Конспект занятия по познавательной деятельности "Здравствуй,Масленница!"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

елисеева елена александровна

Надо не только воспитывать и развивать детей, но и знакомить с традициями русского народа.Здесь разработанный конспект  про интересный праздник Масленнице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательной деятельности «Масленица».

Цель:  

 Ознакомление детей с устным народным творчеством, русскими народными традициями.

Задачи:

  Познакомить детей с русским народным праздником «Масленица».

  Развивать умение доброжелательного общения со  сверстниками.

  Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Восп: Здравствуйте гости, дорогие! Здравствуйте ребята!
Вы, наверно, догадались по моему костюму, о чём мы будем сегодня говорить?  (Включается любая народная музыка)
Наше занятие будет посвящено празднику «Масленица». .
(слайд 1) Это самый весёлый и радостный праздник, означает он проводы зимы. Мы вспомним, что делают люди во время этого праздника, как встречают масленицу.(слайд 2)
Масленицу праздновают целую неделю с понедельника до воскресенья. Каждый день имел своё название
(слайд 3)

 Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы(слайд4). Люди целый год с нетерпеньем ждаут встречи с гостьюшкой Масленицей. И с наступлением праздника они весело и радостно отмечают его. Чтобы усилить радость встречи, Масленице выкрикивают заклички.. Давайте встретим нашу масленицу закличкой.

(выходят дети)

 :- Раз, два, три,

Вот весна идет, смотри!

 Вы ей двери отворите,

Дружно в гости позовите!

«Пришла масленица годовая-пришла гостьюшка дорогая».


.


Следующий день вторник — Заигрыш.
(слайд 5)  С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья с плясками, вождениями хороводов, песнями и представлениями, где главными героями были петрушка и скоморохи.(появляется Петрушка –игрушка)

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я скоморох-потешник, веселый насмешник

У меня песни, пляски, игры и сказки!

Маслена неделя        

К нам прилетела,

На пенечек села

И блиночек съела!

Что, догадались, какая сейчас неделя идет? Масленая! Масленица! Значит, зиме конец!

П:Вы знаете, ребята, почему эта неделя масленой называется? (Ответы детей.)

П:Масленая – значит, масла на столе много.

А снег какой, видели? Подтаял, блестит, будто и его маслом помазали!

П:Какое главное угощение на Масленицу? Конечно, блины – круглые, масленые, румяные, горячие, как солнышко весеннее! Всю неделю Масленицу празднуют, всю неделю блины едят и друг друга угощают

П:

А на улице народ

Веселится и поет,

Блинами объедается,

На горах катается!

Давайте поиграем ! Слушайте, какая будет игра: Я ногами топ-топ, а вы в ладоши хлоп-хлоп. я в ладоши хлоп-хлоп – вы ногами топ-топ. Все наоборот делайте, да смотрите, не ошибайтесь! (Играют.)

Ха-ха-ха, та-ра-ра!

Вот и кончилась игра!До свидания!(исчезает за ширмой).

Восп:Ох, уж Петрушка-веселушка и спел и станцевал и с ребятами поиграл. Хотите узнать, что дальше? За вторником идёт среда.-Лакомка. Традиционное блюдо на масленицу были блины.
Праздник масленица связан с появлением солнца. Отсюда и традиционные блины. Блин – символ солнца, красных, тёплых дней и хорошего урожая. Этот праздник посвящён проводам зимы, пробуждением природы, наступлением нового тёплого времени года (
слайд 6).

В среду в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались медовые пряники, орехи и здесь же, прямо под открытым небом можно было выпить горячего чаю В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.

А мы с вами знаем песню про блины ,давайте её споём.

(исполняется песня « Ой,блины,блины,блины….)
 Потом идёт четверг — Разгул, самый веселый день. В этот день возят чучело , катаются на санях, песни поют, шутят и веселятся от души.

Инсценировка "Уля и Филя"

Действующие лица: Уля и Филя:

У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала лепешек-оладушек.

У: А где ж они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.


(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)


У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила.


(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)


У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку затолкал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.


(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)


У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.

У: А где ж она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напои, сена дал.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!


(звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)


У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала свинью.

У: А где ж она?

Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

У: Ах ты, Филя, простофиля!

 А вот и пятница — Тёщины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает. Папы приглашают бабушек к себе в гости.


Дальше суббота — Золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, добрые дела творят. Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели.

Вот и подходит к концу наша встреча, я предлагаю вам  ответить на мои вопросы,если ваш ответ будет верным , то услышите аплодисменты, итак начинаем:

  1. Что мы провожает в Масленицу? (Зиму). 
  2. А что встречаем в Масленицу? (Весну). 
  3. Что является символом Масленицы? (Блины).
  4. На что блины похожи, с чем их сравнивают? (Блины – символ солнца такой же круглый и золотистый, а солнце – символ возрождающейся жизни - придет весна, приведет с собой солнце, все начнет расти).
  5. Какие пословицы о Масленице вам известны? 
  1. (Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  2. Не житье-бытье, а Масленица.
  3. Без блинов - не Масленица, Без пирогов - не именины.
  4. Блин добр не один.
  5. Блин не клин, брюхо не расколет.

Первый блин - комом, второй - с маслом, а третий - с квасом)

Какие вы все молодцы и вот вам от меня подарочки-приглашение на Масленицу. До свидания, ребята!(звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Занятие по ПДД в старшей группе тема: Путешествие в страну «Почемучек»

Образовательная задача: Дать детям представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу, закрепить знание дорожного знака – «пешеходный переход».Развивающая задача: Познакомить и учить р...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ – ЗИМЕ» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

В этой статье представлено итоговое занятие по позновательному развитию детей в средней группе. Цель работы способствовать закреплению знаний детей о зиме....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...