Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рузанова Ольга Владимировна

В занятии использован ряд опытов с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnia-voda.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  занятия: « Волшебница – вода»

Возраст  дошкольников : старшая  группа

Цель и  задачи: формировать  у  детей  познавательный  интерес  к  природе; дать  понятие  о  том, в  каком  виде  существует   вода  в  природе; обратить   внимание   на  значение   воды  в  нашей   жизни; вода   необходима  для   поддержания  жизни  и  обеспечения  здоровья   человека;  вода -  источник  питьевой   воды;  развивать  навыки  проведения   лабораторных   опытов ( умение   работать  с прозрачной   стеклянной  посудой: стеклянными   стаканчиками, соблюдать   при  этом  необходимые  правила  безопасности); познакомить   со  свойствами   воды; развивать   умение  детей   высказывать  суждения,  умозаключения;  активизировать   и  обогащать  словарный   запас  детей   существительными, прилагательными, глаголами  по  теме   занятия; воспитывать  навык  бережного  отношения   к  воде, как  к  природному  ресурсу.

Оборудования: 2 стаканчика ( 1 с водой, 2 с  молоком);  трубочки для  коктейлей, соль;  веточки  берёзы; тарелки;  кусочки  льда; термос   с  кипятком;  зеркало; картинки  с  изображением  дождя, тумана, росы, снега, инея; глобус; краски.

Интеграция   образовательных   областей: познание, коммуникация, художественное   творчество, художественная  литература, физическая   культура,  здоровье.

Место проведения: групповая   комната.

Описание  хода занятия.

  1. Вводная  часть. Игровой  приём.

Здравствуйте, ребята! Узнали  меня?  А я  -  Водяной. Живу  в  болоте   в  лесу  Старика  -  годовика. Разбуди  вы  меня, решил  я  к  вам  прийти  в  гости. Нет  у  меня  друзей. Внутри  меня  водица. А что   же  в  этом  плохого?

  1. Основная  часть.

1.Дидактическая   игра « Если  бы  вода  вдруг  исчезла»

-Только  представьте, что  было  бы, если вода  вдруг  исчезла?

-Не было   бы  рек, морей. Погибли  бы  рыбы.

-Нельзя  было  бы  приготовить  еду.

-Нельзя  было  бы  стирать, мыть  посуду.

- Нельзя  было  бы  купаться, умываться, мыть  ручки.

-Не было  бы  растений.

-Погибли  бы  растения, животные, которые  живут  в  воде.

-Люди  не  смогли  бы  выжить.

2. Эксперименты» Знакомство  со  свойствами  воды».

-Ребята, Водяной   просит  вас  познакомить  вас  его  со  свойствами  воды. Поможем  ему?

2.1.Опыт №1. Вода  прозрачная.

-Водяной   не  знает , прозрачная  воды  или нет?

-Ребята, а как  вы  думаете?

-Перед   вами  два  стаканчика: один  с  водой , другой  с  молоком.

-Молоко  какое? ( белое, непрозрачное)

-А   вода? ( прозрачная)

-Как  доказать, что  вода  прозрачная?

-В оба  стаканчика  положим  трубочки   для  коктейлей,  в каком  из  стаканчиков   они   видны,  а к  в  каком – нет? ( в стаканчике  с  водой  мы  видим   трубочку, а  в  стаканчике  с  молоком  -  нет).

-Почему? ( вода   прозрачная, а  молоко -  нет).

На  наборное  полотно   выставляется  символ.

2.2.Опыт №2. У  воды  нет  вкуса.

-Водяной  утверждает, что  в   его  болоте  самая  вкусная  вода. А  вы  что, ребята, на  это  скажете? Есть  у  воды  вкус?

-Давайте  попробуем   воду  на  вкус  через  трубочку. ( у  воды  нет  вкуса). Конечно, когда  человек   очень  хочет  пить, чтобы  выразить  своё  удовольствие, говорит  « Какая  вкусная  вода!» Хотя   на  самом   деле  вкуса  не  чувствует  её  вкуса.

-А  вот  морская  вода  какая  на  вкус? ( на  вкус  она  солёная,  потому  что в ней  много  солей. Её  человек   не  может   пить)

На  оборотное   полотно  выставляется  символ. Что   он   обозначает?

2.3.Опыт №3.У воды  нет  запаха.

-Водяной   говорит, что   вода  в  его   родном  болоте  очень   приятно  пахнет.

-Давайте  понюхаем   воду. Чем  она  пахнет? ( запаха нет, вода из  водопроводного  крана  может  иметь  запах , так  как   её  очищают   специальными   веществами, чтобы  она  была  безопасной  для  нашего  здоровья.)

На  оборотное   полотно  выставляется  символ. Что  он  обозначает?

2.4.Опыт №4.Вода  не  имеет  формы.

-Водяной  уверен, что  вода  имеет  форму  его  любимого  болота.

-Чтобы  проверить,  верно  ли  его   утверждение, нальём  воду  в  кувшин,  стакан, на  поверхность  стола. Что  происходит?(  вода  принимает  форму  того  предмета,  в  котором  находится,  а  на  ровном  месте  расползается  лужицей)

На  наборное  полотно   выставляется   символ.

2.5.Опыт №5. Животворное   свойство   воды.

-В  лесу  Старика – годовика   есть  как   в  сказке  « живая  вода». Что  же  это  за  вода?

-Вода  нужна  всему   живому. Животворное   свойство  воды  можно   доказать.

-Мы  заранее  срезали  веточки   берёзы. Какими   они  были  вначале?

-Прошло  время, и   веточки  ожили? Что  с  ними  произошло?

-На  них  появились  зелёные  клейкие  листочки.

-Почему? ( в  группе  тепло, достаточно  воды)

На  оборотное  полотно  выставляется  символ. Что  он  обозначает?

-Повторите  для  нашего   гостя  все  свойства   воды,  а  то  не  запомнил.

Физкультминутка.

Улитки  ползут, свои  домики  везут( дети  передвигаются   по  кругу  в  полуприсиде, сложив  руки  за  спиной)

Рогами  шевелят,  на  рыбок  глядя(останавливаются, делают  рожки   из  пальчиков, ритмично  наклоняют  голову  влево,  вправо)

Рыбки  плывут, плавничками  гребут( дети  передвигаются  по  кругу  мелкими  шажками , опустив  руки  вдоль   туловища, движения  ладонями  вперёд – назад)

Влево, вправо  поворот,  а теперь  наоборот( плавные  повороты  туловища  влево – вправо  и  наоборот)

2.6.Опыт №6.Лёд – твёрдая  вода.

-Водяной  рассказывает  нам  по секрету,  что  в  лесу  все  лесные  жители   называют  воду   волшебницей. А  почему ,  как  вы  думаете?

-Потому  что  вода  превращается. Она  может  быть  жидкой , твёрдой,  в  виде  пара.

-В начале  нашего  занятия  к  вам  на  тарелки  дежурные  положили  кусочки  льда. Что  с  ними  случилось? ( они постепенно  уменьшились, стали  таять.) Обозначим  результат  опыта  символом.

2.7.Опыт №7. Вода  жидкая, может  течь.

-Как  доказать, что  вода  жидкая? Перельём   аккуратно  воду  из  одного  стаканчика  в  другой. Льётся  вода? Почему? ( потому  что  вода  жидкая)

-Если  бы  вода  не  была  жидкой, она  бы  не  смогла  бы  течь  в  реках,  ручейках, не  текла  бы  из  крана.

2.8.Опыт №8. Пар – это  тоже  вода.

-Давайте  с  вами  докажем  теперь, что  пар – это  тоже  вода. Для  этого  я  принесла  термос  с кипятком. Откроем  его. Что  вы  видите?

-Над  паром  я  подержу  зеркало. Что  вы  на  нём  видите? (капельки  воды)

3.Дидактическое  упражнение « Разнообразие  воды  в  окружающей  природе»

- Так  всегда  ли  в  природе  вода  бывает  одинаковой?

-Что  вы  представляете  при  слове  вода? ( дождь, росу, снег, туман, иней).

 Выставляются  картинки.

4.Коллективное  рисование  пальцами « Портрет  воды»

5. Дидактическое  упражнение  « Как  нам  спасти  воду?»

-Посмотрим  на  глобус – модель  нашего   земного  шара. На  нём  много  синего  цвета. Что  обозначается  им? ( вода) Кажется,  что  на  земле   воды  очень  много. Но  с  каждым   годом  чистой  воды  становится  всё  меньше  и   меньше, так  как  люди  загрязняют   водоёмы.

-Рассмотрите  картинки. Как  загрязняется  вода? ( фабрики  и  заводы  сбрасывают  в  реки  отходы  производства)

-А ещё? ( Когда  на  танкерах , перевозящих нефть, происходит  катастрофа, разлитая  нефть  не растворяется  в  воде  и  губит  всё  живое.)

-Как  же  нам   спасти  воду? ( не бросать  в  водоёмы  мусор, не мыть  рядом  с  водоёмами  велосипеды, машины)

-Ребята,  а всякую  ли  воду  можно  пить  людям? ( пить  можно  только  кипячёную  воду. Её  надо  очищать  через  специальные  фильтры,  а  потом  кипятить .Также  в  магазине  продаётся  чистая  питьевая  вода.

I I I.           Подведение  итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе: "Какой бывает вода"...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...