ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskii_proek_magiya_krasok.docx123.01 КБ

Предварительный просмотр:

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МАГИЯ КРАСОК»

Подготовительная группа

Цель: Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы.

Задачи: 

  • мониторинг уровня развития  интегративного качества «Любознательный, активный» и представлений детей о средствах и способах окрашивания;
  • обоснование и в ходе реализации проекта апробация способов окрашивания хлопчатобумажных  ниток, кусочков ткани природными красителями;
  • развитие проектной деятельности исследовательского типа.

Проект был реализован при следующих условиях: работа велась в условиях семьи совместно с родителями при соблюдении всех правил безопасного поведения; для нескольких детей была устроена специальная экскурсия в химическую лабораторию политехнического колледжа, где работает мама одного из воспитанников. У детей есть опыт проведения различных экспериментов. Воспитатель интересуется ходом исследования, поддерживают интерес детей к данной теме.

В нашей группе есть необходимые ресурсы для решения поставленных задач: оборудована лаборатория «Хочу всё знать!», есть в достаточном количестве соответствующие возрасту измерительные инструменты, объекты для исследовательской деятельности.

Участниками проекта стали  дети подготовительной группы, их родители и воспитатель группы.

 Наш проект - краткосрочный,  рассчитан на 1 месяц.

Продукт проектной деятельности:

во взаимодействии детей, родителей и воспитателя – Оформление альбома «Магия красок»  с описанием проведенных экспериментов и их результатами: окрашенными ниткам, кусочками тканей, фотографиями. Создание слайд-презентации  «Как окрасить нитки, ткань?»

в методической работе  - разработка проекта «Магия красок», описание его реализации.

Предполагаемый результат: 

  • Повысится интерес детей к открытию новых, ранее ему неизвестных, свойств  предметов посредством совместного с взрослым экспериментирования.
  • Воспитанники научатся партнёрскому взаимодействию в рамках общего дела, будут задавать больше вопросов, чтобы понять суть происходящего.
  • Родители удовлетворят потребность быть успешным в воспитании своего ребёнка, лучше станут его понимать, будут корректировать  свои способы воздействия на детей, заменяя императивные методы оптативными.

Работа над проектом предполагает интеграцию образовательных областей  «Познание»,   «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Предварительная работа.  Дети со средней группы занимаются экспериментированием в групповой минилаборатории, имеют определённый опыт проведения учебных исследований.  Для данного проекта специально были добавлены в лабораторию: природные красители, нитки и кусочки белой хлопчатобумажной ткани, ёмкости. Кроме этого подобрана необходимая литература: детские энциклопедии, справочник юного химика, распечатаны иллюстративные материалы о том, как и из чего изготавливают краски на основе природных красителей. С родителями проведена беседа, оформлен стенд «Детские исследования как метод развития способностей» с детальным описанием экспериментов по окраске ниток, тканей. С мамой, которая заведует лабораторией в политехническом колледже, обсудили возможность проведения экскурсии, время, количество детей, которые безопасно могут познакомиться с работой.

Оценивалась эффективность реализации проекта на основе мониторинга уровня развития интегративного качества «Любознательный, активный».

Итог проекта - презентация. В нашем случае такая презентация проводилась в форме детско-родительского мастер-класса, где дети демонстрировали не только альбом, но и включили всех в процесс окрашивания ниток при помощи разных природных красителей.

Реализация проекта сопряжена с определёнными рисками:

Эксперименты по выделению красящего вещества и дальнейшему окрашиванию требуют нагревания воды с красителями до высоких температур. Поэтому вся эта работа должна осуществляться только совместно с родителями при соблюдении всех мер безопасности.

Экскурсия в химическую лабораторию интересна, но приводить туда всю группу невозможно: там много сложного оборудования, стеклянной посуды, химических реактивов, при любом нарушении правил можно навредить детям.

Осуществление проекта.  Мы предположили, что поддержать интерес детей к исследовательской деятельности можно  в том случае, если мы будем использовать  (или создавать специально) педагогические ситуации, возникающие в быту. В нашем случае, толчком к началу исследования: какие бывают красители, как их получают, как окрашивают нитки и ткани, послужила испачканная свекольным салатом футболка.

Далее работа строилась в следующих направлениях.

Направления работы,

 формы, методы взаимодействия  в триаде «педагоги -дети - родители»

Дети - родители

Дети - педагоги

  1. Чем люди окрашивали одежду в старину? (поиск информации в интернете, обсуждение).
  1. Чем люди окрашивали одежду в старину? (Поиск информации в детских энциклопедиях, беседы, рассказы воспитателя).
  1. Диалоговое общение родителей и ребёнка: Чем занимались в детском саду? Какой видеофильм смотрели? Как же окрашивают ткани сейчас?
  1. Как окрашивают ткани на современ-  ной фабрике? (Просмотр видеофильма «Красивое платье Алёны»). Беседа.
  1. Окрашивание яиц отваром луковой шелухи. А можно ли окрасить таким же способом нитки? Эксперимент.

3. Рассматривание яиц окрашенных разными красителями.          Обсуждение: Чем ещё окрашивают дома яйца к празднику пасхи?

  1. Диалоговое общение родителей и ребёнка: Что из продуктов красит руки, когда готовим еду или посуду, когда туда кладут пищу? Можно ли свёклой, чаем, кофе, виноградом покрасить нитки? Эксперимент.

  4. Рассматривание ниток, кусочков ткани, окрашенных  отваром свёклы, чаем, кофе, виноградом. Обсуждение: Как изменяется цвет при окраске отваром свёклы? Красиво ли окрашивает белую ткань чай, кофе?

  1. Чем красят джинсы?  Рассказ о растении  «индиго», рассматривание  фотоматериалов об изготовлении красителя и окрашивании  джинсовой ткани.

5.   НОД «Драгоценные красители – пурпур и кармин». Рассказ воспитателя, рассматривание масленых красок, рассматривание репродукций, где использованы эти краски.

  1. Экскурсия в химическую лабораторию политехнического колледжа (4 человека). Как изготовить краситель?

6.    Беседа: Что вы видели в лаборатории? Чем отличается лаборатория в колледже от нашей? Что интересного вы узнали? Как изготовить хороший краситель?

Мастер-класс с презентацией: «Как и чем окрасить ткань?»

Работа в рамках проекта значительно обогатила сенсорный опыт детей. Дети стали обращать больше внимания на многоцветие  окружающей природы,  цвет одежды, обуви, вещей, которыми они пользуются. Увеличилось количество эталонов цвета, освоенных детьми: к семи цветам спектра и их оттенкам добавились новые: кармин, пурпур, индиго. Поскольку работа строилась как совместная, где ребёнок всё время был активным деятелем, а не слушателем, то присвоение нового опыта  было прочным и осознанным.

А это, в свою очередь, является одной из предпосылок полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ», - писал К.Д.Ушинский.

Рис. 6. Сравнительные данные об уровне  сформированности интегративного качества "Любознательность, активность"   у детей подготовительной группы до начала реализации проекта и в игоге.

(Количество детей в %)

Существенных изменений в уровне интегративного качества «Любознательный, активный» за столь короткое время не произошло, хотя можно отметить, что у многих детей появились новые вопросы к взрослым, они чаще обращались к педагогу и родителям за помощью в случаях затруднений. Самостоятельность проявлять в данных экспериментах дети не могли, по объективным, описанным выше, причинам.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогически обоснованный подбор и организация деятельности экспериментирования   обеспечивают оптимизацию познавательной активности старших дошкольников, способствуют углублению представлений  об окружающем мире, учит взаимодействовать с другими в условиях интересного общего дела. Значит, эта работа удовлетворяет,  в определённой степени, базовую когнитивную потребность – потребность в познании и понимании.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"

Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...

Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ОКНЕ»  Составила: воспитатель Быкова Л.А.  Проект : долгосрочный. Вид пр...

Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие коллекционеры?»

Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе    группы «Кто такие коллекционеры?»  Срок реализации проекта: краткосрочный.Участники пректа: дети , педагоги,...

Исследовательско – творческий проект с детьми подготовительной группы на тему: «Чудесница вода»

Проект разработан в силу особой актуальности, проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отнын...

Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...