Организация работы МБДОУ д/с №2 г. Таганрога по формированию у воспитанников основ пожарной безопасности.
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Адаменко Анна Владимировна

Пожар- это нередко результат несоблюдения правил безопасности, основ эксплуатации электрооборудования и электроприборов, неосторожного обращения с огнём.Часто причиной пожара является детская шалость.Решение проблемы пожарной безопасности  во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний у населения. Поэтому одной из важнейших задач следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и молодежи пожарной безопасности. Опыт работы  МБДОУ д/с №2 г. Таганрога по формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности представлен в данном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование у дошкольников основ безопасной

жизнедеятельности в рамках ознакомления

с правилами противопожарной безопасности »

          У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к  этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

 В МБДОУ д/с №2 г. Таганрога много внимания уделяется   формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи:

 -познакомить с историей возникновения огня;

-дать детям понятие, что огонь бывает другом, а бывает и врагом;

-формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов;

- познакомить со средствами пожаротушения;

          - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
           -обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Механизмы реализации:

- разработка системы  занятий и мероприятий ;

- организация  сотрудничества c пожарной частью №21 г. Таганрога

- создание предметно-развивающей среды, уголков экспериментирования.

Предполагаемый результат :

  1.  Накопление  практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников;
  2. Готовность детей самостоятельно решать задачи противопожарной безопасности, разумное  поведение в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения;
  3. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.

Содержание деятельности

Образовательные области

«Что такое огонь?»

март

 «Полезный огонь»

апрель

 «Опасный огонь»

май

 

«Правила

пожарной безопасности»

июнь

 

«Служба противопожарной безопасности»

июль

август

  1. Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Путаница»
  2. Экспериментальная деятельность (какие материалы горят)
  3. Дидактическая игра «Последовательные картинки».
  4. Игра «Горит- не горит»
  5. Беседа с использованием презентации «Огонь в жизни человека»
  6. Знакомство с пословицами и поговорками об огне.

  1. НОД «Наш друг огонь»
  2. Чтение марийской народной сказки «Огонь и человек»
  3. Игра « Разный огонь»
  4. Экскурсия в прачечную «Знакомство с работой электроутюга»
  5. Чтение сказки  « Как Огонь Воду замуж взял»
  6. Рисование «Огонь –друг».

  1. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Кошкин дом»
  2. Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастера художественного слова, просмотр мультфильма
  3. НОД «Спички  не для игры»
  4. Игра « Причины пожаров»
  5. Инсценирование стихотворения «Кошкин дом»
  6. Рисование  по мотивам стихотворения «Кошкин дом»
  7. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы»
  8. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар»
  9. Рисование « Пожар»
  10. Рисование пластилином «Огонь-враг».

  1. Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.
  2. Учебная эвакуация.
  3. Игра-занятие на тему «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых»
  4. Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком пожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными  путями
  5. Составление  правил «Чтобы не было беды» совместно с родителями
  6. Коллективное рисование плаката «Не шути с огнём»
  7. НОД   «Маленькая спичка- большая беда»
  8. Сюжетно-ролевая игра «Пожар в детском саду».

  1. Беседа « Пожарный –профессия героическая»
  2. Отгадывание загадок.
  3. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
  4. Экскурсия в пожарную часть
  5. Подвижная игра «Кто быстрее»
  6. Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Диалоги по телефону», «Раньше и теперь»
  7. Игры- соревнования «Спасатели», «На пожар»,  «Тушение пожара», «После пожара»
  8. Сюжетно-ролевая игра « Мы пожарные»
  9. Конструирование  «Пожарная часть».

  1. Диагностика полученных детьми знаний. ( Приложение  9 .)
  2. Итоговое мероприятие «Не шути, дружок, с огнем».( Приложение 10. )

Чтение художественной литературы,

безопасность,

познание,

коммуникация

Познание,

безопасность ,

коммуникация,

чтение художественной литературы,

социализация,

художественное творчество

Познание,

здоровье,

коммуникация,

безопасность,

чтение художественной литературы,

художественное творчество

Познание,

здоровье,

коммуникация,

безопасность,

социализация,

чтение художественной литературы,

художественное творчество

Познание,

здоровье,

коммуникация,

безопасность,

социализация,

чтение художественной литературы,

художественное творчество

Приложение 2.

                                           Опросник.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Как вызвать службу спасения?
  3. Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая игра «Наши помощники»).
  4. Назови пожароопасные предметы.
  5. Отчего может возникнуть пожар?
  6. Перечисли правила поведения при пожаре.
  7. Назови правила противопожарной безопасности.
  8. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
  9. Перечисли правила поведения дома .

 

 Приложение 9.

Диагностика.

1. Почему говорят «В одном коробке сто пожаров»?   

2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?

3. Из-за чего возникают лесные пожары?           

4. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?

5. Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?   

6. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?               

7.Каких качеств требует работа пожарного?      

8. Где нужно хранить спички и зажигалки?

9. Почему нельзя украшать новогоднюю ёлку свечами и зажигать их?

10. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать двери и окна настежь?

11. Почему нельзя в лесу бросать мусор, жечь костры?

12. Составьте короткий рассказ со словами «утюг», «шторы», «пламя», «дым», «вода»

           

Критерии оценки:

1 балл – отвечает с помощью взрослого;

2 балла – отвечает частично с помощью взрослого

3 балла – отвечает самостоятельно.

 

Результаты:

1-15 баллов – низкий уровень знаний о пожарной безопасности

15-30 баллов – средний уровень

Более 30 баллов – высокий уровень.

 

Приложение 8.

Игры- соревнования.

1.Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

 2.. Игра «Спасатели».  По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру  можно усложнить, предложив «спасателям» двигаться с завязанными глазами (сильное  задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

3.Игра «Тушение пожара». 1. По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит. 2. По условному сигналу дети совочком набирают песок из ёмкости и бегут к «огню», засыпают его, возвращаются назад, передают эстафету следующему участнику.

4.. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

 Приложение 5.                

Огонь и человек

Марийская народная сказка

Один мужик облюбовал себе в лесу место под ржаное поле. Хорошее место — на холме, на южном склоне.

Стал мужик сводить лес, валить деревья, расчищать поляну.

С рассвета   дотемна   раздавался по лесу  стук его топора: тюк да тюк, тюк да тюк.

Сначала он срубил деревья, потом принялся корчевать пни.

А когда подошло время сеять рожь, оглянулся мужик и видит: сил положил много — места расчистил мало. С такого поля не прокормишься. Да еще бревна и пни надо с поля прочь убрать. Тоже работа нелегкая.

Сидит мужик под елкой и горюет.

Вдруг видит он: по лесу среди черных лип и белых берез, среди желтых сосен и зеленых веток идет кто-то. Вроде бы и человек, да чудной какой-то. Быстро идет, словно ветром его несет. Кафтан на нем алый, широкий, длинные-полы развеваются, белую подкладку кажут.

Приблизился он к мужику, остановился и говорит:

— Удачи тебе, мужик, в твоем деле. А что ты делаешь?

— Лес под поле свожу. Трудился, трудился не покладая рук — расчистил лишь малое место. С такого поля не прокормишься. Да еще надо бревна и пни убрать, тоже работа нелегкая.

— Хочешь, я тебе помогу?

— Помоги, приятель. Вдвоем больше сделаем.

— Я один управлюсь, а ты отойди в сторону. Мужик отошел в сторону, а тот распахнул свой алый кафтан, взмахнул широкими рукавами на белой подкладке, взмахнул алыми полами.

Стали рукава белым дымом, а полы алым пламенем.

И тотчас же наваленный на поле сушняк задымился, полетели искры, забушевало пламя, охватило и пни, и бревна.

Мужик испугался.

«Высок его дым, остер красный язык, этак он и меня, съест, — подумал мужик. — Бежать надо».

Кинулся мужик прочь, да споткнулся о ведро с водой. Ведро опрокинулось, вода разлилась, пламя потухло.

Обернулся мужик, видит: вместо бревен и пней одна серая зола, а на поляне стоит тот, в алом кафтане, в своем прежнем обличье и похваляется:

— Видал, как я с бревнами и пнями управился?

— Видал, — отвечает мужик. — Спасибо тебе. Да кто же ты такой будешь?

— Я — Огонь. И тебе спасибо, мужик, за угощенье: ведь для меня нет ничего лучше смолистой сосны и белой березы. Теперь ты приходи ко мне в гости. Угощу я тебя тем, чего ты никогда не едал: печеным да вареным.

Полетел Огонь дальше, а мужик распахал поле и посеял рожь.

Хорошо уродилась рожь. Осенью убрал ее мужик, смолотил, сложил в клеть.

«Теперь можно и в гости сходить», — решил мужик. Пришел он к Огню:

— Здравствуй, друг Огонь.

— Здравствуй, друг мужик. Садись за стол.

Уселся мужик, а Огонь выставил перед ним горячих блинов жареных да румяных пирогов печеных.

Очень понравились мужику блины и пироги. Правду говорят: жареный, да еще с маслом, и лапоть съешь.

Наелся мужик и завел беседу.

— Что-то ты, друг Огонь, вроде отощал, вроде поменьше ростом стал.

— Как тут не отощаешь, когда в доме ни обеда, ни ужина: ни смолистых плах сосновых, ни белых поленьев березовых, ни даже щепы осиновой, — вздохнул Огонь.— Ежели я сегодня не подкреплюсь, то завтра мне придет конец.

— Зачем же тебе, друг, конца ждать? Пойдем ко мне, уж я найду, чем тебя попотчевать.

Пришли они к мужику. Наколол мужик сухих березовых дров для друга.

Набросился Огонь на поленья, вмиг спалил. От поленьев осталась маленькая кучка пепла, зато Огонь сразу раздобрел, повеселел, алым румянцем заиграл и помирать раздумал.

— Давай, мужик, вместе жить, — говорит он. — Ты меня будешь кормить, а я на тебя работать.

Поставил мужик посреди своей деревянной избы каменные палаты — печку, и поселился Огонь в печке.

Так подружился человек с огнем. Огонь жарит блины, печет пироги, щи да кашу варит, в холодную пору согревает, а человек заботится, чтобы всегда в доме были дрова.

       . Приложение 6.

Как Огонь Воду замуж взял.

                                                                                 Е.А.Пермяк

Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и

задумал на ней жениться.

Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и её не высушить?

Спрашивать стал. И у всех один ответ:

— Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная Вода,

бездетная семья?

Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и

носится, только рыжая грива по ветру развевается.

Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном

его звали.

Пал ему Огонь в ноги. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками

тлеет. И жалобно-жалобно говорит:

— Ты мастеровой человек, ты всё можешь. Хочу я разбой бросить, хочу своим домом

жить. Воду замуж взять хочу, да так, чтобы она меня не погасила и я её не

высушил.

— Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю.

Сказал так мастеровой человек и терем стал строить. Построил терем и велел

гостей звать.

Пришла с жениховой стороны огневая родня: тётка Молния да двоюродный брат

Вулкан.

С невестиной стороны пришли старший братец Густой Туман, средний брат Косой

Дождь и младшая сестра Ясноглазая Роса.

Пришли они и заспорили.

— Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. -

Не бывало ещё такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал.

А мастеровой человек отвечает:

— Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на

дружку не жалуются.

— Это всё так, — молвил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где

тепло, там я редеть начинаю.

— И я, и я от тепла высыхаю! — пожаловалась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою

сестру Воду не высушил!

— Я такой терем построил, что они будут в нём жить да радоваться. На то я и

мастеровой человек.

Поверили. Свадьбу стали играть.

Пошли плясать Молния с Косым Дождём. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем,

в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на

покой в овраг уполз.

Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с

невестой в терем ввёл. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал

им нескончаемой жизни да сына-богатыря.

Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня

сына-богатыря.

Хорошим сын богатырём вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин -

густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силён, как

Вулкан, как тётушка Молния.

Вся родня в нём кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нём себя видят, когда тот,

остывая, капельками на землю оседает.

Хорошее имя дали богатырю: Пар.

На телегу сядет Пар-богатырь — телега сама собой покатится да ещё сто других за

собой повезёт

На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну

рассекает, паровой голос подаёт, корабельщиков паровым теплом греет.

На завод пожалует — колёса завертит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткёт, людей

и. кладь возит — народу помогает, мать-отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не

гасит, ни он её высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко.

Год от году растёт сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке

не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти

замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

Приложение 7.

                                         Дидактические игры.

«Горит – не горит»

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество. В том случае, если это вещество горючее, дети показывают руками вверху «языки пламени»,  если же оно не горючее –опускают руки. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Раньше и теперь»

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

  1. Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

  1. Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

 «Кому что нужно для работы»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

« Огнеопасные предметы»

 Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто     являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.

Игровые действия: разложить карточки на две группы.

      Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

Приложение 4.

« Наш друг огонь ».

Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём.

Воспитывать осторожное отношение к огню. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем.

В: Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).

Нет, человек научился добывать огонь.

Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.

Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)

Дидактическая игра «Что горит, что не горит».

Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень.

Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.

Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.

Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)  

Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.

 Нам без доброго огня

Обойтись нельзя и дня

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за что ему почёт,

Что ребятам греет ужин

Режет сталь и хлеб печёт.

                                                  (Е.Ильин)

Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.

А сейчас дети, отгадайте загадки:

- Красный петушок

По жердочке бежит     (огонь).

- На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош

Да с собой не понесёшь    (огонь).

- То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход

Остановишь – горе!

Продырявит – море        (утюг).

- Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит, а как проснётся

Ярким пламенем зажжётся    (электрическая  лампочка).

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»        (чайник).

- Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор     (пылесос).

Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать,

От огня несдобровать.

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда,

Это помните всегда!

Приложение 10.

Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности     « Не шути, дружок, с огнем! »

Цель: Закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.

Задачи: закрепить знание телефона пожарной службы;

                  прививать практические навыки поведения при пожаре;

                  развивать коммуникативные навыки детей;

                  воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Оборудование: Спички, 2  красных квадрата, ёмкость с песком, 2 совка, брызгалки с водой.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята! Мы сегодня пойдём в гости к Дедушке-Лесовику

(слышится кряхтение, кашель)

Лесовик: Ох, ох, ох! Устал, долго по лесу плутал, внука своего искал. Не видели вы здесь мальчика с веснушками на носу?

Дети: Нет!

Лесовик: Я забыл поздороваться и представиться. Здравствуйте, меня зовут Дедушка-Лесовик. А вас как? (дети называют свои имена) Ага, понял: Коля, Саша, Маша…-всех запомнил, а вот внука моего нет! В беду ведь он попал. Подружился с Огневушкой-Поскакушкой. Она хитрая и коварная, может запугать и погубить. Я вас вот о чем прошу: я пойду внука искать, а если сюда Огневушка вдруг прийдет и станет моего Ванюшку учить тому, что нельзя делать, зовите меня, я сразу прибегу на помощь. Ну-ка, повторите, как меня зовут!

Дети: Дедушка-Лесовичок!

Лесовик: А вы знаете, кто такая Огневушка-Поскакушка? Это самый настоящий Огонь!

Ведущ.: Дедушка, мы знаем, что такое огонь, и дети сейчас расскажут об этом.

1 реб.:      О чем поет огонь,

                  Гуляя по поленьям?

                  О том, что занят он

                  Не только отопленьем.

2 реб.:      Что булки он печет

                  И варит суп с лапшою,

                  Что расположен к вам

                  Всей пламенной душою.

3 реб.:       Без ругани и ссор

                   Живет огонь в квартире.

                   Лишь просит об одном,

                   Чтоб вы с ним не шутили.

4 реб.:       Поёт огонь весь день

                   В своем наряде алом

                    А ночью спит в золе

                   Под  черным одеялом.

5 реб.:       А утром на заре

                   Его разбудят спички,

                   И снова он поет

                   И жжется по привычке.

Лесовик: Молодцы! Хорошо про огонь рассказали!

Вед.: А дети знают и о том , что огонь бывает разным!

Лесовик:  А, это когда пользу приносит, а когда вред.

6 реб.:        Он всегда бывает разным-

                    Удивительный огонь:

                    То буяном безобразным,

                    То тихоней из  тихонь.

7 реб.:        То он змейкой торопливой

                     По сухой  скользит траве,

                     То косматой рыжей гривой

                     Полыхает на заре.

8 реб.:         Вот на спичке, как на ветке,

                     Голубой дрожит листок,

                     Вот, ломая прутья, ветки,

                      Хищный делает бросок.

9 реб.:          Да, огонь бывает разный-

                      Бледно-желтый, ярко-красный,

                      Синий или золотой,

                      Очень добрый, очень злой.

Лесовик:  Молодцы! А теперь скажите деду, если спички дома жечь, что случиться может?

Дети:  Пожар!

Лесовик:  Если случится пожар, что нужно делать?

Дети:            Если близко телефон

                       И тебе доступен он,

                       Нужно 01 набрать

                       И пожарных вам позвать!

Вед.:  И тогда приедут пожарные на пожарных машинах и потушат огонь.

Лесовик:  Молодцы, умнички! Я вижу, вы с Огневушкой- Поскакушкой  справитесь и моего Ванюшку в обиду не дадите. А в случае чего, поливайте её водой, она только её боится.

Входит Огневушка, а за ней с завязанными глазами Ванюшка. Они играют в прятки. Ваня касается Огневушки и обжигается.

Ваня:  Ай, ай, ай! Я обжегся!

Огневушка: Ха, ха, ха! Не реви, это такие пустяки! До свадьбы заживет.

Ваня: Говорил мне дедушка, чтобы я до тебя не дотрагивался!

Огневушка:  Да ладно тебе, Ванюшка, перевяжи и нос утри.  А сколько здесь детей! И все такие славные, хорошие! Я- Огневушка, а это мой друг Ванюшка! Я хочу с вами поиграть!

Ваня:  Не играйте с ней, ребята, она вас обожжет!

Ведущ.:  Ванюша, это ты не смог от огня убежать и увернуться, а наши дети ловкие и смелые, быстрые и умелые. Окружайте Огневушку, озорную Поскакушку!

Проводится  игра « Обожгу» (аналогичная « Заморожу») 

Огневушка: Никого не обожгла. Правда ловкие и быстрые! Ваня, пойди сюда! Вот тебе спички, давай костер разведем!

Ваня:  А потушить сможем, успеем?

Огневушка: Может успеем, а может и нет…А ты начинай, жги, не думай!

Ваня: Дедушка не разрешает мне со спичками играть, тем более в лесу. Ребята, а вы как думаете?

1 реб.:       Не играй, дружок, со спичкой!

                    Помни ты, она мала,

                    Но от спички-невелички

                    Может дом сгореть дотла.

2 реб.:        Возле дома и сарая

                     Разжигать огонь не смей!

                     Может быть беда большая

                     Для построек и людей.

3 реб.:         Не шути, дружок, с огнём,

                     Чтобы не жалеть потом.

                      Сам костры не разжигай

                      И другим не позволяй!

4 реб.:        Для забавы, для игры

                     Спички в руки не бери.

                     Спички бросил ты в лесу-

                     И несчастье на носу.

5 реб.:         Ведь нельзя шутить с огнем,

                      Помни ты всегда о том:

                      Кто с огнем неосторожен,

                      У того пожар возможен!

Прибегает Лесовик.

Лесовик:  А, вот ты где, Огневушка-Поскакушка! Плохим делам моего внука учишь, костры разводить заставляешь, хочешь, чтобы мой лес загорелся! Дети, поливай её водой, она воды боится!

 Проводится игра (дети идут по кругу и дразнят):

                        Огневушка-Поскакушка по полю скакала

                        Ножку сломала, а потом и говорит:

                        « У меня нога болит!»

 (дети поливают её, она убегает)

Лесовик: Ты знаешь, что ты мог натворить , и что могло  бы случиться, если бы тут развели костер? Дети , расскажите непослушному Ване!

Дети:  Сгорели бы!

Лесовик:  Ты понимаешь, что ты мог бы погибнуть!

Ваня:  Я больше не буду!

Возвращается Огневушка.

Огневушка: Да ладно, дед, тебе внука воспитывать! Давай лучше поздороваемся, обнимемся!

Лесовик:  Не подходи! Отойди!

Огневушка:  Боишься? Ну не хочешь обниматься, тогда давай поиграем!

Лесовик:  Дети, разве можно с огнем играть?

Дети:  Нет!

Огневушка:  Очень даже можно! Поиграем в загадки: я загадываю, ты отгадываешь!

- По какому номеру нужно звонить во время пожара?

Лесовик:  Ну-ка, скажите, ребята!

Дети:  01

Огневушка:  Верно! Ванюша, беги звони!

Лесовик:  Ваня, стой! Стой! Что ты делаешь? Разве можно пожарных без причины вызывать?

Дети: Нет!

Лесовик:  Кто объяснит моему внуку, почему нельзя вызывать  пожарных, если нет пожара?

Дети:  Потому, что они опаздают на настоящий пожар!

Лесовик:  Правильно! А ты, Огневушка, перестань шалить!

Огневушка:  Я и не думала, дедуся! Я пошутила…Хотите, еще загадки загадаю?

                          Шипит и злится, воды боится.

                          С языком, а не лает.

                          Без зубов, а кусает.

                          Всё ест- не наедается,

                          А пьёт-умирает.                                              (Огонь)

                          Этот темный, тёмный дом

                          Сто сестричек жмутся в нем.

                          А любая из сестричек

                          Может вспыхнуть, как костер.                      ( Спички)

                          Что бывает, если со спичками дети играют?            (Пожар)

              -Смотрите,  какие грамотные дети, все знают. Ой, вы мне так нравитесь! Дайте я кого-нибудь обниму!

Лесовик:  Не подходи к нам, а не то опять водой обольём!

Огневушка:  Ой, ой, ой! Больше не буду! Воды я боюсь! Между прочим, я могу приносить и пользу. Вот , например, чайку вскипятить- я тут как тут. А костер в лесу от холода спасает. Только вы, когда костер зажжете, потом его не тушите, пусть горит! Сначала сгорит одно дерево, потом два, потом сто, потом весь лес, потом город! (потирает руки) Вот хорошо будет!

Лесовик: Ты чему детей учишь? Разве можно костры жечь и не тушить?

Дети:  Нет! Костры надо тушить!

Лесовик:  Вот мы сейчас поиграем в игру «Потуши пожар». Одна команда будет Огневушки, а другая Ванюшки.

Проводится  игра «Потуши пожар»  (Два красных квадрата, песок, совочки, нужно быстро засыпать квадраты).                  

Лесовик: Молодцы ребята! Быстро потушили пожар!                                      

Огневушка: Поздравляю! Ловкие, смелые, умелые! А теперь игра на внимание. Я буду петь куплеты, а вы мне отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчите.

1.  Кто задорный и веселый,

     Верность правилам храня,

     Бережет свой дом и садик от коварного огня?

2.  Кто поджег траву у дома,

      Подпалил ненужный сор?

      И сгорел гараж знакомых

      И строительный забор.

3.   Кто соседней детворе

      Объясняет во дворе,

      Что игра с огнем недаром

      Завершается пожаром?

4.   Кто украдкой в уголке

      Жег свечу на чердаке?

      Загорелся старый стол,

      Еле-еле сам ушел.

5.   Кто пожарным помогает,

      Правила не нарушает?

      Кто пример для всех ребят,

      Малышей и дошколят?

- Молодцы! Теперь я вижу, вы знаете, что со мной шутить опасно, и всегда будете выполнять правила противопожарной безопасности. Тогда я с вами буду дружить, никого не обижу и не обожгу .А  теперь я пойду, мне пора, до свиданья, детвора!

1 реб.: Знают взрослые, знают дети

             В самых разных концах Земли:

             Люди, сколько жили на свете,

             Пуще глаза огонь берегли!

2 реб.:   Ведь огонь в холода, в непогоду

               У костра их всегда согревал

               И людскому великому роду

               Замерзать никогда не давал.

3 реб.:   Сохраняли его , как умели, -

                Всемогущий, горящий огонь.

                 И хоть тысячи лет пролетели,

                 Людям нужен по-прежнему он.

4 реб.:     Ведь издревле до нашего века

                 Он помощник и друг человека.

                 Чуть стемнеет, и вспыхнет повсюду

                 Электрических звездочек чудо.

5 реб.:      Поутру, чтобы все были сыты,

                  Ставим пищу в духовки , на плиты.

                  Печь громада- мартен пышет жаром:

                  Варят сталь для страны сталевары.

6 реб.:      Хлеб и булки огонь выпекает

                  И от холода нас защищает.

                  И от дальних звезд до Земли

                  Мчат космические корабли.

Лесовик:  Молодцы ребята! Приятно вас слушать, но ведь нам пора с Ванюшей. Не играйте с огнем, берегите свой дом, чтоб тепло и уютно всегда было в нем!

        

                                               

Приложение 3.

« Горит- не горит» (экспериментальная деятельность)

Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; познакомить со средствами пожаротушения.

Задачи: продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем; уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать уважение к труду пожарного.

Оборудование: игрушечный мишка,  вата, полоска бумаги, деревянная палочка, лоскуток ткани,кусок пластика,  монета, сухое горючее, керамические чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, баночки с песком, с сахаром, краски, комнатное растение, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакат   « Правила поведения при пожаре».

На стуле сидит Мишка с перебинтованным пальцем.

В.: - Мишка, что у тебя случилось?

М.: - Я хотел проверить, какие предметы горят, и обжёг палец, у меня ничего не получилось.

В.: -Ребята, почему у Мишки получилось только обжечь палец?

Д.: -Он не соблюдал правила, с огнем надо быть осторожным.

В.: - Давайте вместе с Мишкой попробуем проверить, какие предметы легко загораются, а какие не горят. Только обязательно будем соблюдать правила обращения с огнем и Мишку научим.

Опыт 1. Воспитатель поочередно подносит к пламени горелки полоску бумаги, вату, ткань, деревянную палочку, монету, держа их с помощью пинцета. Каждый раз обращает внимание детей на то, на сколько быстро загорается предмет и как долго он горит. Делается вывод, что быстрее всего загораются и быстро горят  бумажные предметы, ткань; дерево горит медленнее, но тоже полностью сгорает; пластмасса плавится и сильно дымит; металлические предметы не горят, но представляют опасность при нагревании: можно обжечься.

В.:- Вы теперь знаете, какие предметы могут загореться быстрей всего. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите о причинах пожаров. Какие беды приносит пожар? Давайте поиграем в игру: я буду называть действия, если они могут привести к пожару, вы топайте и хлопайте, а если нет, качайте головами. «Рисование; чтение; поджигание бумаги; пение; лепка из пластилина; игры с зажигалкой; вырезывание бумаги; зажигание свечки;  прыгание через скакалку; поджигание сухой листвы….»

-А теперь проведем второй опыт и узнаем, чем можно потушить пожар.

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в 4 чашечках. Первую заливает окрашенной водой, вторую- сладкой водой, третью засыпает водой, четвертую накрывает плотной тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка. Вывод: опыт показывает, что при тушении огня  можно использовать любую воду, а также песок( землю), плотную ткань.

Используя плакат, проговаривают правила поведения при пожаре.

Приложение 9 .

Пословицы и поговорки об огне, пожаре

 Искра мала велик пламень родит.

 Пока искра в пепле, тогда и туши.

 Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

 Слёзы пожара не тушат.

 Сену с огнём не ужиться.

 Дерево с огнем не дружит.

 Спички не игрушка, огонь не забава.

 Упустишь огонь – не потушишь.

 Где огонь, там и дым.

 Дыма без огня не бывает.

 Дорого при пожаре и ведро воды.

 Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

 Спичка – невеличка, а огонь великан.

 И малая искра сжигает города.

 Один на пожаре не боец.

 Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

 С огнем воюют, а без огня горюют.

 Человек без огня не живет ни единого дня.

 При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.

   ● Спички не тронь – в них огонь.

  Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.

 Маленькая спичка сжигает большой лес.

 Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

   ● Пожарному делу учиться – вперед пригодится.

  1. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу идёт. (О пожарных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

« Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее о...

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения...

Сценарий игрового досуга по формированию у детей основ пожарной безопасности «Мы - пожарные»

По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольни...

Опыт работы ДОУ по формированию у детей основ пожарной безопасности

В данной презентации представлены формы работы с дошкольниками по формированию основ пожарной безопасности....

Организация образовательного процесса по формированию у детей основ пожарной безопасности в ДОУ

Формы организации образовательной деятельности, основные виды образовательной деятельности детей, формы работы с родителями....

Работа проведённая в старшей группе по формированию у детей основ пожарной безопасности через театральную деятельность.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.Именно театрализованная...