Путь хлеба: от зерна до каравая
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Протовская Елена Владимировна

Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_khleba.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

комплексного занятия с детьми старшего

дошкольного возраста на тему:

«Путь хлеба: от зерна до каравая»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Протовская Елена Владимировна

Программное содержание:

- расширять представления детей о труде хлебороба: профессиях людей и технике, помогающей на каждом этапе;

- развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности детей;

- прививать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к труду хлебороба.

Интеграция образовательных областей:

- коммуникация, чтение художественной литературы, познание, физическая культура, труд, здоровье, безопасность.

Словарная работа:

- обогащение словаря: элеватор;

- активизация словаря: трактор, сеялка, комбайн, баурсак.

Оборудование:

- раздаточный материал: фартук, колпак (можно медицинский), колосья пшеницы на подносе, доска для работы с тестом, нож, тарелочки с мукой, канапе из хлебобулочных изделий, влажные салфетки.

- демонстрационный материал: подборка тематических иллюстраций, магнитофон с аудиозаписью, ручная мельничка (кофемолка).

Методические приемы: сюрпризный момент, загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций трудовые действия, индивидуальная помощь, исследовательская деятельность.  

Предварительная работа: беседы о профессиях, экскурсия на пищеблок, беседа с поваром, наблюдение за продуктовой машиной детского сада, сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин», чтение произведений, организация ярмарки «Блюда башкирской кухни».

1.Организационный момент.

С детьми проводится комплекс кинезиологической гимнастики.

2.Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит поднос с канапе из хлебобулочных изделий.

Воспитатель. Я приготовила вам сюрприз. Вы их сейчас попробуете и определите по вкусу, какое хлебобулочное изделие вам досталось.

Дети пробуют.

Воспитатель. Назовите то, что вы съели.

Дети. Хлеб, булка, блин, чак-чак, пирог, сухарь, бублик …

3.Беседа.

Воспитатель. Молодцы! Все сумели определить правильно. Ребята, скажите, какие хлебобулочные изделия готовит вам мама?

Дети. Блины, пирожки, оладушки, торт, печенье …

Воспитатель. Хорошо. Действительно, очень большое разнообразие хлебобулочных изделий существует. Они бывают разными по вкусу, величине, цвету, форме. Вы знаете, что нужно для того чтобы испечь все то, что вы назвали?

Дети. Мука, вода, яйца, соль, сахар, дрожжи.

Воспитатель. Замечательно! Вы так хорошо все знаете. Ребята, вы сказали, что нужна мука. А как, из чего ее получают?

Дети. Перемалывают зерно.

Воспитатель. Правильно, муку получают, перемалывая зерно на мукомольном заводе.

4.Исследование.

Воспитатель. Посмотрите, что я сегодня принесла.

Дети. Колоски.

Воспитатель. Посмотрите, что я делаю? (Шелушит колосок между ладонями). Что происходит?

Дети. Из колоска посыпались зерна.

Воспитатель. Значит в колоске «живут» зерна. Давайте и вы из своих колосков получите зерна.

Дети шелушат колосья.

Воспитатель. Кто вспомнит загадку про колосок?

Дети. «Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят».

Воспитатель. Верно. Вот сколько зерен у нас появилось. Потрогайте их, что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности? (Ответы детей).

Воспитатель. Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки. Давайте, сложим все зерна в мельничку и посмотрим, что получится.

Дети пересыпают нашелушенное зерно в мельничку.  Воспитатель показывает, что емкость мельнички пуста; перемалывает зерно; вынимает емкость, в которой появилась мука.

Воспитатель. Смотрите, ребята, мука получилась. Вот как здорово! Попробуйте и вы.

Дети по очереди выполняют действие.

5.Физминутка.

Упражнение «Зернышко»

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало. (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал. (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

6.Беседа.

Воспитатель. И во что же превратилось зернышко?

Дети. Колосок.

Воспитатель. Вы знаете где растут колоски?

Дети. На поле.

Воспитатель. Правильно, ребята. Вспомните, что нужно для того, чтобы из зерен выросли колоски?

Дети. Вспахать землю, а потом посеять зерно.

Воспитатель. Правильно, ребята. Колхозники вспахивают землю, сеют зерна. Для этого существует специальная техника: трактора, сеялки. (Индивидуальное закрепление названия техники).

Демонстрация картин.

Воспитатель. Вспомните, что нужно для того, чтобы зерна взошли, выросли, созрели?

Дети. Тепло, вода, солнце, дождь.

Воспитатель. Правильно. Солнце греет землю, дождь поливает. Растут колосья, наливаются на хлебном поле. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. А когда приходит осень, пора убирать урожай, чтобы зерна не осыпались. Вспомните, какие машины помогают убирать урожай?

Дети. Комбайны.

Показ иллюстрации.

Воспитатель. Комбайны скашивают рожь, пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. Шофер увозит зерно на элеватор. Повторите. Элеватор – это сооружение для хранения зерна. Там его сушат и хранят. Давайте еще раз произнесем это слово – элеватор. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель. Подскажите, что происходит дальше с зерном? Куда его увозят? (Ответы детей).

Воспитатель. Верно, отвозят на мукомольный завод, там его перемалывают в муку. Потом на специальных машинах муку увозят на    хлебозаводы, пекарни, магазины.

7.Трудовые действия.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что самое вкусное угощение получается тогда, когда сделаешь его своими руками и с хорошим настроением.

А сегодня наша повар

Замесила в кухне тесто,

Чтобы тесто тонким стало,

Скалкой тесто раскатала.

Помогать мы тоже рады,

Режем тесто на квадраты,

Жарим мы его …

И так,

Что готовим?

Баурсак! (Индивидуальное закрепление).

Воспитатель. Ребята, баурсак – башкирское блюдо, есть такая традиция у башкир, обязательно им угощать гостей. Сегодня наш повар поможет нам приготовить угощение. Как оно называется? (Ответы детей).

Повар. Здравствуйте, сейчас мы с вами будем готовить. Нужно приготовиться. Что необходимо сделать? (Вымыть руки, надеть фартук, колпак).

Подготовка детей, места и оборудования для работы. Закрепление правил обращения с ножом.

Повар. (Раздает кусочки теста). Я приготовила вам тесто, из которого мы все вместе приготовим вкусное угощение, как оно называется?

Дети. Баурсак.

Повар. Чтобы тесто получилось вкусным, пышным, я использовала муку, воду, яйца, соль, сахар и дрожжи. А теперь возьмите муку, посыпьте доску, чтобы тесто не прилипало. Тесто надо разрезать на маленькие квадратики. Вот молодцы!

Воспитатель и повар помогают, дают советы детям.

Разрезанные квадратики кладут на противень.

Повар. Молодцы, ребята, все старались, а теперь я их унесу на кухню, приготовлю баурсак и принесу вам.

Повар уносит угощение на кухню.

Воспитатель. Молодцы, ребята. О чем вы сегодня расскажите своим родителям, друзьям? Что больше всего запомнилось?

Высказывания детей.

Воспитатель. Мы с вами узнали, какой трудный и длинный путь зерна до каравая. Нужно посеять зерно, убрать урожай, обмолотить его, перемолоть, доставить до хлебопекарного завода, там испекут хлеб, доставят его в магазин, где мы можем купить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети убирают за собой рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)

Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин,  как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1.     ...

Презентация для детей "Путь хлеба от зерна до стола"

Презентация содержит познавательный материал для детей. Картинки и информация о том, какой путь проделывает зернышко, прежде чем оказаться хлебом на нашем столе....

Занятие по развитию речи "ПУТЬ ХЛЕБА - ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ" (для детей старшего дошкольного возраста)

Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека...

Занятие «От зерна до каравая» в рамках проектной деятельности в средней группе по теме «Цена крошки хлеба – велика!»

Занятие «От зерна до каравая» в рамках проектной деятельности в средней группе по теме «Цена крошки хлеба – велика!» Цель: закрепить знания детей о процессе изготовл...

«От зерна до каравая путь пройдём с тобой играя»

laquo;От зерна до каравая путь пройдём с тобой играя»,сценарий развлечения посвященный Всемирному дню хлеба...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «От зерна до каравая, путь пройдем с тобой играя!»

Цель: систематизация, расширение и обобщение представления детей о процессе рождения хлеба до его поступления на стол....