Конспект занятия "Народный костюм города Губкина"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Ознакомление дошкольников с историей губкинского костюма, его конструктивными элементами, воспитание интереса к истории родного города, его традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устинских Ольга Ивановна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №32 «ЖУРАВУШКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Конспект занятия

«Народный костюм города Губкина»

                                                        Подготовила:

Воспитатель группы компенсирующей направленности

                                                        Устинских Ольга Ивановна

                                                                               

г. Губкин

2013г.

Народный костюм города Губкина

        Цель:

  1. ознакомление с народным костюмом города Губкина, развитие кругозора, эстетического вкуса, фантазии и творчества детей.

       Задачи:

-   ознакомить дошкольников с историей губкинского костюма; его конструктивными элементами, декоративным оформлением;

  1. воспитывать интерес к истории родного города, традициям народа;
  2. развивать умения учебного труда (наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе).

              Оборудование: раздаточный материал «Народный костюм города Губкина», цветные карандаши у детей.

Ход занятия:

 

I.Организационный момент.

Проверить готовность к занятию.

II. Объяснение нового материала.

Давайте подумаем, как можно сформулировать, что такое «одежда»? (Дети дают возможные варианты ответов).

      Одежда – это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее определённые функции.

Одежда в её современном виде появилась не сразу, у каждого народа есть свой национальный костюм. Сегодня вы узнаете, каким был белгородский народный костюм.

Сведения из истории губкинского народного костюма.

В течение нескольких столетий складывалась традиция создания тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены к климатическим условиям, а также служили для передачи определённой информации об их обладателях.

Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма.

Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, декорирования и ношения тех или иных видов одежды.

В Губкине можно выявить несколько типов женского крестьянского костюма. Основу их составляют белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления и понёва – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были головной убор (платок, повойник, кичка или сорока), передник (запон, завеска, занавеска), обувь, нагрудные и наспинные украшения.

Прежде чем говорить об особенностях костюма, необходимо упомянуть некоторые качества народной одежды, общие для всех славянских комплексов. В первую очередь, это само понятие комплексности. Использовалась не просто одежда, а костюмный ансамбль, все детали которого были нерасторжимы.

Важным свойством народной одежды является многослойность, благодаря этому женщина всегда была одета «по погоде», а в доме был только необходимый минимум вещей, точнее, два костюма.

Один - нарядный для праздника. Его берегли, он не снашивался, его передавали по наследству, а другой – повседневный, без украшений, его обновляли после того, как он приходил в полную негодность.

Простой крой и свободные формы одежды позволяли носить одни и те же вещи разным членам семьи, что в скромном крестьянском быту было немаловажным качеством.

Одежда служила не только оболочкой для тела, защищая его от непогоды, но и от «дурного глаза». Для этого существовал ряд «магических» элементов – вышивка крестом по всем кромкам, красные вставки и т.д. Одежда была своеобразным языком, говорящим о принадлежности женщины к определённой социальной группе, о достатке в её семье, о том, откуда она родом, о её семейном положении. Так, незамужняя девушка носила открытый головной убор и подпоясанную рубаху, после свадьбы ей положено было не показываться перед посторонними без повойника или кички и обязательно носить понёву.

Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде жителей города Губкина. Сказалось в губкинском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения.

Рубаха

Основой костюмного комплекса славян была рубаха, которая шилась из 4-х полотнищ домотканого льняного холста. Красно-чёрная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по горловине и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Дома она заменяла платье. Если женщина выходила «на люди», то рубаха дополнялась понёвой и кушаком (поясом).

Преобладающими на территории города Губкина были рубахи с прямыми (прямоугольными) плечевыми вставками — поликами. Косые (трапециевидные) плечевые вставки, в целом широко бытовавшие в южных губерниях, здесь встречались как исключение.
Рубаха состояла из стана — верхней части, обычно изготавливаемой из более тонкого полотна, и нижней — подставы из более грубого холста, пришиваемой и отпарываемой по мере надобности. Мужские рубахи были двух видов — туникообразные, широко распространенные во всех районах области, и с прямыми поликами, пришитыми по утку, редко встречающиеся у русских.

Обязательным элементом как мужских, так и женских рубах были ластовицы — ромбообразные или прямоугольные вставки из кумача, или набивного ситца, вшивавшиеся в рукав и боковые полотнища рубахи.
Рубахи с прямыми поликами по крою практически повторяли женские, но не делились на станок и подставу, а были цельными. Широкие рукава в полтора полотна собирались на узкую обшивку, ворот с прямым разрезом посередине груди завязывался лентой, продетой в прорезные петли. Декор располагался на оплечьях, по подолу, воротнику и разрезу.

Понёва

Понёву шили из клетчатой шерстяной домотканой материи. Три узких полотнища не просто соединялись между собой, но имели по швам обильную вышивку, кисточки. По низу понёвы обязательно шла полоса тесьмы, яркая и нарядная.

 В нарядном костюме очень важную роль играл передник. Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и понёву, сколько украшал женщину. Передник, он же «запон», «завеска», «занавеска» мог быть с рукавами и без них, подол его был составлен из полос вышивки, кружева, кумача.

Пояс

Носили однотонные пояса фабричного изготовления с цветными полосками по кромке. Их старались украсить вышивкой, кружевом, лентами, блестками. Однотонные и узорчатые, украшенные кистями, бахромой, парчой, бисером, пояса служили дополнительным цветовым акцентом как в женском, так и мужском костюме.

Сарафан

Косоклинные и туникообразные сарафаны шили из черной домотканой «волосени». Их редко украшали вышивкой, основными элементами декора были атласные и тканые узорчатые ленты, позумент, парча, тесьма. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный.

Головные уборы

Головные уборы были очень разнообразны. Наиболее распространённым был покупной или домотканый платок. Существовали и другие виды головных уборов: повойник (иногда в сочетании с бисерным позатыльником»), «кичка», «сорока».

Украшения

Из бисера и стекляруса делались и нагрудные украшения – мониста, ожерелья. Украшений носили так много, что они подчас полностью закрывали верхнюю часть рубахи и запона.

Орнамент

В колорите губкинской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов. В подавляющем большинстве господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты, выполненные крестом или счетной гладью.

Обувь

Обувь отражала этнические и социальные различия. Носили исключительно кожаную обувь, в остальных однодворческих селах, хоть и использовали лапти, но преимущественно как рабочую обувь. На праздники надевали грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками («башмаки», «черевики»). Лапти были основной обувью. Праздничная разновидность — «писаные» или, как их называли, «дробненькие», «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких пык, в которых головка украшалась выплетенным узором. Летом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок.

III. Закрепление нового материала.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия и характерные особенности частей Губкинского костюма. (Детям предлагается посмотреть раздаточный материал «Народный костюм города Губкина» и по ходу указывать те составные части одежды, о которых только что говорилось).

IV. Практическая часть.

Выполнить эскизы губкинского народного костюма. Физкультминутка.

V. Подведение итогов.

 Что нового для себя вы сегодня узнали?

 Из каких частей состоит губкинский народный костюм?

 Какую роль играет в современной жизни изучение народных традиций?

 

Использованная литература:  

  1. Семёнова Мария «Мы славяне»,С.-Пербург, Азбука-классика,2006.
  2. Интернетресурсы: сайт Белгородчина. История и этнография.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арторское дидактическое пособие "Собери герб и флаг города Губкина"

Расширить знания детей о геральдике Губкинского городского округа...

Семейный маршрут по памятным местам города Губкина (педагогический проект)

Детям совместно с родителями в течение выходного дня предлагалось освоить разработанный экскурсионный маршрут, который включал в себя посещение памятных мест города Губкина: памятник шахтерам, п...

Моя малая родина-город Губкин

Моя малая родина-город Губкин...

ИСТОРИЯ ГОРОДА ГУБКИНА

В 120 километрах от Белгорода, рядом с заповедником «Ямская степь» стоит город Губкин. Город-сад, город шахтёров и горняков, город, считающийся самым чистым среди своих промышленных «собратьев». Более...

Продуктивная деятельность с детьми подготовительной группы «Герб города Губкина» (из бросового материала)

П\Данная продуктивная художественно - творческая деятельность с детьми направлена на закрепление внешнего вида герба города Губкина и развития мелкой моторики...

ИСТОРИЯ ГОРОДА ГУБКИНА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГУБКИНАВ 120 километрах от Белгорода, рядом с заповедником «Ямская степь» стоит город Губкин. Город-сад, город шахтёров и горняков, город, считающийся самым чистым среди своих пр...