Занятие по ознакомлению детей с пейзажной живописью "Роль цвета в пейзажной картине"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шапкина Людмила Юрьевна

Пейзажная живопись доступна для понимания детям, начиная со среднего дошкольного возраста. Знакомя детей с живописью, мы знакомим их непосредственно с искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tsveta_v_peyzazhnoy_kartine.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Как художник использует цвет для передачи сезона, состояния погоды, настроения.

Занятие по ознакомлению детей с пейзажной живописью.

Программное содержание. Развивать у детей эмоциональное восприятие цвета, вызывая адекватный отклик на настроение живописных пейзажей, обратив внимание на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного, соотносить его со своим личным опытом и чувствами. Обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами.

Подготовительная работа. Закрепление у детей представлений о цвете и его свойствах. Рисование пейзажей, художественно-развивающие игры: «Подбери цвета, которые художник использовал в картине», «Подбери краски, использованные художником в картине», «Найди картину по палитре» и др. Беседа о том, может ли быть настроение у природы?

Материалы. Репродукции картин, размещенные на трех стендах. 1-й стенд – «Золотая осень» И. Левитана, «Зима» И. Шишкина, «Московский дворик» В. Поленова; 2-ой стенд – «Закат» А. Рылова,  «Полдень. В окрестностях Москвы» И.Шишкина; 3-ий стенд – «Зеленый шум» А.Рылова, «Мокрый луг» Ф. Васильева.

Ход занятия. Дети свободно садятся перед стендами с репродукциями картин (открыт только первый стенд).

     Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с очень интересными пейзажами и узнаем о некоторых тайнах художников. Давайте сначала полюбуемся этими картинами. (Показывает на 1-й стенд). Скажите, о чем они? Да, художники изобразили здесь разные времена года: осень, зиму, лето, весну? Вам это подсказали краски, которые использовал художник? Назовите эти краски. (Ответы детей). Дав желтые, оранжевые, красные, золотые, теплые коричневые цвета листьев, зеленовато-коричневые, бурые цвета травы. Как назвать одним словом эти краски? Теплые. Они создают ощущение нарядности, радости, праздничности, торжественности. Эти громкие, звонкие, яркие краски золотой осени.

     А эта картина о чем? (Зима» И.Шишкина.)

О зиме. А как вы догадались? Художник нарисовал заснувший под пушистым снежным ковром дремучий лес. Все покрыто сияющим снегом Снег голубоватый в тени и коричневато-желтоватый там, куда попадает свет зимнего солнца. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл. А какая стоит тишина? Вы чувствуете ее? Ничего не шелохнется.

     «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» - так красиво об этом лесе сказал поэт Сергей Есенин. А художник Иван Шишкин о зимнем лесе рассказал красками.

      Вот еще одна картина. («Московский дворик» В. Поленова) . А она о каком времени года? Молодца! Сразу узнали, что это лето, летнее утро в городе. Художник Василий Дмитриевич Поленов изобразил то, что увидел в московском дворике. Улица где-то там, в отдалении. А мы как будто вошли во двор. Потемневшие деревянные заборы, сараи, сенники, колодцы, старинный барский особняк, почти скрытый густыми зарослями сирени. Краски нам говорят о том, что это летний полдень. Ярка и свежа зелень травы, прозрачна голубизна неба, желтеет песок на дорожках. Легкие голубоватые тени лежат на стенах дома, на крышах, на колокольне и церкви.

 Горят на солнце золотые купола церкви, усиливая своим сияньем ощущение солнца и тепла, разлитого в природе. Пригрелась на солнышке рыжая лошадка, в траве бродят куры, играют дети, вдали идет женщина с ведрами. Ощущение ясного, жаркого, безмятежного летнего дня.

(Аналогично с зимним пейзажем разбираются цвета и оттенки по этому пейзажу.)  

      Итак, мы с вами рассмотрели картины на этом стенде и открыли одну из тайн живописца: чтобы люди узнали, какое время года изображено, и почувствовали его, художнику надо найти точные цвета и цветосочетания, которые передадут ощущение холода и тепла, звонкости, громкости или мягкости, нежности, разлитых в природе.

     Посмотрим следующий стенд. (Открывает картины 2-го стенда, дает возможность детям их рассмотреть). Как выдумаете, о чем в этих картинах нам рассказывают художники? О вечернем закате, о зимней ночи, о жарком летнем полдне. Давайте рассмотрим эти картины. Картина «Закат» Аркадия Александровича Рылова. Какое время суток здесь изобразил художник? Летний закат. Как вы об этом догадались? Необычайно ярко-красное небо с золотой полоской у горизонта и такое же красное отражение его в реке. Темными коричневыми контурами просматриваются деревья и дальний лес. А какое чувство возникает у вас? Да, ощущение чего-то тревожного, ощущение опасности, настороженности.

     О каком времени суток повествует эта картина? («Полдень. В окрестностях Москвы» И. Шишкина.) Как догадались? Подумайте, что заинтересовало художника, и про что он нам хотел рассказать? Это летний полдень Жара. Огромное, высокое голубое небо со светящимися по контуру легкими облаками. Вдали бескрайние просторы зеленеющих лугов, деревенька и колокольня на дальних косогорах.

 Прямо перед нами широкая сельская дорога с наезженной колеей., в которой еще не высохла вода от недавно прошедшего летнего дождя.

 А по обе стороны дороги тянутся огромные поля поспевающей ржи. Широкая дорога уходя вдаль, сужается и как бы продолжается вдали лентой реки. Картина очень светлая по колориту, наполненная радостной умиротворенностью, спокойствием и тишиной жаркого летнего дня. Это ощущение усиливается и фигурами крестьян, спокойно идущих по дороге. Бесконечность просторов, родное русское душе раздолье!

     Итак, мы узнали еще одну интересную тайну живописцев: с помощью цвета и его сочетаний художник может передать время суток так, что мы легко их узнаем и почувствуем, ощутим.

     Рассмотрим последний стенд с картинами. (Открывает 3-й стенд). Здесь я вам приготовила еще одну загадку – еще одну тайну живописи. Посмотрите внимательно на картины и постарайтесь сами догадаться, что же это за тайна? (Дается время для рассматривания). Так про что же эти картины? Про ветер, иней, прошедшую грозу. Посмотрите на картину художника Аркадия Александровича Рылова «Зеленый шум». Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? Что он увидел интересного, на что и наше внимание хотел обратить? (Ответы детей). Да, художнику удалось показать ветер, который раскачивает верхушки деревьев, треплет молодую листву. Кажется, что и мы слышим шум ветра и шелест листьев. Как это удалось изобразить художнику? А посмотрите, как он положил краски на холст? Д. косыми мазками, вот и возникает ощущение движения. Посмотрите, какое это время года? Да, это весна – шумная, веселая. «Зеленым шумом» называет народ весеннее пробуждение природы. Посмотрите, какие краски использовал художник? А какое настроение создают эти цвета красок? (Ответы детей). Да, они дают ощущение прохлады, свежего ветра, ясного дня, радости весны.

     Гуляет над землей буйный весенний ветер. Хозяйничает на просторах полей и вод. Это настроение выразил поэт Николай Алексеевич Некрасов:

                Идет-гудет Зеленый Шум,

                     Зеленый Шум, весенний шум!

                     Играючи расходится

                     Вдруг ветер верховой:

                     Качнет кусты ольховые,

                     Поднимет пыль цветочную,

                     Как облако; все зелено –

                     И воздух и вода!

                     Идет-гудет Зеленый Шум,

                     Зеленый Шум, весенний шум!

    Чтобы выразить свои мысли, свои чувства и передать их нам, поэту нужно подобрать особенные слова, особенный ритм стихов. А как быть художнику? Как ему выразить свое настроение? (Ответы детей). Да, ему нужно подобрать такие цвета, которые бы передали нам и время года, и состояние погоды, чтобы мы и увидели это, и почувствовали настроение весенней природы.

      Расскажите об этой картине («Мокрый луг» Ф.Васильева). Какое время года, какую погоду изобразил художник? Лето, только что прошла гроза. А как мы об этом узнали? Еще клубятся в небе грозовые облака. Темная туча с фиолетовыми оттенками еще висит вдали над белой пеленой дождя. А на земле все уже затихло, успокоилось, пропиталось живительной влагой. Ликует и трепещет в напоенном светом воздухе каждый листочек, каждая травинка с блестящими капельками дождя. Перед нами, на переднем плане, засверкала омытая дождем зелень луга. Даже воздух, кажется, еще насыщен влагой. Но где-то в небе, за желтоватыми лучами, солнце. Вот-вот оно выглянет и засияет. Легкий ветерок бороздит гладь воды. Тень от тучи бежит вслед за ней. Умиротворенная и освеженная дождем природа отдыхает. Ощущение свежести, влажности и уходящей тревоги испытываем мы от этой картины.

       Значит природа все время изменяется, она разная, и живописец может нам с помощью красок рассказать не только о сезоне, времени суток, но еще и о состоянии погоды. Посмотрите еще раз внимательно на все эти картины, полюбуйтесь мастерством художников-живописцев, которые умеют писать так живо, так необыкновенно, удивительно, используя цвет и цветосочитания – основное средство выразительности в живописи. Это один из секретов художников-живописцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ознакомления детей с пейзажными картинами.

Данный материал позволяет более подробно познакомить родителей с методикой ознакомления дошкольников с пейзажной живописью, развитию эстетического восприятия, творческого воображения....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....

Презентация "Ознакомление детей подготовительной к школе группы с пейзажной живописью"

Задачи:1.     Инициировать  художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.2.     Сп...

Консультация для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»

Консультация для педагогов«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию  по пейзажной картине»...

Педагогическое исследование "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине".

Педагогическое исследование«Обучение детей старшего дошкольноговозраста рассказыванию по пейзажнойкартине»      Сафаргулова Наталья ЛеонидовнаВоспитател...

Конспект занятия по ознакомлению детей с изоискусством «Рассматривание картины «Аленушка» В. М. Васнецова

Конспект занятия по ознакомлению детей с изоискусством «Рассматривание картины «Аленушка» В. М. Васнецова (старшая группа)Цель:  Познакомить  детей с репродукцией картины В...