает бабочка?

-Бабочка откладывает яйца.

- Кто появляется из яйца?

-Из яйца появляется гусеница.

-Что делает гусеница?

-Она питается листьями и растет.

-В кого она превращается?

-Гусеница превращается в куколку.

-Кто  выходит из куколки?

Из куколки появляется бабочка,  у нее мокрые крылья. Весной  на солнышке крылья подсыхают  и бабочка начинает летать.

 Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием.  (Меняет цвет лепестка). Читает другое задание.

Задание V «Как насекомые проводят зиму?» Мнемокартинка.

Воспитатель: Лесовичок  переживает, куда исчезли насекомые.

      -Ребята, мы же с вами уже знаем,  осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом.  Давайте вспомним, куда исчезают насекомые зимой? И  поиграем в игру.

Воспитатель:  На магнитной доске размещены мнемокартинки – изображения  насекомых и мест, где они будут зимовать.

Ребята вам нужно от изображения насекомого провести линию к изображению места его  зимовки  и  объяснить свой выбор.

Дети выполняют задание.

Ребенок:  Комары забиваются в щели коры деревьев, стен и заборов. (Артур Б.)

Ребенок: Жуки зимуют под листьями, укрытые одеялом из снега.

(Артур Э.)

Воспитатель: Ребята, а почему мы назвали одеяло из снега? (Листья и снег согревают, предохраняют почву от вымерзания).

Ребенок. Дикие пчелы закупоривают соты воском. (Максим).

Ребенок. Бабочки зимуют  в коконах.  (Никита Д.)

Ребенок:  Божьи коровки улетают где тепло.  (Кирилл)

Ребенок: А муравьи закупоривают  все входы-выходы своего

высокого муравейника. Забираются  в самую глубину его, жмутся  в кучи,  

       потесней. (Карим)

 Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Срывает лепесток.

      Какое  же  еще следующее задание.

  Задание VI «Построй муравейник».

Воспитатель: Кто-то разрушил  муравейник. И они не успели спрятаться.

- Давайте поможем им построить муравейник.  Ребята  из чего муравьи  строят  свой дом?

Дети: Из соломинок, листиков, коры  дерева, хвойных  иголок.

Воспитатель: Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который несет муравей, во много раз превышает его собственный вес. Какую  форму имеет муравейник?

(Предположения детей.)

     Дети: Конус.

На подносе лежит  бросовый материал (солома, травинки, хвоинки,  бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д).

Воспитатель убирает салфетку с подноса.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите на поднос. И выберите только тот материал, из которого муравьи строят муравейник.

Воспитатель: А почему, вы, не выбрали бутылки и полиэтиленовые пакеты? (Ответы детей).

Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима

Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием.  (Меняет цвет лепестка).

Читает следующее задание.

Задание VII «Какие насекомые больше переносят пыльцу».

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как пчелы готовятся к зиме?

 Летом они собираю нектар и пыльцу. Из которых получается мед.  Так же они опыляют цветы.  Какое из насекомых больше опылит цветов? Пчела или кузнечик?

 Ответы детей.

Воспитатель:  Давайте проведем эксперимент.

 - У меня есть волшебные рукавички, одни гладкие и блестящие, другие – пушистые,  ворсистые,  мохнатые, как ворсинки на теле насекомых, надев мохнатую, мы превращаемся в пчелу, а надев гладкую, в кузнечика.

 - У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

 - Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку. Сначала гладкую-кузнечик - рассмотреть,

А затем пушистую-пчела, рассмотреть и сравнить.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Вот и последний лепесток приобрел цвет.

 (Появляется Лесовичок).

 Лесовичок. Какие вы молодцы. Вы помогли мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам цветику-семицветику.  Благодаря вам я узнал почему и куда  исчезли насекомые. Значит я попаду на праздник «Осенний бал» к  царю Берендею.

Звучит волшебная музыка и  появляется царь Берендей.

 

Заключительная часть.

Царь Берендей: Какие молодцы! Сумели  раскрыть небольшие тайны природы? Я очень рад, что вы много знаете. А  самое главное помогли объяснить Лесовичку, куда исчезают насекомые осенью? А на память о сегодняшней встрече  я приглашаю вас в сказочный лес. Вас ждет сюрприз.

Раздает угощенье.

Последующая работа:

Аппликация из сухих листьев насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности По познанию окружающего мира в старшей группе.

Тема НОД: «В гостях у гномика»(ознакомление с лекарств. растением - обыкновенной календулой).Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить с новым лекарственным растением- календулой, за...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира в старшей группе

Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни. В процессе данного занятия дети  знакомятся с разнообразие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомления с окружающим миром по теме: «О тех, кто в деревне живет» Вторая младшая группа (3-4 года)

Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомления с окружающим миром по теме:«О тех, кто в деревне живет»Вторая младшая группа (3-4 года) Использование современных те...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию окружающего мира с использованием театральной игры для старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в театр»

Образовательная область социально – коммуникативное развитие: непосредственно образовательная деятельность по познанию окружающего мира с использованием театральной игры.Форма проведения: игра ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Ознакомление с окружающим миром в старшей группе «Я - человек»

Цель:Ознакомление детей с внешним и внутренним строением человеческого организма....