Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Анисимова Татьянна Александровна

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное -учреждение детский сад №93 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга.

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».

воспитатель: Анисимова Т.А.

Санкт-Петербург 2013г.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

 То, что я сделаю, я ЗНАЮ.

Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно взаимодействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия.

Уже много лет в нашей группе особое внимание уделяется экологическому воспитанию. Есть одно условие воспитания экологической культуры - необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески приобретали опыт, познавали и осваивали окружающий мир. Для этого, чтобы знания детей о природе были осознанными, я решила формировать наиболее эффективный метод познания у дошкольников - детское экспериментирование.

В нашей группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы •экологическая лаборатория и центр науки.

Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема, просьба.

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. В уголке экспериментирования «живут» персонажи, персонажи, придуманные вместе с детьми.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша- Удивлюша, Утенок-Удивленок.

Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в старшей и подготовительной группе.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

В костюмах героев появляются соответствующие детали: рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая косынка у Почемучки все это способствует развитию наблюдательности, познавательной активности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются:

Например, с водой:

 Коль с водой имеем дело

 Рукава засучим смело,

 Пролил воду — не беда:

 Тряпка под рукой всегда.

 Фартук - друг: он нам помог,

 И некто здесь не промок.

Сейчас я работаю с детьми 4-5 лет, а именно в этом возрасте количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целеустремленными и обдуманными. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камушек нагреется сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платок высох быстрее, почему?» - «Потому что мы его повесили на батарею».

Организация работы ведется по взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа (растения, животные, характерные особенности факторов внешней среды и др.)

  1. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, магнетизм и т.д.)
  2. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства и др.)

Результаты опытов дети фиксируют в экологических тетрадях. В начале года при фиксации опытов используем готовые формы, но в конце года постепенно начинаем применять рисунки, которые делаем на глазах детей.

При проведении опытов исследуем модели, алгоритмы действий. Знакомя детей с водой, мы с помощью опытов выясняем, что вода прозрачна, у нее нет вкуса и запаха, она не имеет формы, а принимает форму сосуда, в который она налита. С помощью опытов дети выясняют, что некоторые предметы могут плавать на поверхности воды, а другие тонут. Также при помощи опытов дети узнали. что вода бывает жидкая, твердая, газообразная. Лед и снег тоже вода. Вода испаряется. Вода есть в воздухе, но мы ее не видим. Вода нужна всем и т.д.

С помощью опыта мы выяснили, как происходит круговорот воды и природе. Держим холодное стекло над паром, а потом наблюдаем, что па стекле образовались капельки воды. Мы вместе с детьми сделали вывод, что при попадании пара на холодное стекло пар опять превращается в воду.

При знакомстве детей с воздухом, мы с помощью опытов выясняем, ч то воздух невидим, воздух имеет вес, воздух необходим всем: растениям, животным, человеку. Без него они погибнут. Если воздух грязный, то человек может заболеть. Чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым, свежим воздухом, проветривать помещение. Ветер -это движение воздуха, в воде ест ь воздух и т.д.

Изучая свойства песка, дети приходят к выводу, что он бывает сухой, сыпучий, мокрый и принимает любую нужную форму. Песок хорошо пропускает воду, а вот глина - плохо. Нальем воды в стакан с песком и в стакан с глиной, и будем наблюдать. Вода в песок впитывается быстро, а в глину очень медленно, часть воды остается сверху на глине. Пели рассмотреть песок с помощью увеличительного стекла, то можно увидеть, что он состоит из мелких зернышек - песчинок. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Затем рассмотрим комочек глины. Глина состоит из мелких частичек, которые как будто прилипли друг к другу. Поэтому глина так плохо пропускает воду.

При знакомстве детей с почвой с помощью экспериментальных действий подводим детей к пониманию, что почва имеет разный состав. Рассматривая с помощью лупы лесную почву и почву с участка детского сада, дети обращают внимание на то, что в лесной почве много перегноя. В лесу растений больше, в почве больше питания для них.

Ознакомление детей и развитие у них интереса к физическим явлениям, знакомство с основными видами и характеристиками движения, создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и др., занимает особое место в детском экспериментировании.

С помощью экспериментов знакомим детей с измерительными приборами: весы, мерный сосуд, линейка, термометр, учим способам использования измерительных приборов. Измеряем температуру воды холодной и теплой. Знакомим с единицами измерения времени: часы, сутки, педели. При знакомстве с землей и ее месте в солнечной системе проводим эксперимент: вращение Земли вокруг Солнца с помощью глобуса, вращающегося по круговой орбите вокруг зажженной лампочки, символизирующей Солнце.

Приходим к выводу, что Земля движется вокруг Солнца, которое освещает и обогревает ее неравномерно. С помощью эксперимента узнаем, почему происходит смена дня и ночи, смена времен года.

При знакомстве детей со звуком и слухом учим слушать звуки от различных источников, на разном расстоянии, различной громкости и т.д.

Знакомя детей с магнитом, формируем представление о свойствах магнита, об использовании свойств магнита человеком.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, а именно: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений и др.

Детское экспериментирование необъятно и интересно. Дети с огромным интересом занимаются этим видом деятельности.

Чтобы работа была более результативной и эффективной проводим работу с родителями. Даны рекомендации по проведению опытов дома с водой, воздухом, растениями и др. (заметки для родителей).

Проведена беседа с родителями на темы:

  1. «Особенности экспериментирования в средней группе».
  2. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты дома).

Наглядная информация для родителей - педагогический журнал:

  1. «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;
  2. «Особенности детского экспериментирования»

Литература:

  1. Под ред. Л.Н.Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва. 2008г.
  2. П.Тутушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-11етербург, Детство-ПРЕСС. 2007г.
  3. И. Э.Куликовская. НЛ 1.Совгир «Детское экспериментирование». Москва. 2008г.
  4. О.В. Дыбипа. Н.П.Рахманова. В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Москва, 2002г.
  5. А.И.Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Москва, 2003г.
  6. Под ред. Л.Н.Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников». Москва, 2008г.
  7. Т.А.Шорыгина «О космосе», Москва. 20051.
  8. О.А.С королупова, «Покорение космоса». Москва, 2003г.
  9. О.А.Скоролупова. «Вода», Москва. 2003г.
  10. О.А.Скоролупова. «Зима». Москва. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»

Сообщение на тему: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее ...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Дошкольный возраст — возраст основного становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важн...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!