Конспект по окружающему миру «Жизнь лесных зверей зимой».
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okruzhayushchemu_miru.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по окружающему миру.

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой»

Цель урока: Обобщение знаний учащихся о жизни лесных зверей в зимнее время.

Задачи урока:

- дать учащимся представление о том, как зимуют дикие звери;

- развивать логическое мышление, память, речь, умение сравнивать

и обобщать через работу в парах, дифференцированный подход,…

- учить детей оказывать животным посильную помощь в трудное для них время.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.
  3. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.
  4. Работа по новой теме.
  5. Первичное закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Проверка готовности рабочего места к уроку. 
Создание положительного настроя на урок и предстоящее общение; установление позитивного контакта с детьми.
Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

  1. Сообщение темы и задач.

- Сейчас вы прослушаете стихотворение и ответите на вопрос:

- О ком говорится в стихотворении?

(идет слайд-шоу с пейзажами зимы)

Чтение стихотворения учителем:

Вьюги, вьюги на земле

Взвились, завертели

Снегу, снегу в декабре

Намели метели!

   

Опустел холодный лес,

Замер понемногу:

Кто в норе, а кто залез

В зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым

Мед душистый, свежий.

Отощала без еды

Вся семья медвежья.

Скучно зверю в холода.

Вьет пурга до ночи.

Даже белка из гнезда

Вылезать не хочет.

- А о ком идет речь в стихотворении?

( предполагаемые  ответы детей)

-Как можно назвать этих « героев» одним словом?

-А где происходит действие?

- Ребята! О каком времени года говорится в стихотворении?

(о зиме)

- Так значит о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Тема нашего урока: «Жизнь лесных зверей зимой».

-Можем ли мы  сейчас  прямо здесь увидеть лесных зверей?

- Почему?

 - Я знаю один способ: закройте глазки, представьте, что мы вместе с Мишей и Машей покинули наш класс и сели в красивый современный вертолет. Вам тепло и уютно.

(звук вертолета)

-Мы совершим путешествие на вертолете, понаблюдаем за жизнью зверей зимой и посмотрим, нужна ли им наша помощь.

-Откройте глаза.

-Как настоящие штурманы в полете мы будем вести бортовые журналы. Они находятся у вас на столе.

- Посмотрите на экран.

3.Проверка знаний учащихся по пройденному материалу.

- Что лежит на земле, на ветках кустарников и деревьев?

(снег)

- А что такое снег? Из чего он состоит?

Предполагаемые ответы детей:

Снег-это маленькие капли воды, которые зимой высоко в облаках  превращаются в крохотные льдинки- кристаллики. Эти кристаллики все время увеличиваются и наконец становятся красивыми звездочками- снежинками.

- Так мы и не заметили, как оказались на красивой заснеженной поляне.

- До нас здесь кто-то побывал.

- Как вы думаете кто?

- Как догадались?

(по следам)

4.Работа по теме урока.

Загадаю вам загадку

И приближу этот след

Вы, ребята, помогайте

И зверька мне называйте.

 

Загадка учителя:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода –кора.

                                     (заяц)

- А что вы знаете о том, как заяц  готовится к зиме?

Предполагаемые ответы детей:

- меняет шубку летнюю на зимнюю, более теплую;

- меняет окраску;

- на зиму жилище себе не устраивает;

- запасов не делает.

- Все верно сказали ! (приблизить зайца во весь экран)

        Учитель: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев или прямо в снегу. Питается горькой корой и жесткими ветками. Самые вкусные нежные ветки высоко не достать.

         Откройте бортовые журналы. Сделайте запись об этом зверьке. Записывать будем символами. Выберите из карточек иллюстрацию того зверя, о котором мы говорили.

- Покажите кого вы выбрали.

Динамическая пауза: ( слайд)

Физкульминутка. 

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайчик проскакал

От лисы он убежал.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет она и нас.

В лесу такая красота

А нам за работу пора.

Продолжаем наше путешествие по зимнему лесу.

Попробуйте отгадать зверя, который оставил следующий след.

(…)

- Ребус поможет вам.

     ЛИСТ , А

(лиса)

Сделаем запись в бортовом журнале.

- Я вам приготовила необычное задание. С помощью него мы выясним как лиса готовится к зиме. На карточках рисунки. Если вы согласны с рисунком- ставите +; не согласны-.

 Индивидуальная работа.

-Меняет шубку +

-Делает запасы-

 -Устраивает жилище –

- А теперь проверьте свои работы. У кого также как и на экране- молодец!

- Ребята , если она запасов не делает, жилище себе не устраивает, как же она зимует?

Предполагаемые ответы детей:

- охотится на мышей, полевок.

- меняет шубку.

- спит в норе, которую найдет.

- Я лишь дополню: лису зимой спасает теплая густая шуба, по запаху на снегу она выслеживает мышей и полевок, быстро роет снег и хватает добычу.

- Ребята, подумайте и скажите : лиса какая?

( хитрая, рыжая, находчивая, красивая)

- Встаньте, изобразите ее, как лисичка ходит, как она охотится, как она смотрит.

-Молодцы! Садитесь.

- Следующий след принадлежит зверю, которого вы узнаете по его корму: они грызут все , что  им по зубам; грибы шишки, корешки разные, орехи.

- Кто это?

(…)

- Ребята, может ли в суровое зимнее время выжить белка и как?

Предполагаемые ответы детей:

- делает запасы;

- меняет шубку;

- устраивает себе жилище.

- Отлично! В морозы белка не выходит из своего гнезда, по лесу не бегает. Спит в гнезде, как в теплой избушке. А прокормится ей помогают запасы сделанные на зиму.

- Не забывайте делать записи в бортовом журнале. Покажите карточку, которую вы будете приклеивать.

- В лесу мы уже давно. Наверно замерзли. Давайте погреем свои ручки, разотрем пальчики, разотрем ушки. Ну теперь мы согрелись.

- О следующем звере написано много стихов, рассказов, песен. Что это за зверь, вам поможет догадаться следующая песенка.

( звучит песня: «Почему медведь зимой спит».)

 

- Вот он наш герой перед вами.

- Рассмотрите его след.

- Ребята, а что вы знаете о медведе?

Предполагаемые ответы детей:

- медведь на зиму готовит берлогу;

- спит всю зиму;

- на зиму накапливает жир, отъедается за лето и за осень;

- сосет лапу, потому, что старая кожа со ступней сходит, а молодая нежная нуждается в согревании;

- если медведя разбудить, то в это время бывает очень опасен, его называют медведь-шатун.

- Ребята, а медведь кокой?

(бурый, неуклюжий, большой, косолапый)

- Встанем, изобразим медведя.

Сделаем последнюю запись в бортовом журнале.

Задание: расставьте стрелочки от следов зверей к иллюстрациям зверя, которому принадлежит след карандашом того цвета, какая шкурка у него зимой.

У белки – серый;

У лисы – оранжевый;

У медведя – коричневый;

У зайца-…

-А каким цветом стрелочку у зайца будем рисовать?

- Поменяйтесь своими журналами с соседом по парте.

-Ребята! Помимо тех зверей с которыми мы повстречались на нашей экскурсии , есть еще много зверей, которые зимуют в лесу.

Каких еще зверей можно встретить в зимнем лесу?

( лося , кабана, волка, куницу)

-А каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? Почему? ( еж, барсук, потому, что они впадают в спячку)

-Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание:

Расселить животных по домикам.

1 домик - звери, которые ищут корм в природе

2 домик - звери, которые впадают в спячку

3 домик – звери, которые делают запасы на зиму.

1- заяц, лиса, волк, кабан, лось

2- медведь, еж, барсук

3- белка

Проверка на экране.

А теперь занимаем места в вертолете, покидаем снежную поляну и возвращаемся в наш класс.

Слайд-шоу с изображением животных в зимнем лесу.

Голос за кадром:

Морозы жестокие в этом году

Тревожно за яблоньку в нашем саду

Тревожно за Жучку в ее конуре

Такой же морозище как во дворе.

                                      Но больше всего беспокойно за тех,

                                       Кто домом своим считает свой лес.

                                       Поможем ли мы беззащитным таким?

Дети: -Поможем!

- Как мы, такие маленькие, можем помочь лесным зверям?

(…)

- Их надо кормить и тогда, им будет легко пережить холода.

- Что мы можем сделать для них?

Предполагаемые ответы детей:

1 сделать кормушки для лосей: сено, ветки осины, соль

2 белок подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнечника

5. Первичное закрепление изученного.

Сейчас вы получите конверты. В них письма от лесных зверей. В них они просят напомнить как же  им готовиться к зиме? Обведите в кружок вариант правильного ответа.

6.Итог урока.

акие звери зимой бодрствуют?

-Какие впадают в спячку?

- Чем трудна зима для диких зверей?

Я очень хочу узнать, с каким настроением вы отправите письма к зверям.

Приклейте, пожалуйста, кружочек такого цвета, которое выражает ваше настроение.

(красный, желтый, зеленый)

-зелёный- мне было интересно, я хорошо работал(а);

-желтый- мне было не очень интересно, я многое уже знал(а), поэтому не всегда был(а) внимателен(на);

-красный- мне было совсем не интересно.

 Спасибо за работу!.


Анализ урока 

Урок осуществлялся в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с целями и задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Использовались дидактический материал ИКТ разнообразные по содержанию и по форме. На каждый момент урока  были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве. На уроке использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Была проведена, своевременна физминутка.

 Выводы:  педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели и задачи,  грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий во второй младшей группе на тему "Жизнь лесных зверей зимой"

Образовательная область: познание.Цель:1. Познакомить детей с дикими животными (лиса и заяц) ;2. Обогащать словарный запас детей: нора, шубка, грызун.3. Воспитывать у детей интерес к наблюдению ...

Познавательное развитие: ФЦКМ/ПИ и ПК деятельность Тема: "Жизнь лесных зверей зимой"

Конспект занятия во второй младшей группе.Тема:    <<Жизнь лесных зверей зимой>>Задачи:...

Фото отчет по экологическому воспитанию НОД "Жизнь лесных зверей зимой" в средней группе

Программное содержание:- Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, медведь, лось, еж).- Как приспособились к суровым условиям...

Конспект занятия "Жизнь лесных зверей зимой"

продолжить расширение и углубление знаний о жизни диких животных  леса средней полосы России...

Презентация для детей дошкольного возраста "Жизнь лесных зверей зимой"

Презентация для детей дошкольного возраста "Жизнь лесных зверей зимой"...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы  с окружающим миром « Как лесные звери - медведь и белка готовятся к зиме»...

Конспект занятия по окружающему миру «Жизнь лесных животных зимой»

Цель: Расширить знания детей о жизни диких животных в зимних условиях.Задачи: Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;- Упражнять детей в умении опреде...