Игра-драматизация
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кузнецова Ольга Михайловна

Игра-драматизация, как средство воспитания у дошкольников интереса к произведениям классиков русской литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Игра – драматизация, как средство воспитания у дошкольников интереса к произведениям классиков русской литературы.

Кузнецова Ольга Михайловна

Воспитатель Государственного бюджетного дошкольного учреждения № 97 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

В современном обществе резко повысился

социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление  научить детей читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоциональную и духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники

          10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, дети не натренировывают свою фантазию и воображение. По данным психологов к 1 классу в период адаптации у 70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, или развязность, суетливость, гипперактивность, недостаточно развиты память и внимание.

          Чтобы избежать этого, и научить излагать свои мысли красивым, живым, литературным языком необходимо начинать работу как можно раньше. Чтобы ребёнок с раннего возраста впитывал культуру своего народа, сначала через колыбельные песенки, потешки, сказки и т.д., а затем переходить к ознакомлению с литературными произведениями русских классиков, писателей и поэтов. Пушкин, Толстой, Жуковский, Крылов, Лермонтов – это гордость русской литературы.        Все их произведения, называемые сегодня шедеврами, годны для детского восприятия – именно в силу своего художественного совершенства. Ребёнок, для которого русский язык родной, несомненно, слышит интимно – домашние, свойственные национальной психологии интонации и настроения. Вставляет в свою речь образные пушкинские выражения, словосочетания свойственные Толстому, Некрасову.

          Пушкин, Толстой, Лермонтов, Некрасов, воспевая родную природу, особенности русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие дают знания в своих произведениях, и наша задача обратить внимание детей на эти знания, научить прослеживать и устанавливать духовные и исторические связи. Также хотелось восполнить пробел в знании родной культуры, т.к. это начало порождающее личность.  В творчестве наших классиков можно увидеть все свойства русского языка. Пленяет лёгкость стиха и слога русских поэтов и писателей и на сегодняшних малышей это должно действовать благотворно. Пушкин, Толстой, Лермонтов, Крылов, Жуковский через свои произведения передают детям часть своего духовного здоровья. В наше время, с дефицитом духовности, это особенно важно.

          Классики русской литературы знали родной язык в совершенстве, и в своих произведениях воплотили всю красоту родной речи. Вот почему воспитательное и образовательное значение творчества Пушкина, Толстого, Жуковского, Крылова, Лермонтова, Некрасова огромно и уникально. Происходит интеграция всех образовательных областей. Познавательно-речевое развитие образовательная область «Чтение художественной литературы» решаются такие задачи, как:

  1. Развитие интереса к творчеству классиков русской литературы
  2. Формирование эмоционального отношения к  произведениям.
  3. Формирование умения выразительно, с естественными интонациями читать стихи,  отрывки произведений, пересказывать произведения.

В образовательной области «Коммуникация»

  1. Развитие связной речи- монологической и диалогической форм.

В образовательная область «Познание»

  1. Расширение кругозора детей.
  2. Формирование элементарных представлений об истории России через знакомство с творчеством писателей и фактами их биографии

Направление «Социально-личностное развитие»
Образовательная область «Социализация»

  1. Развитие игровой деятельности детей.
  2. Развитие интереса к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия при подготовке и показе инсценировок по произведениям классиков русской литературы.
  3. Формирование желания действовать с дидактическими играми на закрепление знаний о творчестве писателей.

Направление «Художественно-эстетическое»
Образовательная область «Художественное творчество»

  1. Развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.
  2. Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы литературных произведений.
  3. Знакомить детей с произведениями живописи известных художников и художников-иллюстраторов.

Образовательная область «Музыка»

  1. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической и народной музыкой.
  2. Развитие навыков инсценирования песен.
  3. Развитие умений через движения передавать характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

          Маленькие дети не умеют читать, но они могут запоминать стихи, отрывки сказок, могут пересказывать литературные тексты. По произведениям классиков дети учатся любить родную природу, родной край, свою семью. Работа проводится и в непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности. Чтобы занятия стали более красочными, чтобы детям захотелось слушать и запоминать литературные тексты  используются игры – драматизации, мы проигрываем литературные тексты, используя разнообразные театры: театр «живой руки», настольные театры (из кеглей, из цилиндров, плоскостной), «перчаточный» театр, театр «би-ба-бо», «пальчиковый» театр, «театр игрушки», «театр русской народной игрушки», также элементы костюмов по произведениям и фрагменты декораций.  Например, при  пересказах рассказов Л.Н.Толстого  сначала идёт традиционный разбор произведения, затем вместе с детьми составляется алгоритм  произведения, далее драматизируем, используя различные театры. Тексты Толстого имеют полноценное и доступное содержание, чёткую композицию, простой, но богатый язык и небольшой размер. Дети быстро погружаются в суть рассказа. Это даёт возможность успешно инсценировать произведения Л.Н.Толстого. А это, в свою очередь, делает пересказ не таким скучным. Дети с удовольствием исполняют роли, воспринимают эмоционально-образную суть характера персонажей. Проговаривают тексты эмоционально в соответствии с характером героя, пользуются мимикой, жестами и другими средствами выразительности. Через игры-драматизации по произведениям наших классиков литературы у детей целенаправленно формируются: умение ориентироваться в нестандартной ситуации, продумывать этапы совместной деятельности, и находить разнообразные варианты  решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, и умение самостоятельно искать, анализировать ситуацию и использовать в практической деятельности. Дети учатся продуктивно работать в составе группы.

          Для развития изобразительного и технического творчества вместе с детьми изготавливаем элементы декораций, костюмов, куклы для разных театров.  

          Для развития артистических способностей детей были использованы развивающие игры на развитие воображения, памяти, мышления, пластической выразительности. Например, предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, или на развитие мимики: «Солёный чай», «Ем лимон» и т.д. , на культуру и технику речи , общеразвивающие игры . Постепенно  знакомим детей с некоторыми фактами биографии Пушкина, Толстого, детей это очень интересует. Для того чтобы закрепить умение моделировать литературный текст проводилась игра «Что нарисуем», дети сами называли, что можно нарисовать на каждую строчку текста. Чтобы развивать связную речь проводилась игра «Составь картинку и расскажи», дети составляли разрезную картинку по знакомым произведениям и читали отрывок или стихотворение, или пересказывали текст.

          Игры-драматизации по литературным произведениям объединяют эстетические возможности репродукции и творчества. Игра приносит чувство радости, у детей появляется желание читать.

        Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога и детей в старшей группе «Литературная викторина по произведениям А.С.Пушкина»

Цели: приобщение дошкольников к словесному искусству. Развитие связной речи – диалогической и монологической форм. Развитие логического мышления. Расширение кругозора детей.

Материалы: модели по произведениям А.С.Пушкина, игрушка кота, театры «Живая рука», презентация «Сказки, сказки, сказки», компьютер, проектор, экран.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные технологии, мнемотехника, технология игры, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии

Составитель: Кузнецова Ольга Михайловна

 Воспитатель ГБДОУ 97 Калининского р-на                                                      

  г. СПб                                                

Содержание НОД

* Сюрпризный момент

Воспитатель достаёт из корзины игрушечного кота и даёт его рассмотреть детям.

-Дети, из какой сказки к нам пришёл этот кот?

-Кто написал сказку «Руслан и Людмила»?

-Вспомните названия  сказок, которые написал А.С.Пушкин?

*А сейчас мы будем показывать друг другу костюмированные отрывки из произведений А.С.Пушкина и отгадывать из каких они сказок.

Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр.

  1. Девочки в кокошниках и сарафанах поют песню «Позолоченная прялица» (  сказка «О царе Салтане…»)
  2. Девочка с куклой «Живая рука» изображающая злую царицу и мальчик с макетом зеркала исполняют отрывок из сказки (сказка «О мёртвой царевне»)
  3. Мальчик и две девочки с куклами «Живая рука» изображающие старика, старуху, золотую рыбку  исполняют отрывок из произведения (сказка «О рыбаке и рыбке»)

* Воспитатель приглашает детей в другую комнату, где установлен проектор.

-Дети, мы поиграем в игру. Слайды «Сказки, сказки, сказки»

Первый слайд: кто помог Елисею найти его невесту? Из какой сказки?

Второй слайд: каким волшебным предметом обладала злая царица? Из какой сказки?

Третий слайд: из трёх девиц одна стала царицей, вторая ткачихой, кем стала их сестра?

Четвёртый слайд: молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

Пятый слайд: что хотела старуха получить с помощью золотой рыбки?

* Сюрпризы от волшебного кота

.

                                                       

 

 

                       

 

       

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Творческие игры и развитие творчества в играх-драматизациях у детей дошкольного возраста"

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности, выступают связующем звеном в отношении к познаваемому. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности у ребен...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидакимческая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные способы действий...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра  и игра-драматизация - один из методов  всестороннего развития детей.  В игре закрепляются знания, уточняются представления, дети осваивают различные спос...

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»

Перспективный план развития руководства театрализованной игрой (игрой-драматизацией) по сказке «Колобок»...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

Конспект занятия по обучению игре в средней группе. Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».

Тема: «Игра-драматизация сказки «Как снеговики солнце искали».Цель: совершенствовать умение детей брать на себя одну из ролей сказки, передавать текст последовательно, отражать характерные признаки и ...